КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР

КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР вид частного
дворянского театра в России; труппы создавались помещиками из числа крепостных
крестьян. К.т. появились в конце 17 в. Получили распространение в кон.
18-нач. 19 вв., преим. в Москве и Подмосковье (на рубеже 18-19 вв. было
св. 170 К. т.). Наряду с примитивными домашними театрами существовали К.
т., располагавшие зданиями с хорошо оборудованной сценой, богатым реквизитом,
квалифицированными крепостными актёрами, обучавшимися у крупнейших мастеров
рус. и зап.-европ. сцены. Одним из самых богатых К. т. был театр графов
Шереметевых. Созданный в кон. 60-х гг. 18 в. П. Б. Шереметевым, он к концу
18 в. при Н. П. Шереметеве не уступал придворному (из 8 К. т. Шереметевых
сохранился лишь Останкинский в Москве, ныне гос. Музей творчества крепостных).
В его репертуар входили оперы К. В. Глюка, А. Гретри, Е. И. Фомина, М.
А. Матинского и др. В труппе состояло более 200 чел. В историю рус. иск-ва
вошли имена работавших в этом театре композиторов и музыкантов - С. А.
Дегтярёва, Г. Я. Ломакина, инструментального мастера ("русского Страдивари")И.
А. Батова, актрис - Т. В. Шлыковой-Гранатовой, П. И. Жемчуговой и
др. Не менее известны театры князя Н. Б. Юсупова в Москве и в подмосковной
усадьбе Архангельское (ныне гос. музей). Особое место в истории К. т. занимает
театр А. Р. Воронцова - одного из наиболее прогрессивных, образованных
людей своего времени. В его театре ставились гл. обр. произв. рус. драматургии
- Д. И. Фонвизина, Я. Б. Княжнина, А. П. Сумарокова, И. А. Крылова и др.
Актёры получали жалованье.


История К. т. содержит много глубоко
трагич. страниц (см., напр., "Записки и письма" М. С. Щепкина, рассказы
"Тупейный художник" Н. С. Лескова, "Сорока-воровка" А. И. Герцена). Зависимость
от барского произвола делала жизнь крепостного актёра необычайно тяжёлой.


К. т. содействовали широкому распространению
театр. иск-ва, утверждали в нём через актёров реалистич. демокра-тич. направление,
заложили основы рус. провинциальной сцены.


В 19 в. в связи с ростом капиталистич.
отношений изменились характер К. т. и их направленность. Нек-рые помещики
превратили свои театры в доходные предприятия (С. С. Каменский в Орле,
Н. Г. Шаховской в Нижнем Новгороде и др.).


Лит.: Кашин Н. П., Театр Н.
Б. Юсупова, М., 1927; Елизарова Н. А., Театры Шереметевых, М.. 1944; Михаил
Семенович Щепкин. Записки, письма. Современники о М. С. Щепкине, М., 1952;
Соловьев И. А., Останкино, М., 1958; Асеев Б. Н.. Русский драматический
театр XVII -XVIII вв., М., 1958.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я