КОРАБЛЬ ВОЕННЫЙ

КОРАБЛЬ ВОЕННЫЙ судно, входящее в состав военно-морского флота и способное
решать определённые боевые или спец. задачи. Согласно Женевской междунар.
конвенции 1958 об открытом море, ратифицированной Президиумом Верх. Совета
СССР 20 окт. 1960, К. в. должен иметь внеш. знаки, определяющие его гос.
принадлежность, находиться под командой офицера, состоящего на гос. службе,
имя к-рого занесено в список офицеров ВМФ, и иметь экипаж, подчинённый
регулярной воен. дисциплине. К. в. являются собственностью гос-ва, подчиняются
только его законам и пользуются правом экстерриториальности при офиц. нахождении
в иностр. водах.


Совр. К. в.
в качестве двигателей имеют мощные паровые, дизельные, газотурбинные, атомные
или комбинированные энергетич. установки (напр., дизель-газотурбинные).
В зависимости от боевого назначения К. в. вооружены ракетным, арт., торпедным
или минным оружием или неск. видами оружия; имеют радиоэлектронные и счётно-решающие
устройства для управления вооружением и технич. средствами кораблевождения,
наблюдения за воздушной, надводной и подводной обстановкой, средства навигации
и связи. Нек-рые К. в. несут на себе самолёты и вертолёты. Корпус боевого
корабля состоит из след. гл. частей: набора (остова), обеспечивающего продольную
и поперечную прочность корабля; наружной обшивки; верхней и промежуточных
палуб; водонепроницаемых переборок, разделяющих внутр. помещения корабля
на отсеки и отделения для обеспечения его непотопляемости, а также конструкционной
защиты, к-рая на крупных надводных кораблях устанавливается в районах размещения
командных пунктов, машинных отделений, погребов боеприпасов и др. помещений.
На верхней палубе надводного корабля размещаются его основные вооружение
и надстройки. В носовой, наиболее развитой надстройке находятся боевая,
ходовая и штурманская рубки и командирский ходовой мостик. Из боевой рубки
осуществляется управление К. в. и его вооружением во время боя; из ходовой
и штурманской рубок и с ходового мостика - управление в повседневных условиях.
В кормовой надстройке расположены запасная боевая рубка и запасные командные
пункты боевых частей и служб корабля. Большинство совр. К. в. имеет, как
правило, две мачты. На авианосцах нет развитых надстроек и мачт. На мачтах
установлены радиолокац. антенны и радиоантенны, дальномерные посты, прожекторы,
средства связи и сигнализации. Ракеты размещены в пусковых шахтах (установках),
запасные - в ракетных погребах; артиллерийские боеприпасы - в артиллерийских
погребах, торпеды - в торпедных аппаратах, запасные - на спец. стеллажах;
самолёты и вертолёты - на верхней палубе и в ангарах. Осн. вид горючего
К. в., не имеющего атомных энергетич. установок,- жидкое (мазут) и дизельное
топливо. Оно хранится в междудонном пространстве и в бортовых отсеках (в
топливных цистернах) Запасы воды находятся в спец. отделениях междудонного
пространства. Для размещения экипажа К. в. служат кубрики и каюты. (См.
рис. 1-3.)


Для успешного
выполнения боевых задач К. в. должен обладать высокими мореходными качествами:
плавучестью (способностью плавать, находясь в воде по заданную ватерлинию,
имея при этом на себе все грузы, назначенные по роду службы), остойчивостью
(способностью сохранять равновесие, вертикальное положение), непотопляемостью
(способностью оставаться на плаву при определенных повреждениях и затоплении
одного или неск. отсеков), ходкостью (способностью развивать заданную скорость
хода при определ. мощности гл, механизмов), управляемостью (способностью
удерживать заданный курс и изменять его под действием руля и двигателей;
подводная лодка должна обладать этой способностью и при движении по вертикали,
т. е. поддерживать или изменять глубину погружения), плавностью и заданной
расчётами амплитудой качки.


