КОСМОНАВТИКА

КОСМОНАВТИКА (от
космос
и греч. nautike - искусство мореплавания, кораблевождение), полёты
в космич. пространстве; совокупность отраслей науки и техники, обеспечивающих
освоение космоса и внеземных объектов для нужд человечества с использованием
разного рода космических летательных аппаратов. К. включает проблемы:
теории космич. полётов - расчёты траекторий и др.; науч.-технические -
конструирование космич. ракет, двигателей, бортовых систем управления,
пусковых
сооружений, автоматич. станций и пилотируемых кораблей, науч. приборов,
наземных систем управления полётами, служб траекторных измерений, телеметрии,
организация и снабжение орбитальных станций и пр.; медико-биологические
- создание бортовых систем жизнеобеспечения, компенсация неблагоприятных
явлений в человеческом организме, связанных с перегрузкой, невесомостью,
радиацией
и др.; юридич.-международно-правовое регулирование вопросов использования
космич. пространства и планет и т. п.



Историческая
справка. В своих мечтах, воплощённых в сказках, легендах, фантастич.
романах, человечество уже давно стремилось в космос, об этом свидетельствуют
и многочисл. (как правило, неосуществимые) изобретения прошлого. Рассказы
о полёте в небо уже встречаются в ассиро-вавилонском эпосе, в др.-кит.
и иранских легендах. В др.-инд. поэме «Махабхарата» содержатся наставления
для полёта на Луну. Широко известен греч. миф о полёте к Солнцу Икара на
крыльях, скреплённых воском. Полёт к Луне на крыльях описал Лукиан Са-мосатский
(2 в. н. э.).


Теоретич. обоснование
возможности полётов в космич. пространстве впервые было дано рус. учёным
К. Э. Циолковским в кон. 19 в. В своём труде «Исследование мировых
пространств реактивными приборами» (1903) и дальнейших работах Циолковский
показал реальность технич. осуществления космич. полётов и дал принципиальное
решение ряда осн. проблем К. Помимо трудов Циолковского, вопросам К. были
посвящены работы И. В. Мещерского (с 1897), Ю. В. Кондратюка
(1919-29),
Ф. А. Цандера (1924-32), Н. А. Рынина (1928-32) и др. рус.
учёных. За рубежом ранние труды по К. были опубликованы Р. Эно-Пелътри
(Франция,
1913), Р. Годдардом (США, 1919), Г.Обертом (Германия, 1923).
В 20-х гг. 20 в. были основаны первые общества К.: в СССР (1924), Австрии
(1926), Германии (1927), Великобритании и США (1930). Целью этих обществ
была пропаганда идей К. и содействие решению практич. проблем в этой области.
В СССР работы в области ракетной техники начаты в 1921; в это время была
организована Газодинамическая лаборатория (ГДЛ). С 1928 под рук.
Н. И. Тихомирова (основателя ГДЛ) проводились лётные испытания ракет
на бездымном шашечном порохе. С 1929 в ГДЛ В. П. Глушко
начал разработку
ракет с электрич. (ЭРД) и жидкостными (ЖРД) ракетными двигателями. Первые
испытания ЭРД проведены в 1929, ЖРД - в 1931. В 1932 в Москве была создана
производственная Группа изучения реактивного движения
(ГИРД), осуществившая
под рук. С. П. Королёва в 1933 первые пуски сов. жидкостных ракет
конструкции М. К. Тихонравова и Ф. А. Цандера. В конце 1933 на базе
ГДЛ и ГИРД был основан Реактивный н.-и. ин-т (РНИИ). Эти три орг-ции внесли
основополагающий вклад в развитие сов. ракетостроения. Выросшее из ГДЛ
опытно-конструкторское бюро (ГДЛ - ОКБ) по разработке ЖРД совм. с др. ОКБ,
ин-тами и заводами обеспечили дальнейшее развитие ракетной и космич. техники
в СССР.


В США экспериментальные
работы с ЖРД были начаты Р. Годдардом в 1921, а пуски жидкостных ракет
производились с 1926. В Германии стендовые испытания двигателей этого класса
начаты Г. Обертом в 1929, а лётные испытания жидкостных ракет - И. Винклером
в 1931. Во время 2-й мировой войны 1939- 1945 Германия использовала жидкостные
ракеты с дальностью полёта 250-300 км (ракета V-2 конструкции В.
фон Брауна). Потенциальные возможности нового оружия побудили многие
страны форсировать работы по ракетной технике после войны, в результате
чего были созданы межконтинентальные и др. балли-стич. ракеты, снабжённые
ядерными боеголовками. Эти работы косвенным образом способствовали созданию
необходимой технич. базы К.



