КРАЕВЕДЕНИЕ

КРАЕВЕДЕНИЕ всестороннее
изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным
населением, для к-рого эта территория считается родным краем. К.- комплекс
естеств. и обществ. исследований. К. изучает природу, население, х-во,
историю и культуру родного края. Комплексное К. изучает все эти вопросы
во взаимосвязи, отраслевое К.- отд. разделы: гео-графич. К., историч. К.,
этнографич. К., топонимич. К. Развивается К., связанное с задачами охраны
природы, памятников культуры и др. Осн. метод К.- сбор информации, предметов
материальной культуры, образцов полезных ископаемых и др. данных, способствующих
расширению знаний о крае, его хоз. и культурном развитии. К. имеет огромное
обществ.-политич. и культ.-просвет, значение; велика его роль в учебно-воспитат.
процессе.


Самодеятельное
обществ. движение краеведов зародилось ещё в дореволюц. России. Большую
роль в развитии добровольного обществ. К. сыграли Вольное экономич. об-во
(с 1765) и особенно Русское географич. об-во (с 1845). Известны крупные
краеведч. исследования, напр. Крайнего Севера, Сибири, Кавказа, связанные
с деятельностью этих и др. науч. обществ.


После Великой
Окт. Социалистич. революции К. стало массовым, объединив большие науч.
и культурные силы. Советское К. получило целенаправленный характер, обусловленный
едиными задачами общества в коммунистич. строительстве. В период своего
становления советское К., напр., проявило себя в организации массовых походов
по изучению природных богатств для использования их в х-ве края; в период
Великой Отечеств. войны 1941-45 краеведы выявляли местные ресурсы для нужд
обороны. В послевоен. период массовым стало школьное К. (музеи, комнаты
боевой и трудовой славы, кружки и отряды "Красных следопытов"). Определённым
вкладом в К. являются походы молодёжи по местам боевой и трудовой славы
сов. народа. Школьное К. - наиболее массовая форма краеведч. работы, преследующая,
помимо общекраеведч. задач, цели учебно-воспитат. характера.


В совр. краеведч.
исследованиях в СССР наибольшее место занимают: изучение и охрана природы
края, выявление его природных ресурсов; изучение истории (в т. ч. революц.
движения, Гражд. и Великой Отечеств. войн), культуры края, изучение и охрана
местных памятников культуры и старины, изучение нар. творчества, хоз. достижений,
опыта передовиков произ-ва, пропаганда знаний о своём крае, обобщение науч.
информации, сосредоточение библиогра-фич. данных, фототек, организация
выставок, краеведч. кабинетов, лекториев, экскурсий, небольших исследовательских
экспедиций, музеев.


Значит. роль
в развитии К. принадлежит краеведческим музеям. Они сосредоточивают,
обрабатывают, хранят и пропагандируют материал, собранный краеведами, и
выполняют функции науч-но-методич. центров.


Обществ. К.
в первые годы Сов. власти возглавлялось Центр. бюро К. Ныне коллективы
краеведов объединяются, напр., в краеведч. комиссии при филиалах и отделах
Географич. об-ва СССР и обществ союзных республик. Имеется секция краеведения
в Педагогическом об-ве РСФСР. Часть краеведов объединена в различных кружках,
секциях, обществах и комиссиях при нек-рых культ.-просвет. учреждениях
(краеведческих музеях, домах культуры, домах пионеров и т. п.).


Краеведч. работу
проводят туристы, нередко выполняя задания хоз. и науч. организаций. Краеведч.
работе способствуют местные библиотеки и издательства, выпускающие краеведч.
лит-ру и карты, а также методич, и библиографич. пособия по К. (см. Краеведческая
библиография ).



Для обеспечения
теоретич. и практич. знаниями кадров, деятельность к-рых связана с К.,
в учебные планы нек-рых вузов (факультетов) введены спец. курсы: в ин-тах
культуры - курс краеведч. библиографии, в пед. ин-тах - практикум по К.
В системе нар. ун-тов созданы спец. ун-ты и факультеты К. На факультетах
обществ. профессий вузов имеется специальность К.


К. в социалистич.
странах Европы (krajoznawstwo в Польше, vlastiveda в Чехословакии, краезнание
в Болгарии, Heimatkunde в ГДР) - общественное движение, направленное на
познание родного края и развивающееся в связи с требованиями школы. Напр.,
в Чехословакии курс К. служит введением в изучение географии и истории;
на основе не-посредств. наблюдений местных объектов строится географич.
образование в Болгарии и Польше.


В ряде капиталистич.
стран К. рассматривается как одно из условий обучения в школах. В Великобритании,
напр., изучение курса "местной географии" (Local Geography) в школе проводится
на протяжении всего курса географии.


Лит.: Лярский
П. А., Пособие по краеведению, Минск, 1966; Строев К. Ф., Краеведение,
М., 1967.

К. Ф. Строев,
Ю. К. Ефремов.






А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я