КУЛАЧКОВЫЙ МЕХАНИЗМ

КУЛАЧКОВЫЙ МЕХАНИЗМ механизм,
в состав к-рого обычно входят два подвижных звена - кулачок и толкатель
и неподвижное звено - стойка; К. м. осуществляют почти любой практически
требуемый закон движения ведомого звена - толкателя при непрерывном движении
ведущего звена - кулачка. Для воспроизведения сложной траектории движения
рабочих органов, напр. в трикотажных машинах, движение толкателю передают
два кулачка. К. м. компактны, могут быть легко включены в общую схему машины.
Нек-рыми недостатками К. м. являются повышенный износ в двухподвижной кинематической
паре
и склонность к размыканию при высоких скоростях. Для уменьшения
износа звенья К. м. изготовляют из высококачественных сталей, закаливают
и тщательно обрабатывают. Во избежание нарушения контакта между кулачком
и толкателем применяют силовое замыкание пары, к-рое выполняют при помощи
пружин, постоянно прижимающих толкатель к кулачку, или геометрическое замыкание,
при к-ром кулачку или толкателю придают форму, исключающую отход толкателя
от кулачка, напр. кулачок выполняют с пазом, в к-рый входит ролик толкателя.


К. м. применяются в различных областях
машиностроения, напр. в двигателях внутр. сгорания, металлорежущих станках,
машинах пищевой пром-сти и др., в к-рых через К. м. осуществляется программирование
рабочего процесса; в машинах-автоматах, где К. м. выполняют функции управления,
включая и выключая рабочие органы в соответствующий момент.


Лит.: Машиностроение. Энциклопедический
справочник, т. 9, М., 1949, с. 102 - 10; Левитский Н. И., Кулачковые механизмы,
М.р 1964; Попов Н. Н., Расчёт и проектирование кулачковых механизмов, М.,
1965. И. Г. Герцкис.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я