Космическая
эра. Начало космич. эры - 4 окт. 1957, дата запуска в СССР первого
искусств, спутника Земли (ИСЗ). Вторая важнейшая дата космич. эры - 12
апр. 1961- день первого космич. полёта Ю. А. Гагарина, начало эпохи
непосредственного проникновения человека в космос. Третье историч. событие
К.- первая лунная экспедиция 16-24 июля 1969, выполненная Н. Армстронгом,
Э.
Олдрином
и М. Коллинзом (США).


Космич. аппараты
созданы и используются в ряде стран: в СССР с 1957, в США с 1958, во Франции
с 1965, в Японии и КНР с 1970, в Великобритании с 1971. О масштабах работ,
ведущихся по К., можно судить по количеству, напр., сов. искусств, спутников
Земли, Солнца, Луны и Марса, число к-рых на 1 июля 1973 составляло 742
при массе 2233 т, или 4388 т вместе с конечной ступенью ракет-носителей;
2-я космич. скорость сообщена 41 объекту массой 110 т, а вместе с конечной
ступенью ракеты 167 т. Аналогичный масштаб приобрели работы по К.
в США. На 1 мая 1973 космич. полёты совершили 25 сов. космонавтов на 18
кораблях и орбитальной станции «Салют», 38 амер. космонавтов на 27 орбитальных
кораблях; число ИСЗ, выведенных на орбиты др. странами: 7 - Франция, 4
- Япония, 2 - КНР, 1 - Великобритания.


Основоположником
практической К. является С. П. Королёв. К 1957 под его руководством был
создан ракетно-космический комплекс, позволивший запустить первый искусственный
спутник Земли, а затем был осуществлён вывод на околоземные орбиты ряда
автоматически управляемых космич. аппаратов; к 1961 был отработан и запущен
космич. корабль «Восток», на котором совершил первый полёт Ю. А. Гагарин.
Королёв руководил разработкой автоматических межпланетных станций для исследования
Луны (вплоть до «Луны-9», совершившей первую мягкую посадку на Луну), первых
экземпляров космич. аппаратов «Зонд» и «Венера», космич. корабля «Восход»
(первый многоместный корабль, из к-рого совершён первый выход человека
в космич. пространство) и т. д. Не ограничивая свою деятельность созданием
ракет-носителей и космич. аппаратов, Королёв осуществлял общее тех-нич.
руководство работами по обеспечению первых космич. программ. Важный вклад
в развитие сов. ракетно-космич. техники сделан также конструкторскими бюро,
возглавляемыми М. К. Янгелем, Г. Н. Бабакиным, А. М. Исаевым, С. А. Косбергом
и др. Под руководством В. П. Глушко (основатель и руководитель ГДЛ - ОКБ)
разработаны мощные ЖРД, установленные на всех советских ракетах-носителях,
летавших в космос (1957-73).


Совр. теория
космич. полётов основана на небесной механике и теории управления
движением летат. аппаратов. В отличие от классич. небесной механики, новое
направление наз. астродинамикой. К. потребовала разработки оптимальных
траекторий космич. летат. аппаратов (выбор времени старта и вида траектории,
исходя из требования минимальных затрат топлива ракеты-носителя) с учётом
эволюции этих траекторий под действием возмущающих сил (особенно гравитац.
полей, эффекта аэродинамич. торможения от взаимодействия космич. аппарата
с разреженными верхними слоями атмосферы для искусств, спутников планет
и под действием солнечного давления для межпланетных перелётов). Требование
оптимальности приводит иногда к достаточно сложным траекториям - с длит,
перерывами в работе ракетных двигателей носителя (напр., при старте к Луне,
Марсу и Венере осуществляется вывод космич. аппарата на траекторию ИСЗ
и лишь затем к планете) и с использованием гравитац. поля небесных тел
(напр., при полёте к Луне с целью изгиба траектории, необходимого для возвращения
к Земле без запуска ракетного двигателя).


