Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > КУЛЬТУРНО- ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

КУЛЬТУРНО- ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

КУЛЬТУРНО- ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА в
СССР, система мероприятий, содействующих коммунистич. воспитанию и политич.
просвещению трудящихся, подъёму их общего культурного уровня, развитию
творческих способностей, организации досуга. К.-п. р. является составной
частью идеологич. деятельности Коммунистич. партии и Сов. гос-ва, профсоюзов,
комсомола.


Под термином "К.-п. р." понимают направленную
деятельность клубных учреждений, массовых библиотек, парков
и садов культуры и отдыха; большое место занимает К.-п. р. в работе музеев,
кинотеатров,
театров и др. учреждений культуры, а также радио и телевидения. В широком
смысле понятием К.-п. р. охватывается любая организованная вне учебных
заведений деятельность, способствующая культурному росту человека.


Становление и развитие К.-п. р. как
самостоят. области идеологич. деятельности начались после победы Окт. революции
1917 и непосредственно связаны с осуществлением в СССР культурной революции.
Главные
задачи и важнейшие принципы К.-п. р. определены В. И. Лениным, развиты
в решениях съездов Коммунистич. партии, в постановлениях ЦК КПСС по идеологич.
вопросам. Ленин рассматривал К.-п. р. как часть парт. дела и вместе с тем
как осуществление культурно-воспитательной функции Сов. государства. Эта
важнейшая идея была положена в основу созданного в системе Наркомпроса
РСФСР в нояб. 1920 Главного политико-просветительного комитета
(Главполитпросвет),
объединившего
функции парт. и гос. руководства этой областью. Значит. вклад в разработку
теории и практики К.-п. р. внесла Н. К. Крупская, руководившая с первых
дней Сов. власти Внешкольным отделом Наркомпроса РСФСР, а с 1920 - Глав-политпросветом.


В дальнейшем по мере роста и совершенствования
К.-п. р., создания многообразной сети культурно-просветит. учреждений механизм
руководства К.-п. р. соответственно изменялся. В наркомпросах (позднее
мин-вах просвещения союзных республик) создаются управления изб-читален
и домов культуры, управления библиотек и т. п. С 1945 руководство К.-п.
р. передаётся в специально созданные комитеты по делам культурно-про-светит.
учреждений при Советах Министров союзных республик, а с 1953 - в Мин-во
культуры СССР и мин-ва культуры союзных республик.


К.-п. р. в СССР имеет следующие осн.
направления: формирование коммуни-стич. мировоззрения, трудовое воспитание,
нравственное воспитание, атеистическое воспитание, научно-технич. пропаганда
и распространение экономич. знаний, эстетич. воспитание, физич. воспитание,
организация художественной самодеятельности, отдыха и развлечений. Формы
К.-п. р. постоянно развиваются и совершенствуются. Наряду с такими традиционными
формами, как беседы, лекции, доклады, спектакли, концерты, в клубных учреждениях
всё шире проводятся тематич.вечера, читательские конференции, устные журналы,
создаются народные университеты, кинолектории, любительские объединения
по интересам и т. п. Большое место в К.-п. р. занимает художественная
самодеятельность; с
60-х гг. начала развиваться её высшая форма - народные
театры.
В 1971 в СССР работали 133 тыс. клубных учреждений, 128,6 тыс.
массовых б-к (с общим фондом 1366,1 млн. экз. книг и журналов), 553 проф.
театра (св. 114 млн. посещений), 1173 музея (св. 110 млн. посещений), 157,1
тыс. киноустановок (4656 млн. посещений киносеансов). В клубных учреждениях
за 1970 проведено 5273 тыс. лекций и докладов (присутствовало св. 477 млн.
чел.), дано 2334 тыс. спектаклей и концертов силами художеств. самодеятельности
(присутствовало 417,4 млн. чел.), работали 440тыс.кружков(6951 тыс. участников);
в 1970 насчитывалось ок. 16 тыс. нар. университетов с 3218 тыс. слушателей.


Всесоюзное общество "Знание" и
его отделения на местах организуют чтение публичных лекций, принимают активное
участие в работе нар. университетов и т.п. За 1970 об-вом"Знание" проведено
18 237 тыс. лекций, на к-рых присутствовало 951 млн. чел. Большую К.-п.
р. проводят комсомол и др. общественные орг-ции, отделы пропаганды союзов
писателей, композиторов, художников, кинематографистов, республиканские
хоровые об-ва, об-ва охраны памятников истории и культуры и т. д.


Подготовка кадров культурно-просве-тит.
работников ведётся в ин-тах культуры, высших профсоюзных школах, культурно-просветит.
училищах, библиотечных техникумах (см. Культурно-просветительное образование).
В
ряде пед., мед., с.-х. и др. вузов в 60-е гг. созданы факультеты обществ.
профессий, готовящие обществ. руководителей К.-п. р. параллельно с осн.
специальностью. Для разработки теории и методики К.-п. р. в 1969 в Москве
образован Н.-и. ин-т культуры Мин-ва культуры РСФСР. Во всех союзных и
автономных республиках, в краях и областях действуют методич. кабинеты
культурно-просветит. работы, дома нар. творчества и дома художеств. самодеятельности.


Вопросы К.-п. р. освещаются гл. обр.
в газете "Советская культура", в спец. журналах "Культурно-просветительная
работа", "Клуб и художественная самодеятельность", "Соцiалистычна культура"
(на укр. яз.) и журналах, посвящённых К.-п. р., выходящих на арм., азерб.,
эст. языках.


Лит.: Ленин В. И., Полн. собр.
соч., 5 изд., т. 37, с. 463-64; т. 38, с. 329-32; т. 40, с. 160-65; т.
41, с. 138-50, 398, 408; т. 44, с. 155-75; Материалы XXIV съезда КПСС,
М., 1971, с. 278-79; Крупская Н. К., Педагогические сочинения, т. 7-9,
М., 1959-60; Фрид Л. С., Очерки по истории развития политико-просветительной
работы в РСФСР (1917 - 1929 гг.), Л., 1941; Культурно-просветительная работа,
[М.]. 1969; Клубоведение, М., 1972. М. В.Раузен.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я