Первые К. в.-
небольшие деревянные суда различной формы, передвигавшиеся с помощью вёсел,
появились задолго до н. э. в Египте, на Крите, в Финикии Др. Греции и Риме.
В 5 в. до н, э. появились К. в. с неск. рядами вёсел, распо ложенных в
разных ярусах от поверхности воды. Корабли с двумя рядами вёсел наз. биремы,
с тремя - триремы (триеры) и т. д. Экипаж крупного корабля насчитывал неск.
сот человек гл. оружие составляли таран и метательные машины. В 7 в. в
Венеции был создан более быстроходный корабль - галера к-рая постепенно
стала осн. боевым кораблём. Она имела дл. 40-50 м, шир ок. 6 м,
один
ряд вёсел, экипаж до 450 чел. и развивала скорость 7 узлов (13
км/ч).
Кроме вёсел, галера имела 2 мачты с косыми парусами. В 10-11
вв. создавались более усовершенствованные корабли (нефы), у которых главные
движителем стали паруса, хотя сохранялись и вёсла. Переход от гребного
к парусному флоту был длительным и осуществлялся вплоть до 17-18 вв Развитие
артиллерии постепенно превратило её в главное оружие парусных К. в.


С появлением
в 17 в. в Англии, Франции, Испании, России (в 1696) постоянных воен. флотов
создаются гос. верфи для стр-ва кораблей и учреждаются адмиралтейства.
К.
в. стали строить с острыми оконечностями вместо тупого носа и кормы, более
ровной палубой, составными мачтами вследствие увеличения парусности и изменения
их вида, более
рациональными внутр. помещениями, соответствующими мореходным качествам
К. в. Подводную часть К. в. для защиты её от червоточины и обрастания обивали
медью.


На основе опыта,
накопленного флотами в ходе войн и мор. сражений, возникла необходимость
классифицировать корабельный состав в зависимости от боевого назначения
К. в., их величины, водоизмещения, количества пушек и численности экипажа.
В середине 17 в. К. в. стали делить на шесть разрядов или рангов:








































































Ранги


Водоизмещение,
m


Количество
пушек


Экипаж,
чел.


1


900
- 1800


64-100


750


2


700-900


54-64


650


3


500-700


44-60


450


4


300-700


26-50


250


5


100-500


35


130


6


50-250


6-36


100





Корабли 1,
2 и 3-го рангов, предназначавшиеся для ведения арт. боя, для к-ро-го они
выстраивались в линию, назывались линейными кораблями, корабли 4
и 5-го рангов, предназначавшиеся для ведения разведки и действий на мор.
коммуникациях,- фрегатами. К кораблям б-го ранга были отнесены посыльные
суда. В 18 в. многочисл. изобретения и открытия в области металлургии и
кораблестроения, а также внедрение в судостроение железа позволили значительно
улучшить конструкцию К. в., увеличить их парусность, арт. вооружение и
водоизмещение (до 3-4 тыс. т). На линейных кораблях количество орудий
увеличилось до 120-135. В 1807 Р. Фултон (США) построил
первый опытный пароход ч Клер-монт". В 1826 в рус. флоте был построен первый
вооружённый артиллерией (8 пушек) пароход "Ижора". С появлением в 19 в.
гребного винта начали строить боевые
корабли с паросиловыми установками. В это же время во флотах Франции, России
и др. гос-в поступили на вооружение бомбические пушки (калибр до 220 мм),
к-рые
стреляли разрывными бомбами, разрушали борт корабля и вызывали сильные
пожары. В 1-й пол. 19 в. в рус. флоте появилось минное оружие. Всё это
вызвало необходимость в броневой защите К. в. Учитывая опыт Крымской войны
1853-56, мн. страны перешли к стр-ву парового броненосного флота и увеличению
толщины брони (до 610 мм). В 1870-х гг. создаются безрангоутные
(не имеющие парусов) корабли. Большое влияние на воен. кораблестроение
оказали дальнейшее развитие минного оружия и изобретениесамодвижущейсямины,
получившей назв. торпеды. К кон. 19 в. осн. ударной силой флота
являлись броненосцы. В зависимости от способа размещения на них
артиллерии различались казематные, барбетные и башенные броненосцы. Для
их боевого обеспечения были созданы крейсера, в т. ч. и броненосные,
а также миноносцы. Стали строить минные заградители. Изменялась
и классификация К. в. В России в 1892 К. в. делились на след, классы: броненосцы
(эскадренные, береговой обороны), крейсера (1 и 2-го рангов), минные крейсера,
канонерские лодки (мореходные, береговой обороны), миноносцы, транспорты,
учебные суда и др. Эта классификация перед рус.-япон. войной 1904-05 была
дополнена классами: эскадренных миноносцев, минных транспортов, госпитальных
судов. После войны утвердился класс подводных лодок, основу боевой мощи
флотов составляли линейные корабли и линейные крейсера. В 1910-12 Россия
начала стр-во первых в мире тральщиков, Мн. страны строилилёгкие
крейсера. Дальнейшее развитие получили подводные лодки.


