ЛАДОВЫЙ РИТМ

ЛАДОВЫЙ РИТМ музыкально-теоретическая
концепция, созданная Б. Л. Яворским в нач. 20 в. Термин "Л. р." означает
развёртывание лада во времени. Концепция эта основывается на выделении
в музыке неустойчивых и устойчивых звуков; тяготение неустойчивых звуков
к разрешению в устойчивые рассматривается как основополагающее для музыкальной
динамики и построения ладов (см. Лад). Источник неустойчивости Яворский
видел в интервале тритона. Со своим разрешением тритон образует первичное
единство устойчивости и неустойчивости -"единую симметричную систему";
две такие системы на расстоянии полутона дают "двойную симметричную систему".
Соединение этих систем образует различные лады. Теория Л. р. дала углублённую
трактовку лада, позволила обосновать лады, выходящие за пределы мажоро-минора
(увеличенный, уменьшенный, цепной, переменные, дважды-лады). Уязвимая сторона
теории Яворского - конструирование ладов на тритоновой основе, что ведёт
к трактовке старинных, лишённых тритона ладов (напр., пентатоники) как
неполных видов более сложных ладовых образований. Ладотональные отношения
Яворский рассматривал в связи с формой и ритмич. пропорциями (отсюда название
концепции). Целостная концепция Л. р. не сохранила своего значения, но
многие её понятия получили развитие в сов. муз.-тео- ретич. мысли.


Лит.: Яворский Б., Строение музыкальной
речи, М., 1908; его же, Упоажне- ния в образовании ладового ритма, 2 изд.,
М.. 1928; Протопопов С., Элементы строения музыкальной речи, М., 1930;
Яворский Б., Воспоминания, статьи и письма, т. 1, М., 1964. В. А. Цуккерман.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я