Важный раздел
астродинамики - теория коррекций траекторий полёта. Отклонение фактич.
траектории от расчётной связано с двумя факторами: искажением траектории
возмущающими силами, к-рые невозможно учесть заранее (напр., торможение
ИСЗ атмосферой, плотность её изменяется нерегулярно), и неизбежными при
технич. реализации малыми ошибками в скорости и направлении полёта космич.
аппарата в момент выключения двигателей носителя (эффект ошибок постепенно
нарастает при межпланетных полётах). Коррекция заключается в кратковременном
включении ракетного двигателя для исправления траектории. В теории коррекции
рассматриваются вопросы оптимальности коррекц. манёвра (наивыгоднейшее
число, расположение точек коррекций на траектории и т. п.). Для выполнения
коррекций и манёвров необходимо знание фактич. траектории полёта космич.
аппарата. Если определение фактич. орбиты производится на борту летящего
аппарата, то оно является составной частью автономной навигации и состоит
из измерения углов между звёздами и планетами, расстояний до планет, времени
захода и восхода Солнца и звёзд относительно края планет и т. п. и обработки
измеренных данных по методам небесной механики на бортовой вычислит, машине.


Создание ракетно-космич.
комплексов - сложная науч.-технич. проблема. Большие ракеты-носители достигают
стартовой массы до 3000 т и имеют длину св. 100 м. Для размещения
в них необходимых запасов топлива (90% полной массы) конструкция ракет
должна быть чрезвычайно лёгкой, что достигается рациональными конструктивными
решениями и разумным снижением требований к запасам прочности и жёсткости.
В полёте, по мере расходования топлива, опорожненные части баков становятся
излишними, их дальнейший разгон требует неоправданного расхода топлива,
и поэтому оказывается целесообразным создавать многоступенчатые конструкции
носителей (обычно от 2 до 4 ступеней); ступени ракеты отбрасываются последовательно,
по мере опорожнения баков. Совр. ракета-носитель представляет собой сложный
комплекс устройств, из к-рых наиболее важны двигат. установка и система
управления. Обычно применяют химич. жидкостные ракетные двигатели, реже
на твёрдом топливе; двигатели, основанные на потреблении ядерной энергии,
находятся (1973) ещё в стадии экспериментальных исследований, однако, несомненно,
что использование в будущих космич. экспедициях ядерной энергетики вполне
реально. Пилотируемые полёты к Марсу с высадкой человека на его поверхность
и др. аналогичные космич. программы требуют огромных энергетич. затрат,
к-рые возможно реализовать лишь при использовании ядерных источников энергии
совместно с химическими. Мощность двигательных установок ракет-носителей
измеряется десятками млн. квт. Разработка мощных и экономных ракетных
ЖРД для носителей направлена на выбор энергетически оптимальных топлив
и обеспечение достаточно полного сжигания их в камере сгорания при высоких
давлениях и темп-pax. При этом приходится решать трудные задачи охлаждения
работающего двигателя, создавать устойчивость процесса горения в нём топлива
и мн. др.


Двигат. установки
носителей, как правило, состоят из нескольких двигателей, синхронизация
работы к-рых ведётся системой управления. Системы управления движением
обычно автономные, т. е. работающие без вмешательства наземных пунктов.
Они состоят из гироскопич. и др. датчиков первичной информации, измеряющих
мгновенное угловое положение носителя и действующие на него ускорения.
Вычислительная машина определяет по этой информации фактич. траекторию
и ведёт управление таким образом, чтобы к моменту выключения ракетных двигателей
получить нужную комбинацию координат ракеты и её вектора скорости. Управление
угловым положением носителя усложняется малой жёсткостью его конструкции
и большой долей жидких масс в нём. Поэтому оно ведётся с учётом изгибных
колебаний корпуса и колебат. движения жидких масс в баках.


Готовность
ракеты-носителя к пуску проверяют на технической позиции космодрома в монтажно-испытательном
корпусе, затем она транспортируется на стартовую площадку, где устанавливается
на пусковую систему, проходит предстартовые испытания, заправку баков топливом
и производится её пуск. Окончанием выведения космич. аппарата на орбиту
считается превышение первой космич. скорости (ок. 7,91 км/сек) для
ИСЗ и достижение скорости порядка второй космической (11,19 км/сек)
для
аппаратов, летящих к Луне, Марсу или Венере (для полёта к дальним планетам
или Солнцу необходимо развить скорость, заметно превышающую вторую космическую).
При этом ракета-носитель отделяется от космич. летат. аппарата, продолжающего
дальнейший орбитальный полёт, происходящий гл. обр. по инерции, согласно
законам небесной механики. Выводимые на орбиты космич. летат. аппараты
можно разбить на 2 группы: для полёта вблизи Земли (ИСЗ) и в дальний космос,
напр, к Луне или планетам. Эти аппараты могут содержать более или менее
мощные ракетные ступени, если предполагается заметным образом изменять
скорость полёта - для торможения при подлёте к планете назначения, если
необходимо перейти на орбиту искусств, спутника планеты, для мягкой посадки
на планету, лишённую атмосферы, для взлёта с неё и для разгона космич.
аппарата до скорости, обеспечивающей возвращение к Земле. В будущем для
разгона космич. летат. аппарата от первой космич. скорости до более высоких
предполагается использование экономичных электрич. ракетных двигателей.
Недостатком их является малая тяга, в результате чего разгон от первой
до второй космич. скорости (или торможение от второй до первой) может длиться
неск. месяцев. Для получения нужной тяги необходимы мощные источники электроэнергии,
использующие ядерную энергию, что создаёт дополнительные трудности при
создании космич. аппаратов в связи с необходимостью защиты приборов, а
на пилотируемых аппаратах и экипажа от вредных излучений.











































































































































































































