ЛАТУНЬ

ЛАТУНЬ (от нем. Latun), сплав
на основе меди, в к-ром гл. добавкой является цинк (до 50%). Л. выплавляли
ещё до н. э., причём до кон. 18 в. её получали плавкой меди с цинковой
рудой, смешанной с древесным углём. Лишь в 19 в. этот способ был повсеместно
вытеснен прямым сплавлением меди с цинком. Благодаря хорошей обрабатываемости
давлением в горячем и холодном состояниях, высоким механич. свойствам (см.
Медные сплавы), красивому цвету и сравнит, дешевизне Л.- самые распространённые
из медных сплавов. Из них получают листы, ленты, прутки, трубы, проволоку
(деформируемые Л.), а также отливки (литейные Л.). При увеличении содержания
цинка цвет Л. изменяется от красноватого до светло-Жёлтого. В отличие от
красной меди, Л. в России называли жёлтой медью.


Простые Л.- сплавы меди только с
цинком. Л., содержащие до 10% Zn, наз. томпаками, а от 10 до 20% - полутомпаками.
Эти сплавы, отличающиеся хорошей коррозионной стойкостью и повышенной пластичностью,
используют для изготовления радиаторных и конденсаторных труб, листов и
ленты для пла- кирования стали. Л., содержащую ок. 30% Zn и способную к
глубокой вытяжке, называют патронной и широко применяют для изготовления
изделий холодной штамповкой, а также прессованием и волочением.


Для улучшения механич., антикоррозионных
и др. свойств к двойным сплавам меди с цинком добавляют алюминий, олово,
железо, марганец, никель, кремний, свинец и др. элементы (в сумме примерно
до 10%). Многокомпонентные (или специальные) Л. называют алюминиевыми,
кремнистыми, алюминиево- никелевыми, железомарганцовистыми и т. п. Л.,
содержащая ок. 15% Zn и 0,5% А1, имеет красивый золотистый цвет и повышенную
стойкость против атм. коррозии; такой сплав используют как заменитель золота
для знаков отличия и художеств, изделий. Л. с добавкой до 1,5% Sn (т. н.
морские Л.) имеют повышенную стойкость против коррозии в мор. воде. Добавка
свинца (до 3%) делает стружку ломкой и позввляет получать при обработке
резанием поверхность высокой чистоты (см. Автоматная латунь). Свинцовистые
Л. применяются в автомоб. и часовой пром-сти (т. н. часовые Л.).


Многие Л., содержащие более 20-30%
Zn, склонны к коррозионному растрескиванию из-за одновременного действия
остаточных напряжений в изделии и коррозионного воздействия аммиака, а
также сернистого газа во влажной атмосфере (см. Коррозия). Это явление
называют сезонной болезнью Л., т. к. усиленное коррозионное растрескивание
происходит в месяцы с повышенной влажностью воздуха. Растрескивание предотвращают,
применяя отжиг для уменьшения остаточных напряжений (при 250-300 °С). Л.
используются также в общем машиностроении, приборостроении, теплотехнике
и мн. др. отраслях пром-сти.


Лит.: Смирягин А. П., Промышленные
цветные металлы и сплавы, 2 изд., М., 1956. И. И. Новиков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я