ЛАВРОВ

ЛАВРОВ (Миртов) Пётр Лаврович
[2(14).6.1823, Мелехове, ныне Псковского р-на Псковской обл.,-25.1(6.2).1900,
Париж], теоретик рус. революционного народничества, философ, публицист,
социолог. Род. в помещичьей семье. В 1842 окончил Артиллерийское уч-ще
в Петербурге; в 1844-66 преподавал математику в воен. уч. заведениях Петербурга.
В 1858 получил звание полковника. С 1852 публиковал статьи по вопросам
воен. техники, естествознания; с 1857 начал публицистич. деятельность (антиправительств,
стихотворения Л. печатались в герценском "Колоколе"). С кон. 50-х гг. выступал
со статьями по педагогике, философии, истории физико-математических наук.
В 1861 Л. произнёс речь на студенческой сходке в ун-те, подписал публичные
протесты против ареста М. Л. Михайлова, против реакционного проекта университетского
устава, травли студентов в печати. В 1862 сблизился с Н. Г. Чернышевским,
вступил в тайное революц. об-во " Земля и воля". В 1863-66 был негласным
редактором "Заграничного вестника". После выстрела Д. В. Каракозова в царя
в 1866 арестован, предан воен. суду и в 1867 сослан в Вологодскую губ.
Здесь Л. написал работу "Исторические письма". В февр. 1870 при содействии
Г. А. Лопатина бежал из ссылки и в марте прибыл в Париж. Осенью 1870 по
рекомендации одного из деятелей франц. рабочего движения, Л. Варлена, вступил
в 1-й Интернационал, участвовал в Парижской Коммуне 1871. По поручению
Коммуны в мае 1871 выехал в Лондон, где сблизился с К. Марксом и Ф. Энгельсом.
В 1873-76 редактор журнала и газеты "Вперёд!" (Цюрих, Лондон), ставших
органами не только рус. революционного, но и трибуной междунар. рабочего
и социалистич. движения. В 1877 Л. из Лондона переехал в Париж. Организовал
(1878) рус- ско-польск. революц. кружок, установил связь с варшавским социалистич.
подпольем, с рус. орг-циями "Чёрный передел" и "Народная воля" и принял
на себя представительство последней за границей. Л. - один из инициаторов
собраний (кон. 1880- нач. 1881) различных фракций рус. революц. эмиграции
для обсуждения вопросов теории социализма и "практических действий рус.
социалистов в России", один из организаторов наро- довольч. "Русской социально-революционной
библиотеки" (1880-82), заграничного Красного Креста "Народной воли" (1882),
ред. (вместе с Л. А. Тихомировым) "Вестника Народной воли* (1883-86), участник
создания "Социалистической библиотеки" Цюрихского лит. социали- стич. фонда
(1889), "Группы старых народовольцев". В 70-90-х гг. поддерживал отношения
с представителями нем., франц., англ., амер., польск., серб., хорв., чеш.,
болг., рум., сканд. революционного движения, сотрудничал во многих их изданиях.
Л. печатался в ряде легальных рус. газет и журналов (выявлено ок. 60 псевдонимов
Л.).


Своё мировоззрение Л. определял как
антропологизм (воздействие идей Л. Фейербаха). Филос. деятельность началась
в кон. 50- нач. 60-х гг. В работах о Г. Гегеле (1858-59), "Очерках вопросов
практической философии. Личность" (1860), в "Трех беседах о современном
значении философии..." (1861) и др. Л., опираясь на рационалистич. традиции
в философии, выступил с критикой религии и мистич. форм идеализма. В этих
произведениях обнаружил преимуществ, интерес к проблемам личности в философии
и социологии. Выступая против "исключительно одностороннего увлечения естественными
науками", возникшего в среде рус. молодёжи в значит, степени под влиянием
Д. М. Писарева, Л. видел гл. задачу науки в том, чтобы раскрыть "законы
нравственности, т. е. законы общественных отношений человека", дать молодому
поколению руководство для "сознательного участия в общественной жизни".
Итогом филос. творчества этого периода явились известные "Исторические
письма" (1868-69, отд. изд. 1870), где, перерабатывая теоретич. концепции
П. Ж. Прудона, О. Конта, Г. Спенсера и др. мыслителей, Л. дал анализ таких
понятий, как история, прогресс, культура, цивилизация,идеал,гос-во, нация
и др. Начало ист. жизни человечества связано, по Л., с появлением у дикаря
на чисто физиол. основе "сознательного стремления к прогрессу". Важную
роль в его теории прогресса играет различение культуры и цивилизации. Первая
характеризует социальную среду, связанную с застывшими формами жизни, воспроизводящимися
согласно обычаю. Вторая - прогрессивное движение обществ, форм, смену различных
фазисов культуры, происходящую под воздействием критич. мысли. "Мысль есть
единственный деятель, сообщающий человечное достоинство общественной культуре"
(Избр. соч. на социально-политич. темы, т. 1, 1934, с. 244). А поскольку
"мысль реальна лишь в личности" (там же, с. 245), постольку двигателем
прогресса является интеллигенция - небольшая группа личностей, способная
наслаждаться развитием и вырабатывающая потребность развития. Первонач.
прогресс этого меньшинства был куплен "порабощением большинства" (т. н.
"цена прогресса"); уплата интеллигенцией своего долга перед народом заключается
"... в посильном распространении удобств жизни, умственного и нравственного
развития на большинство, во внесении научного понимания и справедливости
в общественные формы" (там же, с. 227). Формула прогресса, данная Л., гласит:
"развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение
в общественных формах истины и справедливости..." (там же, с. 199). На
этом этич. основании Л. возводит свой социалистич. идеал как "требование
солидарности всего человечества" (там же, т. 4,1935, с. 107). Будущий социалистич.
строй осуществит, по Л., гармонию личностного и обществ, начал в истории.
Подчёркивая принципиальное различие явлений общественных и природных, Л.
полагал, что поскольку историю отличает развитие, прогресс, то найти закон
ист. развития - значит обнаружить "нормальный порядок" неповторяющихся
"фазисов эволюции". Установление правильной перспективы ист. фактов, уяснение
их смысла зависит от самого историка. Отсюда и идея Л. о субъективном методе
в социологии, отрицающем объективный материальный критерий при определении
направления обществ, развития (см. там же, т. 1, с. 189, 190, 391).


