КОСТЮМ

КОСТЮМ (франц.
costume, от итал. costume, буквально - обычай), в театре один из важных
компонентов оформления спектакля - одежда, обувь, головные уборы, украшения
и др. предметы, к-рые используются актёром для характеристики сценич. образа,
создаваемого им на основе общего режиссёрского замысла; необходимое дополнение
к костюму- грим и причёска. К.- самостоят, область творчества театр,
художника, воплощающего в нём мир образов - остросоциальных, сатирич.,
гротесковых, трагических, сказочных и др.


К. существовал
уже в древних играх и обрядах, антич. и ср.-век. театре, клас-сич. театре
Востока. В ранних видах театра и в последующее время К., как правило, либо
носил условный характер, либо повторял совр. одежду соответствующего времени.
Мольер при постановке своих пьес использовал совр. К. людей различных сословий.
К исто-рич. точности К. стремился Вольтер, коporo поддерживала актриса
Клерон.


К. для Ф. Ж.
Тальма выполнялись по эскизам художника Ж. Л. Давида. Значит, влияние на
развитие К. оказала во 2-й пол. 19 в. деятельность нем. Мейнин-генского
театра. Огромная заслуга в деле создания К., точно соответствующего эпохе
и среде, изображённым в пьесе, характеру сценич. героя, принадлежит Московскому
Художеств, театру.


К театр.-декорац.
иск-ву, в т. ч. к К., обращались крупнейшие рус. художники В. М. Васнецов,
А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Коровин, М- А. Врубель, А. Я. Головин,
М. В. Добужинский, И. Л. Билибин, Б. М. Кустодиев. Среди выдающихся мастеров
К. в сов. театре - Н. П. Акимов, П. В. Вильяме, С. Б. Вир-саладзе, Б. И.
Волков, В. В. Дмитриев, Е. Е. Лансере, В. Ф. Рындин, Федоровский и др.
Крупнейшие совр. мастера К. за рубежом - К. Берар, Л. Ги-шиа, Ж. Вакевич
(Франция), М. Харрис, С. Дивайн, Э. Монтгомери (Великобритания) и др.


В традиционном
классическом театре Востока (Китай, Индия, Япония и др. страны) с его особыми
приёмами художеств, выразительности каждый К. имеет символическую основу.


В кино при
создании К. требуется большая точность передачи мелких деталей, подчёркиваемых
крупным планом, учитываются фактура материала, свойства киноплёнки (светочувствительность,
разрешающая способность, цветопередача) и др. В числе художников сов. кино
В. Е. Егоров, Е. Е. Еней, Н. Г. Суворов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я