ЛАМАРКИЗМ

ЛАМАРКИЗМ первое целостное
учение об эволюц. развитии живой природы, осн. идеи к-рого были изложены
Ж. Б. Ла- марком в "Философии зоологии" (1809). В основе Л. лежит представление
о градации - внутреннем "стремлении к совершенствованию", присущем всему
живому; действием этого фактора эволюции определяется развитие живой природы,
постепенное, но неуклонное повышение организации живых существ - от простейших
до самых совершенных. Результат градации - одновременное существование
в природе организмов разной степени сложности, как бы образующих иерархич.
лестницу существ. Градация легко прослеживается при сравнении представителей
крупных си- стематич. категорий организмов (напр., классов) и на органах,
имеющих первостепенное значение. Считая градацию отображением осн. тенденции
развития природы, насаждённой "верховным творцом всего сущего", Ламарк
пытался, однако, дать этому процессу и материа- листич. трактовку: в ряде
случаев он связывал усложнение организации с действием флюидов (напр.,
теплорода, электричества), проникающих в организм из внешней среды. Др.
фактор эволюции, по Ламарку,- постоянное влияние внешней среды, приводящее
к нарушению правильной градации и обусловливающее формирование всего многообразия
приспособлений организмов к окружающим условиям. Изменение среды - осн.
причина видообразования; пока среда неизменна, виды сохраняют постоянство;
если в ней произошёл сдвиг, виды изменяются. Ламарк сознательно разграничивал
эти факторы эволюции, отмечая, что первому из них в организме соответствуют
"способности постоянные", второму -"способности, подверженные изменению
под влиянием обстоятельств". Внешняя среда на растения и низших животных,
лишённых дифференцированной нервной системы, действует непосредственно,
вызывая у них приспо- собительные изменения. Животные, обладающие нервной
системой, испытывают косвенное влияние среды, их эволюц. преобразования
осуществляются более сложным путём. Сколько-нибудь значит, перемена во
внешних условиях приводит к изменению потребностей животных, обитающих
в данной местности; изменение потребностей влечёт за собой изменение привычек,
направленных на удовлетворение этих потребностей; изменение привычек ведёт
к усиленному употреблению одних органов и неупотреблению других. Чаще функционирующие
органы усиливаются и развиваются, а неупотребляющиеся ослабевают и исчезают.
Возникшие функционально-морфологич. изменения передаются по наследству
потомству, усиливаясь из поколения в поколение. Т. о., по Ламарку, ведущую
роль в эволюц. преобразованиях организмов играет функция: изменение формы
- следствие изменения функции. Положения об упражнении и неупражнении органов
и о наследовании приобретённых признаков были возведены Ламарком в ранг
универсальных законов эволюции. Несостоятельность обоих "законов" была
доказана экспериментально уже в кон. 19 в. и особенно в нач. 20 в. благодаря
открытиям генетики. В позднейших трудах (1815, 1820) Ламарк в значит, мере
сближает оба фактора эволюции. Он склонен рассматривать среду не только
как силу, нарушающую прямолинейность градации, но и как осн. фактор эволюции.
Соответственно и происхождение гл. ветвей родословного древа организмов
он связывает с влиянием конкретных условий существования.


Обосновывая своё учение, Ламарк опирался
на след, факты: наличие разновидностей, занимающих промежуточное положение
между двумя видами; трудности диагностики близких видов и наличие в природе
множества "сомнительных видов"; изменение видовых форм при переходе в иные
экологич. и географич. условия; случаи гибридизации, особенно межвидовой.
Важными доказательствами превращения видов Ламарк считал также обнаружение
ископаемых форм, изменения животных при одомашнении и растений при введении
в культуру. Развивая представления об эволюции, он пришёл к выводу об отсутствии
реальных границ между видами и к отрицанию самого существования видов.
Наблюдаемые разрывы в естественном ряду орга- нич. форм (что даёт возможность
их классифицировать) - это только кажущиеся нарушения единой непрерывной
цепи организмов, объясняющиеся неполнотой наших знаний. Природа, по его
мнению, представляет собой непрерывный ряд изменяющихся индивидуумов, а
систематики лишь искусственно, ради удобства классификации, разбивают этот
ряд на отд. систематич. группы. Подобное представление о текучести видовых
форм стояло в логич. связи с трактовкой развития как процесса, лишённого
каких бы то ни было перерывов и скачков (т. н. плоский эволюционизм). Такому
пониманию эволюции соответствовало отрицание естеств. вымирания видов:
ископаемые формы, по Ламарку, не вымерли, а, изменившись, продолжают существовать
в обличье современных видов. Существование самых низших организмов, как
бы противоречащее идее градации, объясняется их постоянным самозарождением
из неживой материи. Согласно Ламарку, эволюционные изменения обычно не
удаётся непосредственно наблюдать в природе лишь потому, что они совершаются
очень медленно и несоизмеримы с относит, краткостью человеческой жизни.


Ламарк распространил принцип эволюции
и на происхождение человека, хотя в условиях господствовавшего креа- ционизма
был вынужден маскировать свои убеждения. Он считал, что человек произошёл
от обезьян. К числу факторов становления человека он относил переход к
прямохождению и возникновение речи. Ламарк подходил исторически и к высшим
проявлениям жизнедеятельности - сознанию и психике человека, связывая их
возникновение с эволюцией нервной системы и её высшего отдела - головного
мозга. Не дав объяснения органич. целесообразности и не вскрыв истинной
причины эволюц. развития, Ламарк, однако, впервые провозгласил принцип
эволюции всеобщим законом живой природы. Бросив смелый вызов господствовавшим
в то время представлениям о постоянстве видов, он одним из первых сделал
проблему эволюции предметом специального изучения, особым направлением
биол. исследований. Вот почему Ламарк заслужил высокую оценку классиков
марксизма. Л. не получил признания у современников и после смерти его создателя
был предан забвению. Возрождение Л. в форме неоламаркизма произошло в последней
трети 19 в. как реакция на распространение дарвинизма.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
2 изд., т. 20, с. 343 - 626; П о л я- к о в И. М., Ж.-Б. Ламарк и учение
об эволюции органического мира, М., 1962; Раckard A. S., Lamarck, the founder
of evolution, N. Y, - [a.o.], 1901; R о s t a n d J., Aux sources de la
biologie, 4 ed., P., 1958. CM. также лит. при ст. Ламарк. В. И. Назаров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я