КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА рост числа крупных предприятий и сосредоточение на них
всё большей части имеющихся в обществе средств произ-ва, рабочей силы и
продукции. Концентрация капитала и произ-ва-закон капитализма. При капитализме
условием К.п. является концентрация капитала. Капиталист может расширять
предприятие лишь по мере того, как в его руках скапливается всё больший
капитал. К. п. усиливает концентрацию и централизацию капитала. Крупные
предприятия имеют преимущества перед мелкими как в сфере произ-ва, так
и в сфере обращения, поэтому у их владельцев норма прибыли всегда выше,
чем у мелких предпринимателей, и они обладают большей конкурентоспособностью.
Между концентрацией капитала и К. п. существует, т. о., сложная взаимосвязь.
На рубеже 19- 20 вв. концентрация капитала и производства привела к возникновению
монополий (см. Монополии капиталистические). Господствующей формой
капиталистич. предприятий становится акционерное общество. При империализме
происходит
монополистич. концентрация, т. е. экономич. могущество всё больше сосредоточивается
в руках крупнейших монополий. Исключительно высокой становится конкурентоспособность
монополий. Чем большим капиталом они обладают, тем выше степень эксплуатации
ими рабочих и эффективность использования основных фондов, тем ниже в расчёте
на единицу продукции расходы по продаже товаров и выше размеры прибыли.
Монополии располагают обширной производственно-сбытовой сетью не только
внутри страны, но и за её пределами, что обеспечивает устойчивость роста
их доходов. Прибыльность операций крупнейших монополий особенно велика,
а чем больше прибыли получают монополии, тем больше у них возможностей
и для её капитализации, и для поглощения своих менее сильных соперников.
Капиталовложения в расчёте на одного рабочего на автоматизированном предприятии
примерно в 10 раз больше, чем на неавтоматизированном. Владение результатами
н.-и. работ, способность обеспечивать изменение номенклатуры продукции,
диктуемое спросом, стали одним из главных средств конкурентной борьбы.
Экономич. преимущества монополистич. фирм возрастают.


Мощным фактором
К. п. стало гос. стимулирование. Объединяющиеся компании получают спец.
гос. субсидии и скидки по налогам. Монополистич. концентрация усиливается
милитаризацией экономики. Гос-во передаёт воен. заказы гл.
обр. крупнейшим военно-пром. компаниям на исключительно выгодных для них
условиях, что является источником нового роста монополистич. концентрации.
Ускорителем монополистич. К. п. является междунар. конкуренция, развивающаяся
в особенности в связи с империалистической интеграцией. Например, в рамках
каждой из стран Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейской
ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) монополии стараются консолидировать
свои силы, чтобы противостоять конкуренции со стороны других стран - как
участниц этих экономич. группировок, так и не входящих в них. Происходят
новые слияния, заключаются новые соглашения между монополиями. Кроме того,
возникает необходимость в объединениях и соглашениях между монополиями
разных стран ЕЭС и ЕАСТ. Всё это ведёт к повышению уровня всемирной концентрации
капитала и производства. О современном уровне монополистич. К. п. можно
судить, в частности, по следующим данным: в Германии в 1907 предприятия
с количеством рабочих свыше 50 составляли 0,9% всего числа предприятий,
в ФРГ в 1966- 24,1%. Особенно показательны данные, относящиеся к самым
крупным предприятиям. В ФРГ это - предприятия с суммой годового оборота
в 250 млн. марок и более. В 1965 они составляли 0,4% общего числа предприятий,
но на них было занято 28,1% всего количества рабочих и служащих, на их
долю приходилось 34,6% общей суммы оборота всех предприятий страны.


Процесс К.
п. захватил и с. х-во. В США в 1967 насчитывалось 3200 тыс. ферм. Их общая
выручка от продажи товаров и от услуг составила 35 млрд. долл. Между тем
всего лишь 157 с.-х. акц. об-в разных видов имели выручку от таких операций
на сумму 14,3 млрд. долл.


Об уровне монополистич.
К. п. не всегда можно судить по данным о крупных производств, единицах,
об их размерах и доле в совокупном произ-ве. Монополии иногда не стремятся
доводить размеры своих предприятий до технологически возможного максимума.
Им нужны оптимальные размеры производств, единиц. С ростом размеров последних
снижаются издержки произ-ва. Но норма прибыли зависит и от расходов по
перевозке продукции к пунктам её реализации. В связи с этим наступает момент,
когда для монополии становится выгоднее не увеличивать размеры имеющихся
у неё предприятий, а строить новые, размещая их ближе к центрам сбыта.
Поэтому не столько размеры отдельных производств, единиц, как бы они ни
были велики, характеризуют уровень монополистич. концентрации, сколько
общий объём сконцентрированного в их руках произ-ва, что определяется количеством
предприятий, к-рыми владеет монополия. В США автомобильная компания "Дженерал
моторе" имеет 125 основных предприятий, не считая многих подсобных производств,
единиц. По данным за 1969, на предприятиях компании было занято 757 тыс.
лиц наёмного труда, общий годовой оборот этих предприятий составил 22,8
млрд. долл. Подобная централизация средств произ-ва в руках крупнейших
монополий, выводящая концентрацию далеко за пределы отдельных производств,
единиц, довела этот процесс до небывало высокого уровня.


С концентрацией
и централизацией капитала и произ-ва всё более углубляются осн. противоречие
капитализма и весь комплекс характеризующих его противоречий. Складывается
широкая антимоно-полистич. коалиция. Растут материальные предпосылки социализма,
развиваются социально-политич. условия новых со-циалистич. революций.


О концентрации
в социалистич. странах см. Концентрация социалистического производства.


Лит.: Маркс
К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 641, 773; Ленин В. И., Империализм,
как высшая стадия капитализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 27; Драгилев
М. С., М?хов Н. И., Ленинский анализ монополистического капитализма и современность,
М., 1970. М. С. Драгилев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я