КУБИЗМ

КУБИЗМ (франц. cubisme, от cube
- куб), модернистское течение в изобразит. искусстве (преимущественно в
живописи) 1-й четв. 20 в., к-рое выдвинуло на первый план формальную задачу
конструирования объёмной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные
функции искусства. Слово "кубисты" было употреблено в 1908 и 1909 франц.
критиком Л. Воселем как насмешливое прозвище группы художников, изображавших
предметный мир в виде комбинации геом. тел или фигур. Термин "К." вначале
обозначал формальный эксперимент, предпринятый во Франции между 1907 и
1914 небольшими группами художников под влиянием живописи П. Сезанна
(его
посмертная выставка состоялась в Париже в 1907), африканской скульптуры
и иск-ва примитивов. В 1907 П. Пикассо написал необычную по остроэмоциональной
гротескности картину "Авиньонские" девушки" (Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк),
в к-рой фигуры справа, деформированные, огрублённые, изображены без к.-л.
элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости
объёмов. В 1908 в Париже образовалась группа "Бато-лавуар" ("Лодка-плотомойня"),
куда входили П. Пикассо, Ж. Брак, испанец X. Грис, писатели Аполлинер,
Г. Стайн и др. В этой группе сложились и последовательно были выражены
осн. принципы К. В другую группу, возникшую в 1911 в Пюто под Парижем и
оформившуюся в 1912 на выставке "Сексьон д'ор" ("Золотое сечение"), входили
эпигоны и популяризаторы К.- А. Глез, Ж. Метсенже, Ж. Виллон, А. Ле Фоконье
и художники, лишь частично соприкоснувшиеся с К.,- Ф. Леже, "орфисты" Р.
Делоне и Ф. Куп-ка, будущие "дадаисты" Ф. Пикабия и М. Дюшан.


В целом К., родившийся в условиях общего
глубокого кризиса бурж. культуры эпохи империализма, был разрывом с традицией
реалистич. иск-ва, сложившейся в эпоху Возрождения, в т, ч. с созданием
зрительной иллюзии мира на плоскости. Вместе с тем творчество кубистов
носило характер вызова стандартной красивости салонного иск-ва, туманным
иносказаниям символизма, зыбкости поздней импрессионистской живописи. Входя
в круг бунтарских, анархиствующих , буржуазно-индивидуалистических течений,
К. выделялся среди них тяготением к аскетичности цвета, к простым, весомым,
осязаемым формам, к таким элементарным мотивам, как дерево, дом, утварь,
инструменты. Сама геометризация форм подчёркивала устойчивость, предметность
мира, особенно в ранний, "сезанновский" период кубизма (1907- 1909); мощные
гранёные объёмы как бы плотно раскладываются на плоскости холста, образуя
подобие рельефа, причём цвет, выделяя отд. грани, и подчёркивает, и дробит
объём (П. Пикассо - "Фермерша", 1908, Эрмитаж, Ленинград; Ж. Брак - "Эстак",
1908, Художеств.


музей, Берн). В следующей, "аналитической"
стадии кубизма (1910-12) предмет окончательно разлагается, дробится на
мелкие грани, к-рые чётко отделяются друг от друга, а предметная форма
как бы распластывается на холсте. Игра граней подчиняется сложному декоративному
ритму (П. Пикассо - портрет А. Воллара, 1910, Музей изобразительных искусств
им. А. С. Пушкина, Москва; Ж. Брак-"В честь И. С. Баха", 1912, частное
собр., Париж). В последней, "синтетической" стадии (1912- 1914) полностью
побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные
панно (П. Пикассо - "Харчевня", 1913-14, Эрмитаж; Ж. Брак - "Женщина с
гитарой", 1913, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). Одновременно появляется
интерес ко всякого рода наклейкам (коллажам), присыпкам, объёмным
конструкциям, т. е. отказ от изображения объёма и пространства "компенсируется"
построениями в реальном пространстве. Тогда же появляется ку-бистическая
скульптура с характерной для неё игрой пространственности и плоскостности
("контррельефы" А. П. Ар-хипенко, пространственные конструкции А. Лорана,
Р. Дюшан-Виллона, гео-метризов. рельефы и фигуры О. Цадки-на, Ж. Липшица).
Уже изжив себя во Франции, К. оказал известное влияние на итал. футуристов
(см. Футуризм; Дж. Северини, К. Карра), рус. кубофуту-ристов (К.
С. Малевич, В. Е. Татлин), нем. художников "Баухауза" (Л. Фей-нингер,
О. Шлеммер) и др. Во мн. случаях К. оказался ступенью, ведущей к абстрактному
искусству;
непосредственно связан с К. пуризм 1920-х гг. Через
увлечение К., преодолев его влияние, прошли и нек-рые крупные реалисты
20 в.- Д. Ривера, О. Гутфрёйнд, Р.Гуттузо. Поэты Аполлинер, М. Жакоб, А.
Сальмон стремились создать "куби-стич. поэзию", передать динамич. ощущение
сдвигов и взаимопроницаемости предметов.


Уже в годы возникновения К. появились
его теоретич. "обоснования" субъек-тивно-идеалистич. порядка (А. Глез,
Ж. Метсенже, в ряде положений - Г. Аполлинер), послужившие основой для
многочисл. реакц. концепций, оправдывающих упадочные явления бурж. иск-ва.
Многочисленны и произвольные попытки связать К. с новейшими научно-технич.
открытиями (так, множественность точек зрения на предмет якобы родственна
совр. физич. представлениям и т. д.). Те и другие характерны для духовной
атмосферы, в к-рой возникал К., но не объясняют характера его живописных
концепций. К. не чужды образно-эмо-цион. задачи (особенно произв. П. Пикассо,
поднимающимся до драматич. цельности и широты). К. не "освобождается" от
изображения вообще, но подчиняет его своим формальным поискам. Отражаемая
в иск-ве реальность деформируется, подчиняясь фетишизированным материальным
средствам иск-ва, представлению о картине прежде всего как о материальном
предмете - холсте, покрытом краской. С другой стороны, и конструктивные
устремления К., искания в области пространства и объёма, родственные ряду
течений в совр. архитектуре и дизайне ("Баухауз"; группа "Стиль"
в
Нидерландах), оказываются иллюзорными, поскольку не выходят за пределы
"чистой живописи", изобразительного экспериментирования в станковых формах.
Поэтому, несмотря на талант и неутомимость П. Пикассо и Ж. Брака, К. оказался
в порочном кругу противоречий и вскоре пришёл к кризису. О К. отрицательно
отзывался В. И. Ленин, критике его подвергли Г. В. Плеханов и А. В. Луначарский.
К. быстро обнаружил свою чуждость социапистич. культуре.


Илл. см. на вклейке к стр. 320-321.


Лит.: Луначарский А. В., Молодая
французская живопись, "Современник", 1913, № 6; Плеханов Г. В., Соч., т.
14, М., [б. г.], с. 170-80; Яворская Н., Кубизм и футуризм, в кн.: Модернизм...,
М., 1969; S ё г u I I a z M., Le cubisme, P., 1963; Fry E., Der Kubismus,
Koln, [1966].

A.M. Комаров.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я