Дата
запуска


Характеристика


4
октября 1957


Первый
ИСЗ «Спутник» (СССР).


3
ноября 1957


Биология.
ИСЗ «Спутник-2» с собакой Лайкой на борту (СССР).


1
февраля 1958


Первый
амер. ИСЗ серии «Эксплорер».


15
мая 1958


ИСЗ
«Спутник-3» (геофизич. лаборатория) (СССР).


2
января 1959


Пролёт
Луны автоматич. межпланетной станцией «Луна-1»; первый искусств, спутник
Солнца (СССР).


3
марта 1959


Первый
амер. искусств, спутник Солнца «Пионер-4».


12
сентября 1959


Достижение
поверхности Луны автоматич. станцией «Луна-2» 14 сент. 1959 (СССР).


4
октября 1959


Облёт
Луны, фотографирование её с обратной стороны автоматич. межпланетной станцией
«Луна-3» и передача изображения на Землю (СССР).


1
апреля 1960


Метеорологич.
ИСЗ серии «Тирос» (США).


13
апреля 1960


Навигационный
ИСЗ серии «Транзит» (США).


12
февраля 1961!


Пролёт
Венеры автоматич. межпланетной станцией «Венера-1» 19 - 20 мая 1961 (СССР).


12
апреля 1961


Первый
полёт вокруг Земли космонавта Ю. А. Гагарина на корабле-спутнике «Восток»
(СССР).


5
мая 1961


Первый
суборбитальный полёт космонавта А. Шепарда на корабле «Меркурий» (США).


6
августа 1961


Суточный
полёт вокруг Земли космонавта Г. С. Титова на корабле-спутнике «Восток-2»
(СССР).


20
февраля 1962


Первый
орбитальный полёт космонавта Дж. Гленна на корабле «Меркурий» (США).


7
марта 1962


Первый
ИСЗ для исследования Солнца серии OSO (США).


16
марта 1962


Первый
ИСЗ серии «Космос» (СССР).


23
апреля 1962


Фотографирование
и достижение 26 апр. 1962 поверхности Луны первой автоматич. станцией серии
«Рейнджер» (США).


11
и 12 августа 1962


Первый
групповой полёт космонавтов А. Г. Николаева и П. Р. Поповича на кораблях-спутниках
«Восток-3» и «Восток-4» (СССР).


27
августа 1962


Пролёт
Венеры и её исследование первой автоматич. межпланетной станцией серии
«Маринер» 14 дек. 1962 (США).


31
октября 1962


Геодезич.
ИСЗ «Анна-IB» (США).


1
ноября 1962


Пролёт
Марса автоматич. межпланетной станцией «Марс-1» 19 июня 1963(СССР).


16
июня 1963


Полёт
вокруг Земли первой женщины-космонавта В. В. Терешковой на корабле «Восток-6»
(СССР).


1
ноября 1963


Первый
маневрирующий автоматич. ИСЗ серии «Полёт» (СССР).


19
августа 1964


Вывод
на стационарную орбиту связного ИСЗ «Синком-3» (США).


12
октября 1964


Полёт
вокруг Земли космонавтов В. М. Комарова, К. П. Феоктистова и Б. Б. Егорова
на трёхместном корабле «Восход» (СССР).


28
ноября 1964


Пролёт
Марса 15 июля 1965 и его исследование автоматич. станцией «Маринер-4» (США).


18
марта 1965


Выход
космонавта А. А. Леонова из корабля-спутника «Восход-2», пилотируемого
П. И. Беляевым, в открытый космос (СССР).


