КОНЁНКОВ

КОНЁНКОВ Сергей
Тимофеевич [28.6 (10.7).1874, дер. Караковичи, ныне Ельнинский р-н Смоленской
обл.,-9.10.1971, Москва], советский скульптор, действит. чл. АХ СССР (1954),
нар. худ. СССР (1958), Герой Социалистич. Труда (1964). Род. в крест, семье.
Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1892-96) у С. И. Иванова
и С. М. Вол-нухина и в петерб. АХ (1899-1902; действит. чл. с 1916). Экспонент
"Мира
искусствам
и чл. Союза русских художников. В ранний период в
произв. жанрово-пове-ствоват. характера ("Камнебоец", бронза, 1898, Третьяковская
гал.) и нескольких более поздних работах, отмеченных поисками монументально-обобщающих
образов ("Самсон", гипс, 1902, не сохранился), К. стремился передать свои
размышления о тяжёлой жизни родного народа и его порыве к борьбе за свободу.
К. участвовал в революц. событиях 1905 в Москве, выполнил несколько обобщённо-символич.
по характеру портретов участников Революции 1905 ("Рабочий-боевик 1905
года Иван Чуркин", мрамор, 1906, Музей Революции СССР, Москва; "Атеист",
песчаник, 1906, Мордовская карт. гал. им. Ф. В. Сычкова, Саранск). С сер.
1900-х гг. для творчества К. характерны преим. фольклорно-сказочные образы
("Стрибог", 1910, Третьяковская гал.; "Еруслан Лазаревич", 1913, Серпуховской
историко-художеств. музей; оба- дерево), переработка мотивов рус. нар.
деревянной скульптуры, тема классически совершенного, гармоничного человека,
в значит, мере навеянная иск-вом античности и Возрождения, но тесно
связанная с поисками нац. эстетич. и этич. идеалов ("Нике", 1906, "Юная",
1916,- обе мрамор, Третьяковская гал.). В этот период К. создал ряд портретов,
в т. ч. композиции, посвящённые великим музыкантам прошлого ("Бах", мрамор,
1910, собр. Н. Ф.Микули, Москва; "Паганини", неск. вариантов). В первые
годы Сов. власти К. участвовал в осуществлении плана монументальной
пропаганды,
(мемориальная доска "Павшим в борьбе за мир и братство
народов", цветной цемент, 1918, в открытии участвовал В. И. Ленин; группа
"Степан Разин со своей ватагой", дерево, 1918-19; ныне обе в Рус. музее,
Ленинград). В 1924-45 жил в США; работал гл. обр. над портретами ("А. М.
Горький", бронза, 1928, Музей А. М. Горького, Москва; "И. П. Павлов", 1930,
"Ф. М. Достоевский", 1933, - оба гипс, Рус. музей). Во 2-й пол. 40- 60-х
гг. К. выполнил большое число портретов, отличающихся психологической проникновенностью
и совершенством пластич. решений ["Ниночка", 1951, Рус. музей; "Никое Белояннис",
1951, Саратовский художеств, музей им. А. Н. Радищева; "М. П. Мусоргский",
1953, Горьковский художеств, музей; автопортрет, 1954, Третьяковская гал.
(Ленинская пр., 1957); все - мрамор], а
также ряд станковых и монументальных композиций ["Освобождённый человек"
("Самсон"), гипс, 1947, Рус. музей; группы и рельефы Музыка льно-драмати-ческого
театра в Петрозаводске, цемент, бронза, 1953- 1954]. Гос. премия СССР (1951).
Награждён 2 орденами Ленина и медалью. Илл. см. на вклейке, табл. I (стр.
64- 65).


Соч.: Слово
к молодым, [М.], 1958. Лит.: Каменский А., Конёнков, [М., 1962];
Кравченко К., С.Т.Конёнков, М., 1967. А. А. Каменский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я