КОРРЕДЖО

КОРРЕДЖО
(Correggio; собственно Антонио Аллегри, Allegri) (ок. 1489, Корреджо, Эмилия,-
ок. 15.3.1534, там же), итальянский живописец периода Высокого
Возрождения.
Работал в Парме и Корреджо. Испытал воздействие; Андреа Мантеньи, Леонардо
да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Доссо Досси. Исполненные мягкой грации
и интимного очарования произв. К. отражают-постепенную утрату героич. ренессанс-ных
идеалов, сложение новых художественных форм и принципов. В монументальной
живописи К. игривая лёгкость и декоративное изящество (росписи в монастыре
Сан-Паоло в Парме, между 1517 и 1520) сменяются поисками дина-мич. экспрессии:
в росписях церкви Сан-Джованни Эванджелиста (1520-23) и собора (1526-30)
в Парме сложные ракурсы и устремлённая вверх вихреобраз-ная композиция
предвосхищают пространственные эффекты эпохи барокко. Станковые
композиции К., проникнутые праздничным светским духом, отличаются интимной
мягкостью образов, эффектностью грациозных поз и движений, динамич. асимметрией
композиции, светлым, нарядным, прихотливо-изменчивым колоритом ("Мадонна
со св. Франциском", 1514-15, "Мадонна со св. Георгием", 1530-32,- обе в
Карт, гал., Дрезден; "Обручение св. Екатерины", Лувр, Париж). В целях усиления
эмоционального звучания образов К. иногда прибегает к эффектам контрастного
ночного освещения ("Поклонение пастухов", или "Ночь", ок. 1530, Карт, гал.,
Дрезден).


Произв. К.
на мифологии, темы ("Давая", ок. 1526, Галерея Боргезе, Рим; "Похищение
Ганимеда", ок. 1530, Художественно-ист, музей, Вена) отмечены утончённым
гедонизмом и эротикой, гибкостью композиционных решений.


Лит.: Bodmer
H., Correggio und die Malerei der Emilia, W.. 1942; Вianсoni P., Tutta
la pittura del Correggio, Mil., 1953; L'opera completa del Correggio, Mil.,
[1970]. В.Э.Маркова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я