КРАНАХ

КРАНАХ (Cranach)
Лукас Старший (1472, Кронах, Верхняя Франкония,- 16.10.1553, Веймар), немецкий
живописец и график. Учился, вероятно, у отца. Работал в Австрии (ок. 1500-04),
в Вит-тенберге при дворе курфюрста Саксонского - Фридриха Мудрого и его
преемников (1505-50), в Аугсбурге (1550- 1552) и Веймаре (1552-53). В 1509
посетил Нидерланды. Ранние произв. К. поражают яркостью новаторских замыслов:
в "Распятии" (1503, Старая пинакотека, Мюнхен; илл. см. т. 6, табл. IX,
стр. 384-385) дерзкая правдивость образа, резкая асимметрия композиции,
беспокойные краски пейзажа как бы навеяны предчувствием обществ. потрясений;
в "Отдыхе на пути в Египет" (1504, Карт. гал., Берлин-Далем), напротив,
господствуют проникновенные идиллич. ноты, а зоркость и свежесть восприятия
природы открывают путь достижениям дунайской школы. В Виттенберге
определился противоречивый творческий облик К., отразивший сложность эпохи
и среды, в к-рой жил и работал художник. В "Алтаре св. Екатерины" (1506,
Карт, гал., Дрезден), "Княжеском алтаре" (1510, Гос. гал., Дессау) претворены
достижения иск-ва Возрождения. В позднейших религ. картинах они переплетаются
с чертами манерности, ощутимыми также в гравюрах на дереве. Эти черты напоминают
искусство поздней готики, но также предвосхищают маньеризм. Гуманистич,
идеалы выражены в картинах "Венера и Амур" (1509), "Мадонна" (обе в Эрмитаже,
Ленинград), "Нимфа источника" (1518, Музей изобразит. иск-в, Лейпциг).
К. был другом М. Лютера (многократно его портретировал, в т. ч.
в гравюре на меди, 1521), пропагандировал идеи Реформации в ряде своих
произв. (в т. ч. в гравюре на дереве "Проповедь Иоанна Крестителя", 1516).
Но он принимал заказы и от противников Реформации (портрет кардинала Альбрехта
Бранденбургского, 1526, Эрмитаж). Положение придворного художника способствовало
развитию в творчестве К. черт жеманства и условности, пристрастия к сложным
аллегорич. и мифологич. сюжетам, оживлению некоторых традиций готики (засты-лость
композиции, мелочная отделка деталей, архаич. каноны красоты). Нарастающая
стандартность произведений К. усугублялась тем, что его мастерская выпускала
с его знаком-подписью множество однообразных посредств. картин. Сам К.
в наибольшей мере сохранил своё высокое мастерство в портретах, замечат.
мастером к-рых он был, создав начиная с раннего периода ряд остро выразительных
образов своих современников (портреты: И. Куспиниана, 1502-03, Собр. О.
Рейнхарта, Винтертур; С. Рейса, 1503, Герм. нац. музей, Нюрнберг; И. Шёнера,
1529, Музей старинного иск-ва, Брюссель). В Веймаре сохранился дом Кранаха;
в Дворцовом музее - галерея Кранаха.


Лит.: Гершензон
Н. М., Лукас Кранах, М., 1933; Fгiеd1an dег М. J., Rosenberg J., Die Gemalde
von Lucas Cranach, В., 1932; Lucas Cranach der Altere. Der Kumstler und
seine Zeit, В., 1953; Lucas Cranach der Altere im Spiegel seiner Zeit,
B., 1953; Jahn J., Lucas Cranach als Graphiker, Lpz., 1955; Rosenberg J.,
Die Zeichnungen Lucas Cranachs, В., 1960.


К. М. Кобер.
ГДР.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я