КОНСЕРВАЦИЯ

КОНСЕРВАЦИЯ (от
лат. conservatio - сохранение), совокупность мер, обеспечивающих на длительное
время сохранение облика (первоначального или к моменту поступления на К.),
механической прочности и химической инертности памятников истории и культуры,
археол. находок, произведений архитектуры, изобразит, и декоративных иск-в.
К. тесно связана с реставрацией. В музеях, библиотеках, архивах
и др. режимом отопления, вентиляции, а также кондиционированием воздуха
всем хранящимся предметам обеспечиваются оптимальные условия хранения:
постоянные темп-ра, освещённость, влажность, состав воздуха. При спец.
режиме хранения в музеях используются витрины с фильтрами для очистки воздуха;
картины заключают между стеклом и плотным картоном, соединёнными тканью.
Гравюры, рисунки, акварели, пастели, гуаши, фрагменты тканей окантовывают
под стекло для экспонирования или укладывают в паспарту и хранят в спец.
шкафах и папках. Документы, печатные тексты на обветшалой бумаге укрепляют
ламинированием - накатом прозрачной синтетич. плёнки. Предметы из дерева,
ткани, кожи, поражённые плесневыми грибками, насекомыми или их личинками,
обрабатывают ядохимикатами, пропитывают растворами анти-септич. составов
(см. Антисептические средства), безвредных для материала. Изделия
из необожжённой и слабообожжённой глины, из сухой древесины с нарушенной
структурой пропитывают синтетич. смолами, не изменяющими их внешнего вида;
мокрую древесину консервируют, замещая воду внутри неё смолами, квасцами,
парафином. Очищенный от коррозии металл, стекло, кость покрывают защитной
плёнкой бесцветного синтетич. лака. Ткани пропитывают мучными (реже синтетич.)
клеями и наклеивают ими же на дублирующую основу из ткани. При К. сооружений
укрепляют грунт, стены, своды, возводят защитные павильоны и навесы, предотвращая
разрушение памятника в период до его реставрации. Деревянные постройки
пропитывают бесцветными водоотталкивающими и укрепляющими синтетич. соединениями
и др. защитными составами. Монументальную живопись на стенах архитектурных
памятников укрепляют преимущественно высокопрочными смолами, к-рые сохраняют
цвет и фактуру живописи, не нарушая воздухе- и паропроницаемости красочного
слоя и грунта.


Успех К. зависит
от соблюдения режима хранения, определённого для каждого рода предметов.
Разработкой метода К. и её осуществлением занимаются специализированные
лаборатории и мастерские: в СССР - Всесоюзная центр, н.-и. лаборатория
по консервации и реставрации Мин-ва культуры СССР (1958), Лаборатория консервации
и реставрации документов АН СССР (1934), Лаборатория микрофотокопирования
и реставрации документальных материалов Гл. архивного управления (1936),
реставрац. мастерские археол. ин-тов респ. Академий наук, б-к, музеев,
а также спец. архит. научно-реставрац. мастерские. Обмен опытом между специалистами
разных стран осуществляет Комитет по хранению при Междунар. совете музеев.


Лит.: Библиографический
указатель литературы по вопросам консервации и реставрации произведений
искусства и памятников культуры, в. 1 - 2, М., 1961 - 70; Аннотированный
библиографический указатель иностранной литературы по вопросам консервации
и реставрации произведений искусства и памятников культуры, в. 3, М., 1970.

В. Н. Даркевич,
В. В. Филатов,





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я