23
марта 1965


Первый
манёвр на орбите ИСЗ корабля «Джемини-3» с космонавтами В. Грис-сомом и
Дж. Янгом (США).


23
апреля 1965


Первый
автоматич. связной ИСЗ на синхронной орбите серии «Молния-1» (СССР).


16
июля 1965


Первый
автоматич. тяжёлый н.-и. ИСЗ серии «Протон» (СССР).


18
июля 1965


Повторное
фотографирование обратной стороны Луны и передача изображения на Землю
автоматич. межпланетной станцией «Зонд=3» (СССР),


















































































































































Дата
запуска


Характеристика



ноября 1965


Достижение
поверхности Венеры 1 марта 1966 автоматич. станцией «Венера-3» (СССР),


26
ноября 1965


Первый
франц. ИСЗ «Астерикс-1».


4
и 15 декабря 1965


Групповой
полёт с тесным сближением кораблей-спутников «Джемини-7» и «Джемини-6»,
с космонавтами Ф. Борманом, Дж. Ловеллом и У. Ширрой, Т. Стаффордом (США).


31
января 1966


Первая
мягкая посадка на Луну 3 февр. 1966 автоматич. станции «Луна-9» и передача
на Землю лунной фотопанорамы (СССР).


16
марта 1966


Ручная
стыковка корабля-спутника «Дже-мини-8», пилотируемого космонавтами Н. Армстронгом
и Д. Скоттом, с ракетой «Аджена» (США).


31
марта 1966


Первый
искусств, спутник Луны - автоматич. станция «Луна-10» (СССР).


30
мая 1966


Мягкая
посадка на Луну первой автоматич. станции серии «Сервейер» (США).


10
августа 1966


Вывод
на орбиту искусств, спутника Луны первой амер. автоматич. станции серии
«Лунар Орбитер».


27
января 1967


Во
время испытания космич. корабля «Аполлон» на старте в кабине корабля возник
пожар. Погибли космонавты В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи (США).


23
апреля 1967


Полёт
корабля-спутника «Союз-1» с космонавтом В. М. Комаровым. При спуске на
Землю вследствие отказа парашютной системы космонавт погиб (СССР).


12
июня 1967


Спуск
и проведение исследований в атмосфере Венеры 18 окт. 1967 автоматич. станцией
«Венера-4» (СССР).


14
июня 1967


Пролёт
Венеры 19 окт. 1967 и её исследование автоматич. станцией «Маринер-5» (США).


15
сентября, 10 ноября 1968


Облёт
Луны и возвращение на Землю кораблей «Зонд-5» и «Зонд-6» с использованием
баллистич. и управляемого спуска (СССР).


7
декабря 1968


Первый
астрономич. ИСЗ серии ОАО (США).


19
декабря 1968


Стационарный
связной ИСЗ серии «Интелсат-ЗВ» (США).


21
декабря 1968


Облёт
Луны с выходом 24 дек. 1968 на орбиту спутника Луны и возвращение на Землю
корабля «Аполлон-8» с космонавтами Ф. Борманом, Дж. Ловеллом, У. Андерсом
(США).


5,
10 января 1969


Продолжение
непосредств. исследования атмосферы Венеры автоматич. станциями «Венера-5»
(16 мая 1969) и «Венера-6» (17 мая 1969) (СССР).


14,
15 января 1969


Первая
стыковка на орбите спутника Зема ли пилотируемых кораблей «Союз-4» и «Союз-5»
с космонавтами В. А. Шаталовым и Б. В. Волыновым, А. С. Елисеевым, Е. В.
Хруновым. Последние два космонавта вышли в космос и перешли в другой корабль
(СССР).


24
февраля,

27 марта 1969


Продолжение
исследования Марса при пролёте его автоматич. станциями «Ма-ринер-6» 31
июля 1969 и «Маринер-7» 5 авг. 1969 (США).


18
мая 1969


Облёт
Луны кораблём «Аполлон-10» с косммонавтами Т. Стаффордом, Дж. Янгом и Ю.
Сернаном с выходом 21 мая 1969 на селеноцентрич. орбиту, маневрированием
на ней и возвращением на Землю (США).


16
июля 1969


Первая
посадка на Луну пилотируемого корабля «Аполлон-11». Космонавты Н. Армстронг
и Э. Олдрин пробыли на Луне в Море Спокойствия 21 ч 36 мин (20 -
21 июля 1969). М. Коллинз находился в командном отсеке корабля на селеноцентрич.
орбите. Выполнив программу полёта, космонавты вернулись на Землю (США).


