КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ социалистическая,
революционный процесс духовного преобразования общества, составная часть
социалистического строительства, создание социалистич. культуры - высшей
ступени в развитии мировой культуры, приобщение трудящихся к достижениям
культуры. К. р. направлена на превращение всех трудящихся в социально активных
участников культурно-историч. процесса, на формирование нового человека.
К. р. является одной из важнейших закономерностей построения социализма.
Учение о К. р. как "целой полосе общественного развития" разработано В.
И. Лениным, определившим её сущность, задачи и цели (термин чкультурная
революция" введён Лениным в 1923 в работе "О кооперации"). Отбросив социал-демократич.
догматич. схемы об обязательной очерёдности социальных преобразований и
необходимости достижения "высокого уровня" культуры как предпосылки социального
переворота, В. И. Ленин после Окт. социалистич. революции выдвинул программу
К. р.


К. р. обусловлена революц. преобразованиями
в экономике и политике (установление диктатуры пролетариата, обобществление
средств произ-ва, социалистам, индустриализация, коллективизация с. х-ва).
К. р. начинается после завоевания власти рабочим классом и осуществляется
трудящимися под руководством коммунистической партии. Она является необходимым
условием построения социализма. К. р. уничтожает духовное господство и
культурную монополию буржуазии в обществе, превращает отчуждённую от народа
в условиях капитализма культуру в его достояние, предоставляя трудящимся
полную возможность на деле пользоваться благами культуры, цивилизации и
демократии (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5изд.,т.38,с.94). Все орудия
культурной деятельности становятся средством распространения новой, социалистич.
культуры. Ломая и отбрасывая всё реакционное, косное, устарелое в культуре,
К. р. сохраняет для нового общества всё то ценное, что было накоплено человечеством
за его многовековую историю, всё прогрессивное культурное наследие, творчески
и критически развивая лучшие образцы, традиции, результаты мировой цивилизации
"...с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата
в эпоху его диктатуры" (там же, т. 41, с. 462). К. р. знаменует собой смену
закономерностей духовного развития антагонистического общества, выражавших
углубляющийся разрыв культуры и народа, господство реакц. культуры, новыми
закономерностями духовного развития. На основе этих закономерностей происходит
становление и утверждение социалистич. и коммунистич. культуры. К. р. включает
создание социалистич. системы нар. образования и просвещения, перевоспитание
бурж. и формирование новой, социалистич. интеллигенции, создание социалистич.
литературы и искусства, подъём науки, формирование новой морали, утверждение
атеистического мировоззрения, перестройку быта и т. д. Важнейшей целью
К. р. является превращение принципов марксистско-ленинской идеологии в
личные убеждения человека, воспитание умения применять эти принципы в практич.
деятельности и вести бескомпромиссную борьбу с пережитками прошлого, с
бурж. и ревизионистскими взглядами.


Социалистич. культурные преобразования
одинаковы по своей сущности и целям в различных странах и видоизменяются
в соответствии с нац. и ист. особенностями данного народа, нации, страны,
с уровнем их экономич. и культурного развития, достигнутым до начала К.
р. В СССР, где впервые в истории была осуществлена К. р., её особенности
определялись значит. отсталостью, унаследованной от старого строя, неравномерностью
экономического и культурного развития наций и народностей России. 73% населения
в возрасте от 9 лет и старше было неграмотным (перепись 1897). В переходный
период от капитализма к социализму в СССР была коренным образом перестроена
система нар. образования, ликвидирована массовая неграмотность, создана
широкая сеть школ, вузов, культ.-просвет. учреждений. К. р. в нац. республиках
по темпам развития опережала центр. р-ны страны. Перевоспитание старой
и ускоренное формирование новой интеллигенции, вышедшей из рядов рабочего
класса и крестьянства, привело к расцвету науки, литературы и искусства.
В
Программе КПСС (1961) оценивается значение К. р.: "В стране осуществлена
культурная революция. Она вывела трудовые массы из духовного рабства и
темноты, приобщила их к богатствам культуры, накопленным человечеством.
Страна, большинство населения которой было неграмотным, совершила гигантский
взлет к вершинам науки и культуры" (1972, с. 14). К. р. охватила все социальные,
нац., этнич. группы, способствуя развитию их сотрудничества и единства
на основе марксистско-ленинского мировоззрения. Опирающаяся на принципы
интернационализма,
К.
р. привела к всестороннему развитию всех нац. культур, ликвидации отсталости
ряда народов и наций в области культуры. В СССР впервые создана письменность
ок. 50 народностей, литература издаётся на 89 языках, радиовещание ведётся
более чем на 60 языках народов СССР. В ходе интенсивного расцвета и взаимообогащения
нац. культур усиливаются общие черты единой интернациональной культуры.
Принципиально чуждая бурж. установке на стандартизацию и нивелировку духовной
жизни, К. р. создаёт предпосылки для свободного развития всех трудящихся.


