КОНЦЕПТУАЛИЗМ

КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от
лат. соnсерtus - мысль, понятие), термин, используемый для обозначения
философских направлений, занимающих промежуточное положение между ср.-век.
реализмом
и
номинализмом
в
решении проблемы универсалий.


Исторически
К. возник как направление ранней схоластики (11-12 вв.), стремившееся
сочетать осн. постулаты широко распространённого в то время неоплатоновского
реализма (см. Неоплатонизм) с метафизикой аристоте-лизма, приобретавшей
всё большее влияние среди представителей теологич. ортодоксии. В философии
этого периода доминируют две осн. проблемы универсалий: онтологическая,
поставленная Платоном,- о реальном (объективном) существовании общего (единого)
"до и помимо" единичных вещей, и методологическая, поставленная Аристотелем,-
об общем (едином) как основе доказательства. Классич. примером концептуалистского
решения этих проблем считается теория универсалий П. Абеляра (заимствованная
им по существу у Ибн Сыны), согласно к-рой универсалии существуют
до сотворённой природы в божеств, разуме в качестве "концептов" бога и
прообразов единичных вещей; универсалии существуют в единичных вещах как
их реальное сходство или их тождественность прообразу (тождественное одному
и тому же тождественно между собой); наконец, универсалии существуют после
единичных вещей в уме познающего как результат абстрагирования сходных
свойств в форме понятий. В поздней схоластике близкой к такой трактовке
универсалий была позиция Иоанна Дунса Скота и в особенности Фомы
Аквинского.



Схоластич.
К. является по существу теистическим: общее не самосуще, как у Платона,
и не сотворено в "вещном мире", как у Аристотеля; лежащее в основе доказательств
фактическое единообразие природы и логоса уже предполагает общее (в божеств,
разуме) как источник этого единообразия или как его форму (предустановленная
гармония). Позднее, уже в новое время, когда интерес к указанным выше проблемам
ослабевает и в филос. системах значит, место начинает занимать психологическая
проблема образования общих понятий, К. постепенно утрачивает характер философско-теологич.
доктрины и становится одним из принципов теории познания, согласно
к-рому общее рассматривается только как результат абстракции.


См. также Универсалии.


Лит.: Виндельбанд
В., Введение в философию, пер. с нем., М., 1908; Штекле А., История средневековой
философии, пер. с нем., М., 1912; Ю н г К. Г., Психологические типы, пер.
с нем., М., 1924; История философии, т. 1, М., 1940; Рассел Б., История
западной философии, пер. с англ., М., 1959; Котарбиньский Т., Спор об универсалиях
в средние века, Избр. произв., пер. с польского. М., ?963, с. 410- 415.
М.М.Новосёлов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я