КУСТОДИЕВ

КУСТОДИЕВ Борис Михайлович
[23.2 (7.3).1878, Астрахань,-26.5.1927, Ленинград], советский живописец,
график и театральный художник. Учился в петерб. АХ (1896-1903) у И. Е.
Репина, участвовал в работе над его картиной "Заседание Государственного
совета" (1901-03, Рус. музей, Ленинград). Акад. петерб. АХ (1909). Чл.
Союза рус. художников (с 1907), "Мира искусства* (с 1911), АХРР (с 1923).В
1905-07 сотрудничал в революц. сатирич. журналах "Жупел" (рис. "Вступление.
Москва"), "Адская почта" и "Искры". С 1906 К. выступал с сериями картин
на темы праздничного крест, и провинц. мещанско-купеческого быта ("Ярмарки",
"Деревенские праздники", "Масленицы", "Балаганы"); для этих работ характерны
развёрнутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность
в деталях и сближающие К. с практикой "модерна" линейно-плоскостное, декоративное
решение композиции, игра разномасштабными фигурами и планами. В дальнейшем,
идя по пути большей стилизации, К. превращает свои бытовые сцены в театрализов.
картины-зрелища, а своих персонажей - в собират. образы-типы, олицетворение
сытой купеческой России. Откровенно любуясь материально- телесным изобилием,
пёстрым узорочьем изображаемого мира, иногда идеализируя его, К. в то же
время относится к нему иронически, даёт почувствовать его самодовольство
и косность ("Купчихи", темпера, 1912, Музей рус. иск-ва, Киев; "Красавица",
1915, Третьяковская гал.; "Купчиха за чаем", 1918, Рус. музей). С нач.
1900-х гг. К. разрабатывал' жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером
или пейзажем. Наряду с внешне эффектными, часто салонными портретами он
создавал портреты интимно-лирич. склада ("Утро", 1904, Рус. музей), а также
сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в
к-рых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщённые
нац. черты (автопортрет, 1912, Гал. Уффици, Флоренция; портреты А. И. Анисимова,
1915, Ф. И. Шаляпина, 1922, оба - Рус. музей). Много работая для театра,
К. переносил на сцену свои тематич. и стилистич. увлечения и решал формально-
декоративные задачи, не всегда совпадавшие с замыслом автора и режиссёра
("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; "Гроза" Островского, 1918,
неосуществлённая пост.). Успешными были постановки "Блохи" Замятина (1925,
МХАТ 2-й; 1926, ленингр. Большой драматич. театр), в к-рых К. нашёл органическую
эмоциональную связь с драматургич. материалом. В по- слереволюц. годы К.
участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября, создавал плакаты,
лубки и картины на темы революции ("Большевик", 1919-20, Третьяковская
гал.; "Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого",
1921, Рус. музей). Тонкий рисовальщик, владевший уверенным, чётким штрихом,
К. выполнил циклы илл. к произв. классиков и совр. авторов (илл. к произв.
Лескова "Штопальщик", 1922, "Леди Макбет Мцен- ского уезда", 1923), работал
в технике литографии и гравюры на линолеуме. Илл. см. на вклейке к стр.
56.


Лит.: Воинов В., Б. М. Кустодиев,
Л., 1925; Эткинд М., Б. М. Кустодиев, Л.- М., I960; Л е б е д е в а В.
Е., Б. М.Кустодиев, М., 1966; Б. М. Кустодиев. Письма. Статьи, заметки,
интервью..., [Л., 1967]. В. Е. Лебедева.


Б. М. Кустодиев. Автолитография Г.
С. Верейского. 1921. Фрагмент.


Б. М. Кустодиев. "Купчиха". 1915.
Русский музей. Ленинград.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я