8
августа 1969


Облёт
Луны и возвращение на Землю корабля «Зонд -7» с использованием управляемого
спуска (СССР).





Космич. аппараты
должны обладать способностью к длит, самостоят, функционированию в условиях
космич. пространства. Для этого необходимо иметь на них ряд систем: систему,
поддерживающую заданный температурный режим; энергопитания, использующую
для получения электрич. энергии солнечное излучение (напр., солнечные
батареи),
топливо (напр., электрохимия, генераторы тока) или ядерную
энергию; систему связи с Землёй и космич. летат. аппаратами, управления
движением и др. Кроме того, на борту устанавливается весьма разнообразная
науч. аппаратура-от небольших приборов для изучения свойств космич. пространства
до крупных телескопов. Эти приборы и системы объединяются системой управления
бортовым комплексом, согласовывающей их работу. Управление движением сводится
к решению ряда задач: управлению ориентацией космич. аппарата, управлению
при коррекции и работе ракетных блоков при мягкой посадке и взлёте, при
сближении и др. взаимном маневрировании космич. аппаратов. Особый случай
управления - спуск на поверхность планеты, имеющей атмосферу. Различают
спуск в атмосфере с использованием её для торможения скорости полёта -
неуправляемый (баллистический) и управляемый. Последний характеризуется
высокой точностью посадки в заданном районе и более низкими перегрузками
при торможении в атмосфере. Для защиты спускаемого аппарата от тепла, выделяющегося
при торможении в атмосфере, применяются теплозащитные покрытия. Для пилотируемого
космич. аппарата (космич. корабля) возникает ряд дополнит, медико-биологич.
проблем. Космич. корабль должен обеспечивать экипажу защиту от космич.
среды (вакуум, вредные излучения и т. п.) и иметь систему жизнеобеспечения.
Эта система поддерживает нужный состав атмосферы внутри корабля, её темп-ру,
влажность и давление; при кратковременных полётах предусматриваются запасы
пищи, воды и пр., при длительных- произ-во пищевых продуктов, регенерация
воды и кислорода должны происходить на борту. Полёт в космосе предъявляет
повышенные требования к человеческому организму (влияние невесомости, перегрузок


при взлёте
и посадке и др.), поэтому необходим мед. отбор космонавтов. Вопрос о допустимости
длит, пребывания человека в условиях невесомости ещё не решён.


При спуске
на поверхность небесных тел должны решаться задачи установки науч. аппаратуры,
выполнения экспериментов стационарными и мобильными автоматами, а в дальнейшем
- осуществление экспедиций и строительство временных или постоянных баз
для поселения космонавтов.


Обеспечение
полёта космнч. летат. аппарата требует, как правило, широкой сети наземных
служб управления. По всей терр. Земли расположены пункты космической
связи,
а там, где это невозможно, в океане, находятся оборудованные
корабли (напр., корабли «Юрий Гагарин» и -«Космонавт Владимир Комаров»).


При посадке
космич. летат. аппарата на Землю включается в работу служба спасения и
эвакуации, в задачу к-рой входит отыскание спускаемого аппарата и его эвакуация,
а при пилотируемых полётах и эвакуация экипажа, оказание ему в случае
необходимости мед. помощи, карантинные мероприятия (при возвращении экипажей
с небесных тел) и т. п. Для упрощения поиска спускаемого аппарата он снабжается
радиопередатчиком, по сигналам к-рого движутся суда, самолёты и вертолёты
службы спасения и эвакуации. Управление полётом от старта до посадки требует
привлечения большого числа различных служб. Организация взаимодействия
бортовых систем управления и многочисл. наземных служб производится технич.
руководством полёта.
























































































Дата
запуска


11, 12, 13
октября 1969



Характеристика


Групповой полёт
с маневрированием кораблей-спутников «Союз-6», "Союз-7" и «Союз-8» с космонавтами
Г. С. Шониным, В. Н. Кубасовым; А. В. Филипченко, В. Н. Волковым, В. В.
Горбатко; В. А. Шаталовым, А. С. Елисеевым (СССР).



14
октября 1969


Первый
н.-и. ИСЗ серии «Интеркосмос» с науч. аппаратурой социалистич. стран (СССР).


14
ноября 1969


Посадка
на Луну в Океане Бурь пилотируемого корабля «Аполлон-12». Космонавты Ч.
Конрад и А. Бин пробыли на Луне 31 ч 31 мин (19-20 нояб.
1969). Р. Гордон находился на селеноцентрич. орбите (США).