В 1-ю мировую
войну 1914-18 линейные корабли ввиду резко возросшей угрозы со стороны
мин и подводных лодок использовались ограниченно, а стр-во линейных крейсеров
было прекращено. Широкое развитие получили эскадренные миноносцы, минные
заградители и тральщики Подводные лодки превратились в самостоят, род сил
ВМФ и стали делиться на большие, средние и малые. В ходе войны появились
новые классы К. в.: авианосцы, сторожевые корабли и торпедные катера.


В ходе 2-й
мировой войны 1941-45 линейные корабли окончательно утратили своё прежнее
значение и вместе с крейсерами были силами обеспечения авианосцев. Видное
место в боевых действиях заняли подводные лодки. Развились корабли противолодочной
и противовоздушной обороны. В 1950-х гг. боевые корабли оснащаются атомными
энергетич. установками, ракетно-ядерным оружием, новейшими радиоэлектронными
средствами. Были созданы атомные ракетные подводные лодки, ракетные и новые
противолодочные корабли. В 60 - нач. 70-х гг. в ряде стран началось экспериментальное
стр-во К. в. с динамич. принципами поддержания: корабли с подводными крыльями,
на воздушной подушке. Эти корабли обладают высокой скоростью хода и др.
преимуществами.


В совр. воен.-мор.
флотах К. в. классифицируются в зависимости от физич. среды, в к-рой они
действуют,- на подводные и надводные; по характеру решаемых задач они разделяются
на группы: боевых кораблей, предназначенных для ведения боевых действий
и составляющих основу флота, вспомогательных судов для обеспечения сил
флота в море, рейдовых и базовых судов и плавучих средств для обеспечения
сил флота на рейдах и в гаванях; по значению решаемых боевых задач - на
корабли страте-гич. и оперативно-тактич. назначения; по типу двигателей
- на атомные и с обычной энергетич. установкой. Во всех ВМФ принято деление
К. в. на классы. В пределах одного класса, в зависимости от различий в
тактико-технич. данных, корабли могут разделяться на подклассы. Среди кораблей
одного класса (подкласса) могут находиться корабли разных типов, отличающиеся
друг от друга по водоизмещению, составу и размещению вооружения и оборудования.
В ВМС США принято деление К. в. также на категории, объединяющие неск.
классов кораблей, напр, категории боевых кораблей, десантных кораблей и
судов, пат-рульно-эскортных кораблей и др. В различных гос-вах отмечается
неодинаковое толкование классов, подклассов и типов К. в.


В СССР имеются
боевые корабли след, осн. классов: ракетные подводные лодки, торпедные
подводные лодки, ракетные корабли, артиллерийские, противолодочные, противоминные,
десантные корабли и др. В ВМС США и нек-рых др. гос-в осн. классами боевых
кораблей являются: авианосцы (ударные, противолодочные), подводные лодки
(атомные ракетные, атомные торпедные и др.), крейсера (УРО - с управляемым
ракетным оружием, тяжёлые, лёгкие и др.) и эскадренные миноносцы (УРО,
фрегаты и др.). Для определения правового положения командиров и экипажей
кораблей планирования норм материально-технич. обеспечения, а также в зависимости
от водоизмещения и состава вооружения К. в. делятся на ранги. В ВМФ СССР
установлено 4 ранга кораблей. Высшим рангом является первый.


Лит.: Сборник
международных соглашений и законодательных актов СССР по вопросам мореплавания,
[М.], 1967; Корабельный устав Военно-Морского флота СССР, 2 изд., М., 1967;
Коваленко В. А., Остроум о в М. Н. (сост.), Справочник по иностранным флотам,
М., 1966; Крылов А. Н., Собрание трудов, т. 9- Теория корабля, ч. 1-2,
М.- Л., 1948-49; Шершов А. П., История военного кораблестроения с древнейших
времён и до наших дней, М.- Л., 1940; Сыр май А. Г., Корабль, М., 1967;
Ефимьев Н. Н., Основы теории подводных лодок, М-, 1965; Вооружённые силы
капиталистических государств, М., 1971. В.И.Шлома.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я