КУЛИБИН

КУЛИБИН Иван Петрович [10(21).4.
1735, Н. Новгород, ныне Горький,- 30.7 (11.8). 1818, там же], русский механик-самоучка.
Род. в семье мелкого торговца. С ранних лет обнаружил исключительные способности
к изготовлению различных механических устройств. Особое внимание в юношеские
годы уделял изучению часовых механизмов. В 1764-67 создал часы в форме
яйца, представлявшие собой сложнейший механизм автоматического действия.
Эти часы К. преподнёс в 1769 Екатерине II, к-рая назначила его заведующим
механич. мастерской Петерб. АН. Здесь К. сконструировал "планетные" карманные
часы, применив в них компенсационное устройство новой системы; кроме часов,
минут и секунд, часы показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы
Луны. Им были созданы проекты башенных часов, миниатюрных "часов в перстне"
и др. Разработал также новые способы шлифовки стёкол для изготовления микроскопов,
телескопов и др. оптич. приборов.


В 70-х гг. 18 в. спроектировал деревянный
одноарочный мост через р. Неву с длиной пролёта 298 м (вместо применявшихся
ранее 50 - 60-м пролётов), предложив использовать оригинальные фермы
с перекрёстной решёткой. В 1776 построенная К. модель этого моста в 1/10
натуральной величины была испытана спец. академической комиссией. Проект
К. получил высокую оценку Л. Эйлера, Д. Бернулли и др., но
осуществлён не был. С 1801 К. работал над вариантами металлич. моста, однако
и эти интересные проекты, несмотря на полную технич. обоснованность, были
отклонены правительством. Всего К. разработал 3 варианта деревянных и 3
варианта металлич. мостов.


В 1779 сконструировал знаменитый фонарь
(прожектор), дававший при слабом источнике мощный свет. Это изобретение
было использовано в пром. целях - для освещения мастерских, судов, маяков
и т. д. К. была изготовлена (1791) повозка-самокатка, в к-рой он применил
маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т. д.;
повозка приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали. В том же
году разработал конструкцию "механических ног" - протезов (этот проект
после войны 1812 был использован одним из франц. предпринимателей). В 1793
построил лифт, поднимавший с помощью винтовых механизмов кабинку. Создал
оптич. телеграф для передачи условных сигналов на расстояние (1794).


В 1801 К. был уволен из академии и
вернулся в Н. Новгород. Здесь он разработал способ движения судов вверх
по течению рек и в 1804 построил "водоход", работу над к-рым он начал ещё
в 1782. Испытания показали полную пригодность и экономичность таких судов,
однако и это изобретение К. не было использовано, а само судно через нек-рое
время было продано на слом. К этому же периоду относятся работы К. по применению
паровой машины для движения грузовых судов. Автор мн. др. проектов (приспособление
для расточки и обработки внутр. поверхности цилиндров, машина для добычи
соли, сеялка, различные мельничные машины, водяное колесо оригинальной
конструкции, фортепьяно и др.). В последние годы жизни К. находился в крайне
тяжёлых материальных условиях.


Лит.: Свиньин П., Жизнь русского
механика Кулибина и его изобретения, СПБ, 1819; Пипуныров В. Н., Иван Петрович
Кулибин. Жизнь и творчество, М., 1955; Рукописные материалы И. П. Кулибина
в Архиве Академии наук СССР. Научное описание с приложением текстов и чертежей,
М.- Л., 1953 (АН СССР. Труды архива, в. 11).




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я