11
февраля 1970


Первый
япон. ИСЗ «Осуми».


11
апреля 1970


Облёт
Луны с возвращением на Землю корабля «Аполлон-13» с космонавтами Дж. Ловеллом,
Дж. Суиджертом, Ф. Хейсом. Запланированный полёт на Луну отменён в связи
с аварией на корабле (США).


24
апреля 1970


Первый
китайский ИСЗ.


1
июня 1970


Полёт
длительностью 425 ч корабля-спутника «Союз-9» с космонавтами А. Г. Николаевым
и В. И. Севастьяновым (СССР).


17
августа 1970


Мягкая
посадка на поверхность Венеры автоматич. станции «Венера-7» с науч. аппаратурой
(СССР).


12
сентября 1970


Автоматич.
станция «Луна-16» выполнила 20 сент. 1970 мягкую посадку на Луну в Море
Изобилия, произвела бурение грунта, забрала образцы лунной породы и доставила
их на Землю (СССР).


20
октября 1970


Облёт
Луны с возвращением на Землю со стороны Сев. полушария корабля «Зонд-8»
(СССР).


10
ноября 1970


Автоматич.
станция «Луна-17» доставила на Луну радиоуправляемый с Земли самодвижущийся
аппарат «Луноход-1» с науч. аппаратурой. В течение 11 лунных суток луноход
прошёл 10,5 км, исследуя район Моря Дождей (СССР).


31
января 1971


Посадка
на Луну в районе кратера Фра-Мау-ро пилотируемого корабля «Аполлон-14».
Космонавты А. Шепард и Э. Митчелл пробыли на Луне 33 ч 30 мин
(5-6
февр. 1971), С. Руса находился на селеноцентрич. орбите (США).


19
апреля 1971


Первая
долговременная пилотируемая орбитальная станция «Салют» (СССР).


19
мая 1971


Достижение
впервые поверхности Марса спускаемым аппаратом автоматич. станции «Марс-2»
и выход её на орбиту первого искусств, спутника Марса 27 нояб. 1971 (СССР).






















































































Дата
запуска


Характеристика


28
мая 1971


Первая
мягкая посадка на поверхность Марса спускаемого аппарата автоматич. станции
«Марс-3» и выход её на орбиту искусств, спутника Марса 2 дек. 1971 (СССР).


30
мая 1971


Первый
искусств, спутник Марса - автоматич. станция «Маринер-9». На орбиту спутника
выведена 13 нояб. 1971 (США).


6
июня 1971 .


Полёт
длительностью 570 ч космонавтов Г. Т. Добровольского, В. Н. Волкова
и В. И. Пацаева на корабле-спутнике «Союз-11» и орбитальной станции «Салют».
При спуске на Землю, вследствие разгерметизации кабины корабля, космонавты
погибли (СССР).


26
июля 1971


Посадка
на Луну корабля "Аполлон-15". Космонавты Д. Скотт и Дж. Ирвин пробыли на
Луне 66 ч 55 мин (30 июля - 2 авг. 1971). А. Уорден находился на
селеноцентрич. орбите (США).


28
октября 1971


Первый
англ. ИСЗ «Просперо», выведенный на орбиту англ, ракетой-носителем.


14
февраля 1972


Автоматич.
станция «Луна-20» доставила на Землю лунный грунт с участка материка, примыкающего
к Морю Изобилия (СССР).


3
марта 1972


Пролёт
автоматич. станцией «Пионер-10» пояса астероидов (июль 1972 - февр. 1973)
и Юпитера (4 дек. 1973) с последующим выходом за пределы Солнечной системы
(США).


27
марта 1972


Мягкая
посадка на поверхность Венеры автоматич. станции «Венера-8» 22 июля 1972.
Изучение атмосферы и поверхности планеты (СССР).


16
апреля 1972


Посадка
на Луну корабля «Аполлон-16». Космонавты Дж. Янг и Ч. Дьюк пробыли на Луне
71 ч 02 мин (21-24 апр. 1972). Т. Маттинглн находился на
селеноцентрич. орбите (США).


7
декабря 1972


Посадка
на Луну корабля «Аполлон-17». Космонавты Ю. Сернан и X. Шмитт пробыли на
Луне 75 ч 00 мин (11 - 15 дек. 1972). Р. Эванс находился на селеноцентрич.
орбите (США).


8
января 1973


Автоматич.
станция «Луна-21» доставила 16 янв. 1973 на Луну «Луноход-2». В течение
5 лунных суток луноход прошёл 37 км (СССР).


