КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ механизм для ступенчатого изменения передаточного числа, т.
е. скорости вращения или величины подачи. К. п. состоит из переключаемых
зубчатых
передач,
размещённых в отдельном корпусе (коробке) или в общем корпусе
с др. механизмами.


К. п., применяемая
для изменения скорости гл. движения резания металлорежущих станков, наз.
также коробкой скоростей. К. п., предназначенная для изменения подачи
в металлорежущих станках и имеющая нек-рые кинематич. особенности, наз.
коробкой
подач.
К. п. широко применяются в приводах ведущих колёс автомобилей
и др. трансп. средств, работающих от двигателя внутр. сгорания, к-рый при
небольшой частоте вращения не может развивать большого вращающего момента
и большой мощности, а также не допускает изменения направления вращения
вала (реверсирования). Использование К. п. позволяет получить достаточный
момент на колёсах, рациональные режимы работы двигателя при различных скоростях
движения, а также обеспечивает задний ход.


Передаточные
числа и К. п. обычно соответствуют геометрич. ряду (uu = = ?u2u...), что обеспечивает одинаковое относит, увеличение и при переключении
с любой скорости на следующую. Значения и в СССР стандартизованы:
1,06; 1,12; 1,26; 1,41; 1,58; 2,00. Иногда применяют ступенчатый геометрич.
ряд с разным фина определённых участках регулирования или арифметический
ряд (напр., в коробке подач).


Конструкция
К. п. зависит от её назначения, способа переключения передачи и технич.
характеристики машины или станка - передаваемой мощности, быстроходности,
числа скоростей (до 48), диапазона регулирования. Для ускорительных передач
К. п. обычно принимают и не менее 1/2, для замедляющих -
не более 4, число передач между двумя валами не более 6-8.


Рис. 1. Схема
коробки передач со скользящим зубчатым блоком: a-двухвенцовым; б-трехвенцовым;
в-одновенцовым, входящим в зацепление с тремя разными шестернями (u=1,06).


По способу
переключения передач различают: К. п. со скользящими зубчатыми блоками
(с кулачковыми и зубчатыми муфтами); К. п., имеющие зубчатые муфты с синхронизаторами;
К. п. с фрикционными муфтами и тормозами; К. п. с муфтами
свободного хода. К. п. со скользящими блоками (рис. 1) допускают переключение
только при остановках или на малой скорости холостого хода; имеют простую
и компактную конструкцию, широко применяются в металлорежущих станках с
большим числом скоростей. При малом ф конструкцию К. ц" можно упростить
и сократить по длине, применив корригирование зубчатых колёс, позволяющее
одно и то же зубчатое колесо сцеплять с разными колёсами на др. валах.
К. п., имеющие зубчатые муфты с синхронизаторами (рис. 2), позволяют сначала
вводить в соприкосновение небольшие фрикционные поверхности, выравнивающие
угловые скорости вала и включаемого зубчатого колеса, а затем вводить в
зацепление зубчатую муфту. Эти К. п. обеспечивают безударное переключение
на холостом ходу; применяются преим. в автомобилях. К. п. с фрикционными
муфтами и тормозами допускают переключение на ходу под нагрузкой, а при
использовании муфт и тормозов с электромагнитным, гидрав-лич. или пневматич.
управлением обеспечивают дистанционное переключение и возможность автоматизации.
Ввиду сложности конструкции и больших габаритов такие К. п. применяют при
малом числе скоростей; переключение тормозами используют в планетарных
К. п. (рис. 3). К. п. с муфтами свободного хода (рис. 4) осуществляют переключение
передач при изменении направления вращения ведущего вала при неизменном
направлении вращения ведомого; применяются редко. Переключение скоростей
в К. п. осуществляется: механизмами индивидуального управления, в к-рых
каждый зубчатый блок или муфта переключается отдельной рукояткой; механизмами
централизованного управления (последовательного и выборочного включения
и с предварительным выбором, или преселективные), в к-рых все зубчатые
блоки и муфты переключаются одной общей рукояткой; электрич. и др. устройствами
дистанц. управления; устройствами автоматич. управления, переключающими
скорости в зависимости от изменяющихся условий работы.


Рис. 2. Схема автомобильной
четырёхступенной (I-IV) коробки передач: 1 - первичный вал; 2,3 - муфты
с синхронизаторами; 4 - выходной вал; 5 -шестерни, входящие в зацепление
с зубчатыми колёсами; 6 - вторичный вал.


Рис. 3. Схема трёхскоростной
планетарной коробки передач.


Рис. 4. Схема двухскоростной
коробки передач с муфтами свободного хода.

Недостатки К. п. по сравнению
с механич. вариаторами: ступенчатое изменение передаточного числа
и менее удобное управление; преимущества - жёсткая кинематич. связь, т.
е. строгое постоянство передаточных чисел между ведущим и ведомым валами,
высокая надёжность и долговечность, компактность и простота конструкции,
что обеспечило их широкое применение в совр. машинах. Лит.: Машиностроение.
Энциклопедический справочник, т. 11, М., 1948.

Н.Я.Ниберг.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я