ЛАД

ЛАД система взаимосвязей
звуков, выраженная в звукоряде. Последовательность ступеней Л. обрадует
его гамму. Необходимое условие - существования Л.- качественное различие
его'сщпеней. Каждая из них несёт 'особую "ладовую функцию (см. Функции
ладовые},, к-рая обусловливается тяготением неустойчивых звуков к устойчивым
(опорном). Осн. устоем служит тоника, Определяющая тональность лада. Нар.
музыка, особенно одноголосная, основывается на секундовой взаимосвязи звуков,
однако определённую роль в ней играет и квин- то-квартовая взаимосвязь,
формирующая диатонич. основу Л. (см. Диатоника) и образующая побочные ладовые
опоры: на V ступени (автентич. лады с квинтовым остовом) или на IV ступени
(плагальные лады с квартовым остовом). Эти ладовые опоры представляют зародыш
гармонич. функций ступеней Л.- доминантовой и субдоминантовой (см. Доминанта
и Субдоминанта). Дополнит, опора на III ступени ведёт к образованию гармонич.
тоники лада - мажорного или минорного трезвучия. Гармонич. функции приобрели
большое значение в композиторской проф. музыке. Они проявляются гл. обр.
в направленности V ступени (доминанты) в тонику, а также в более сложном
взаимоотношении тоники с субдоминантой. Причина такой направленности, приведшей
к образованию автентич. каденции, коренится в акустич. природе звука. Тяготение
неустоев к устоям следует понимать лишь как тенденцию, к-рая проявляется
в музыке по преимуществу косвенно и реализуется обычно в завершающих каденциях.
Л. по существу является обобщённо-абстрагированной системой муз. мышления
и служит для него лишь необходимой ло- гич. основой. Л. обладает только
общими потенциальными выразительными свойствами, к-рые сказываются прежде
всего в его наклонении (см. Наклонение)- мажорной или минорной окраске
(см. Мажор и Минор). В основе диатоники лежат натуральные лады, из которых
основополагающим в мажоре стал ионийский лад как полностью соответствующий
функциональным отношениям аккордов. Аналогичное место занял полный минор,
основанный на эолийском ладе, но включающий вводнотоновое повышение VII
ступени (гармонический минор) и служащее для сглаживания интервала увеличенной
секунды повышение VI ступени (мелодический минор). На этой почве выросла
сложная мажоро-минорная система, включающая признаки остальных натуральных
ладов. В относительно сложных муз. произведениях осуществляется модуляция
в др. тональности, изменяется звуковой состав Л., один лад сменяется другим
(напр., минор мажором), происходит усложнение Л. с помощью альтерации его
ступеней, к-рая вносит в звукоряд все 12 полутонов в качестве надстройки
над диатоникой. Структура ладов отражает нац. и ист. особенности муз. иск-ва
и подчиняется общим закономерностям акустики и муз. восприятия. Наряду
с нац. особенностями в ладах разных народов имеется много общего, что содействует
взаимопониманию и взаимодействию различных муз. культур. С нач. 20 в. традиц.
ладовые системы в творчестве композиторов стали подвергаться значительным
изменениям, что служит предметом исследования музыковедов-теоретиков. Учение
о Л. разрабатывается преимущественно в СССР. ю. Н. Тюлин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я