14
мая 1973


Долговременная
пилотируемая орбитальная станция «Скайлэб». Космонавты Ч. Конрад, П. Вейц
и Дж. Кервин с 25 мая пробыли на станции 28 суток. 28 июля на станцию прибыл
экипаж: А. Бин, О. Гэр-риот, Дж. Лусма для двухмесячной работы (США).







Задачи освоения
космич. пространства для нужд человечества подразделяются на 2 группы:
науч. исследования и прак-тич. использование. Помимо косвенного влияния
космич. исследований на практическую деятельность человечества через фундаментальные
научные открытия, К. делает возможным непосредственное использование космич.
аппаратов в нар.-хоз. практике. ИСЗ, движущиеся по высоким орбитам и оборудованные
ретрансляторами, принимают сигналы с наземного пункта и после соответствующего
усиления этого сигнала возвращают его на Землю, где он принимается пунктом,
удалённым от первого на тысячи км. Такие спутники связи ретранслируют
телевизионные программы, а также осуществляют телефонную и телеграфную
связь. В метеорологии ИСЗ применяются для получения карт распределения
облачности, теплового излучения Земли, наблюдения за движением циклонов
и т. п. Эта информация непрерывно передаётся в мировые метеорологич. центры
и используется при составлении прогнозов погоды. Для морской и авиац. навигац.
службы применяются ИСЗ, орбиты к-рых определяются с высокой точностью;
во время сеансов радиосвязи с кораблями и самолётами они передают им свои
текущие координаты. Определяя положение относительно навигационного спутника,
любой объект в состоянии установить свои координаты.


Всё возрастающую
роль играют ИСЗ для разведки природных ресурсов Земли и непрерывного наблюдения
за их состоянием. Фотосъёмка поверхности Земли через разные светофильтры
и др. методы исследования позволяют судить о распределении растительности,
изменениях снежного покрова, разливе рек, состоянии посевов и лесов, следить
за ходом полевых работ, оценивать ожидаемую урожайность, регистрировать
лесные пожары и т. п. Со спутников можно вести океанологич. и гидрологич.
исследования. Особую ценность представляет использование спутников в геодезии
и топографии - для точной взаимной привязки далеко расположенных пунктов
и быстрого обновления топографич. карт путём фотосъёмок из космоса, а также
для составления опорных геодезия, сетей путём наблюдения спутников (координаты
к-рых для каждого мгновения известны) с разных пунктов, расположенных на
Земле (см. Космическая геодезия). Специфич. особенности космич.
полёта (невесомость, вакуум и т. п.) могут быть использованы для нек-рых
особо тонких технологич. процессов. В этом случае на ИСЗ будут располагаться
соответствующие пром. установки, а транспортные космич. аппараты будут
снабжать их сырьём и доставлять на Землю изготовляемую продукцию.


Для решения
задач, стоящих перед К. в околоземном пространстве, требуется значит, число
специализированных авто-матич. ИСЗ (астрономич., солнечные, геофизич.,
геодезич., метеорологич., связные и т. п.), а также необходимы пилотируемые
долговременные многоцелевые орбитальные станции. Смена экипажа по мере
надобности будет осуществляться транспортными космич. кораблями, регулярно
связывающими орбитальную станцию с космодромами.


Ближайшая цель
К. при изучении Луны и планет - получение новых науч. данных. Планируется
продолжение изучения Луны как автоматическими, так и пилотируемыми космич.
летат. аппаратами, затем организация на ней науч. баз. Полёты к Меркурию,
Венере, Марсу и Юпитеру осуществляются автоматами, а в 80-90-е гг. 20 в.
мыслятся пилотируемые полёты с высадкой человека на Марсе (длительность
экспедиции ок. 3 лет). Изучение далёких планет, вылет за пределы Солнечной
системы и полёты к Солнцу длит, время возможны только для автоматов и характеризуются
очень большой продолжительностью, что требует нового шага в развитии технологии
для создания аппаратуры исключительно высокой надёжности. В будущем К.
откроет человечеству возможность освоения материальных и энергетич. богатств
Вселенной.


По своей сущности
К.- область общечеловеческой деятельности, и, проводимая даже в нац. рамках,
она затрагивает одновременно интересы многих стран (см. Космическое
право).
Об осн. событиях космич. эры см. таблицу.


Илл. см. на
вклейке, табл. X, XI (стр. 144-145).


Лит. см.
при ст. Космический летательный аппарат. В. П. Глушко, Б. В. Раушенбах.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я