К. р. способствовала преодолению противоположности
между городом и деревней, между людьми физич. и умств. труда, росту политич.
активности масс, приобщению трудящихся к управлению обществом, громадному
подъёму производительности сбщественного труда.


В результате К. р. в СССР обновилась
духовная жизнь рабочего класса и колхозного крестьянства, возрос
их культурно-технич. уровень, коренные изменения произошли в их сознании
и быту. Из среды крестьянства выдвинулись миллионы квалифицированных колхозников
и рабочих, специалистов, учёных, обществ. деятелей. Успешно развёртывается
процесс постепенного подтягивания культуры села до уровня культуры социалистич.
города. До Окт. революции 1917 в России на 159 млн. чел. населения приходилось
290 тыс. специалистов. Общая численность работников, занятых преим. умств.
трудом, в СССР в 1973 достигла ок. 33 млн. чел. За годы Сов. власти в 90
раз возросло число науч. работников, в 1972 их насчитывалось 1055,4 тыс.
чел. (см. Интеллигенция ).


В зрелом социалистич. обществе важнейшей
задачей культурного развития становится создание всех необходимых идеологич.
и культурных условий для победы коммунизма, ибо "от культурного роста населения
в огромной мере зависят подъем производительных сил, прогресс техники и
организация производства, повышение общественной активности трудящихся,
развитие демократических основ самоуправления, коммунистическое переустройство
быта" (там же, с. 129-30).


Развивающаяся научно-техническая
революция
и связанная с ней интеллектуализация труда настоятельно требуют
приобщения всех трудящихся к активной творч. деятельности, обеспечения
массам возможности достижения уровня культуры, необходимого для активного
участия в управлении обществом, для всестороннего развития личности.


Руководствуясь марксистско-ленинским
учением о К. р., члены содружества социалистич. гос-в творчески заимствуют
всё наиболее ценное друг у друга. Использование богатейшего опыта СССР,
крепнущая культурная консолидация социалистич. стран способствуют дальнейшему
расцвету каждой страны, обогащению духовного потенциала мировой социалистич.
системы в целом.


Европ. социалистич. страны, избежав
гражданской войны, смогли уже в первые годы нар. власти успешно решить
многие задачи К. р. Относительно высокий уровень развития производит. сил
в ряде этих стран и помощь СССР предопределили сравнительно быстрое осуществление
культурных преобразований. В то же< время сильное влияние религии
(напр., в Польше) осложняло проведение К. р.


Опыт К. р. в СССР и др. социалистич.
странах оказывает большое влияние на культурное развитие стран Азии, Африки,
Лат. Америки, завоевавших нац. независимость (борьба за ликвидацию массовой
неграмотности населения, перестройка и расширение нар. образования и просвещения,
создание новой демократич. школы, формирование нац. интеллигенции, становление
идеологии антиимпериализма и антиколониализма и т. д.). Не имея непосредственно
социалистич. характера, эти преобразования тесно связаны с общими задачами
антифеод., антиимпериалистич., демократич. революции и могут рассматриваться
как национально-демократич. тип культурной революции.


Ничего общего с К. р. не имеет политич.
кампания, проводившаяся в Китае во 2-й пол. 60-х гг. под названием "культурной
революции", в ходе к-рой уничтожались памятники культуры, насаждался нигилизм
по отношению к мировой культуре, антиинтеллектуализм, преследовалась интеллигенция.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистической
партии, там же, т. 4; Л е н и н В. И.. О пролетарской культуре, Полн. собр.
соч., 5 изд.. т. 41; его же, О нашей революции, там же, т. 45; его же,
О кооперации, там же; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1972,
гл. 5; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Крупская Н. К., О пролетарской
культуре, в её кн.: Педагогические сочинения, т. 7, М.. 1959; Луначарский
А. В., Культурная революция и общественность. Речь на< Втором
съезде ОДН, М.- Л., 1929; Коммунизм и культура, М., 1966; Строительство
коммунизма и духовный мир человека, М.. 1966; Культурная революция в СССР.
1917 - 1965, [М., 1967]; Арнольдов А. И., Социализм и культурная революция,
М., 1970: Ленинизм и развитие социалистической культуры, М.- Таш., 1971;
КПСС во главе культурной революции в СССР, М., 1972. А. И. Арнольдов.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я