Несмотря на субъективно -идеалистич.
характер, социология Л. сыграла в России прогрессивную роль, став теоретич.
основой деятельности целой плеяды революционеров-народников. Идея активного
воздействия сознания на ход истории, теория "неоплатного долга" интеллигенции
перед народом, призыв к переустройству общества на началах "истины и справедливости"
воспринимались молодёжью как лозунг свержения несправедливого обществ,
строя и создания революц. партии, основанной на союзе передовой интеллигенции
с народом. Под влиянием Маркса Л. несколько изменил своё понимание ист.
процесса. В последних работах Л. социализм выступает не только как нравств.
идеал, вырабатываемый мыслящим меньшинством, но и как "неизбежный результат
современного процесса экономической жизни". Ряд ценных мыслей Л. высказал
в работе "Государственный элемент в будущем обществе" (1876), где поставлена
проблема постепенного отмирания государственности при социализме, гарантий
от узурпации власти отд. лицами и др. Если раньше, полемизируя с рус. бланкистами,
Л. категорически высказывался против революционной диктатуры, то теперь
он признаёт её вынужденную необходимость. Государство при социализме мыслится
только как диктатура большинства, его сохранение - мера временная; зрелый
социализм не знает управления человека человеком "в смысле принудительной
власти одной личности над другой". Образец социалистич. гос-ва Л., как
и Маркс, видел в Парижской Коммуне 1871. Теоретич. заслугой Л. была критика
революц. авантюризма. В противоположность анархисту М. А. Бакунину Л. указывал,
что нельзя "торопить" историю путём искусственно вызванных революций, пока
не даст плоды пропаганда социалистического учения среди трудящихся и тщательная
теоретич. и нравств. подготовка революционеров. Л. выступил и против заговорщической
тактики П. Н. Ткачёва: "Мы не хотим новой насильственной власти на смену
старой, каков бы ни был источник новой власти. Будущий строй русского общества
... должен воплотить в дело потребности большинства, им самим сознанные
и понятые" (там же, т. 4, с. 31).


Значение Л. в истории обществ, мысли
крайне противоречиво. Его филос. работы 50-60-х гг. представляют собой
как бы промежуточное звено от материализма Чернышевского и др. шестидесятников
к неокантианству и субъективизму Михайловского. В социологии Л., полемизируя
с ист. фатализмом, дал разработку вопроса о субъективном факторе в истории,
к-рый, однако, он переоценивал. На работах Л. 70-80-х гг. сказалось влияние
Маркса, хотя "достройка" концепции Л. элементами "экономического материализма"
не могла изменить её основы. Подчёркивание Л. интернац. характера революц.
борьбы и значения науч. социализма Маркса облегчило переход нек-рых последователей
Л. на позиции социал-демократии. С др. стороны, ряд его последователей,
руководствуясь идеей о постепенной подготовке революции, отошёл от революц.
деятельности к "культурничеству" (от этих "лавристов" отрекался сам Л.).
Ошибочные идеи Л. были подвергнуты критике Г. В. Плехановым и В. И. Лениным.


С о ч.: Собр. соч., сер. 1,3-6, П.,
1917-20 (не закончено); Избр. соч. на социально- политические темы, т.
1-4, М., 1934 - 35 (не закончено, имеется библ.); Философия н социология,
т. 1-2, М., 1965; [Стихи], в кн.: Вольная русская поэзия второй половины
XIX в., Л., 1959.


Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч.,
5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 447); К. Маркс, ф. Энгельс и революционная
Россия, М., 1967; Плеханов Г. В., Письмо к П. Л. Лаврову, Соч., т. 2, М.-
Л., 1925; его же, Конспект речи в день похорон П. Л. Лаврова, в кн.: Литературное
наследие Г.В.Плеханова, сб. 1, М., 1934; "Вперёд!", Сборник статей, посвященных
памяти П. Л. Лаврова, П.-М., 1920; Книжник- Ветров И., П. Л. Лавров, 2
изд., М-, 1930 (имеется библ.); Левин Ш. М., Общественное движение в России
60 - 70-х гг. XIX в., М., 1958; Антонов В. Ф., Фпло- софско-исторические
взгляды П. Л. Лаврова, "Уч. зап. Московского областного педагогического
ин-та им. Н. К. Крупской", т. 221. Философия, в. 12, М., 1968; С е д о
в М. Г., П. Л. Лавров в революционном движении России, "Вопросы истории",
1969, N° 3; В о- лодин А. И., ИтенбергБ.С., Фридрих Энгельс и Петр Лавров,
в кн.: Энгельс и проблемы истории, М.. 1970; их же. Карл Маркс и Петр Лавров,
в кн.: Прометей, т. 8, М., 1971; Ж и г у н о в Е. К., П. Л. Лавров и его
связи с польским революционным движением 70-90-х годов XIX в., в кн.: Исследования
по истории польского общественного движения, М., 1971; К е и з е р о- в
а В. М., П. Л. Лавров как историк социальных утопий, в кн.; философские
и социологические исследования, Л., 1971. А. И. Володин, Е. К. Жигунов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я