КОНКРЕТНОЕ

КОНКРЕТНОЕ (от
лат. concretus, букв.- сгущённый, уплотнённый, сросшийся), единое в многообразном,
общее в единичном, реальная связь сторон, граней объекта, знание его во
всём богатстве существ, отношений, взаимодействий, противоречий.


Представители
идеализма, напр. И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, исходили из понимания К.
как только духовной в своей основе связи эмпирически данных явлений С их
точки зрения К. существует лишь
в абсолютизированном понятии. Сторонники эмпиризма сводят К. лишь к единичным
чувственно-воспринимаемым вещам, а различные школы позитивизма - к индивидуальному
объекту, понимаемому субъективно-идеалистически, как комплекс ощущений.


В диалектич.
материализме понятие К. употребляется в двух смыслах: как непосредственно
данное, чувственно-воспринимаемое и представляемое целое. В этом смысле
К.- исходный пункт познания. В теоретич. мышлении К. выступает уже концептуально,
как система науч. определений, выявляющих существ, связи и отношения вещей,
событий, единство в многообразном, закономерности, тенденции развития явлений.
Если первоначально К. дано субъекту в виде чувственно-наглядного образа
целого предмет та, "витающего в представлении", ещё мысленно нерасчленённого
и непонятого в его закономерных связях и опосред-ствованиях, то на уровне
теоретич. мышления К. выступает как внутреннедиф-ференцированное целое,
понятое в его противоречиях, развитии. К. противоположно абстрактному (см.
Абстракция)
и
осмысливается в сравнении с ним. В процессе познания мысль движется от
абстрактного, бедного содержанием понятия к К., более богатому содержанием
понятию. В этом и состоит суть метода восхождения от абстрактного к
конкретному,
при помощи которого мышление усваивает К., воспроизводит
его путём связывания понятий в целостную научную теорию, отражающую объективную
расчленённость объекта и единство его существ, свойств и отношений.


Категория К.
имеет важное методологич. значение в системе материалистич. диалектики.
Одним из фундаментальных принципов диалектики является признание конкретности
истины.
Предупреждая
против ошибок, связанных с неконкретным подходом к истине, В. И. Ленин
писал, что "...всякую истину, если ее сделать „чрезмерной,"... если ее
преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости,
можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях,
превращается в абсурд" (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 46). Принцип
К. требует подходить к фактам природной и обществ, жизни не с общими формулами
и схемами, а с точным учётом всех реальных условий, в к-рых находится объект
познания, выделением его главных, существ, свойств, связей, тенденций,
определяющих другие его стороны. А. Г. Спиркин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я