КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (commedia
dell'arte), комедия масок, вид итальянского театра, спектакли к-рого создавались
методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную
схему представления. Персонажами К. д. а. были типовые "маски",
переходившие из одного спектакля в другой. Возникнув в сер. 16 в., К. д.
а. унаследовала реалистич. традиции нар. фарса, маски и буффонаду
карнавальных действий, а также использовала нек-рые мотивы и сюжеты гуманистич.
"учёной комедии" ("комедия эрудита"). Буффонно яркие представления К. д.
а., разыгрываемые на нар. диалектах, насыщенные площадными мелодиями и
песнями, ловкими лацци (трюками), дерзкими плебейскими насмешками,
приобретали сатирич. направленность. Душой спектакля были "слуги"-наглый
весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла, нескладный, ребячливый Арлекин,
разбитная, острая на язык Серветта, не лишённый злости и лукавства, грубоватый
Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры К. д. а. были глупый, жадный
и влюбчивый купец Панталоне, фанфарон и трус исп. дворянин Капитан, болтун
и тупица Доктор. Поэтич. сторону К. д. а. определяли идеализированные образы
"влюблённых", выступавших без масок и говоривших на лит. итал. языке. Актёры
К. д. а., виртуозно владевшие иск-вом коллективной импровизации, впервые
в европ. театре выработали сценич. ансамбль. Крупнейшими актёрами К. д.
а. были А. Ганасса, бр. Дж. и Т. Мартинелли, И. и Ф. Андреини (16 в.);
Т. Фьорилли, Д. Бьянколелли (17 в.); К. Бертинацци, Ч. Д'Арбес,
А. Сакки (18 в.). С сер. 17 в. начался упадок К. д. а. - под влиянием
католич. реакции в спектаклях притуплялась социальная сатира, буффонада
приобретала самодовлеющее значение. К. д. а. оказала воздействие на формирование
нац. комедийной драматургии и сценич. иск-ва в др. европ. странах (театр
"Комеди Итальенн" в Париже). Особенно заметно влияние К. д. а. на
творчество Мольера, К.Гольдони, К.Гоцци. Жизнерадостная стихия К. д. а.
зазвучала в поставленном Е. Б. Вахтанговым спектакле "Принцесса Турандот".
Отд. черты поэтики К. д. а. восприняли совр. прогрессивные драматурги и
актёры Италии (в т. ч. Э. Де Филиппе). Лит.: Дж ивелегов
А., Итальянская народная комедия, 2 изд., М., 1962; А р о 1-1 о n i о М.,
Storia della commedia dell'arte. Roma-Mil., 1930; Pandolf i y., II teatro
del Rinascimento e la commedia dell'arte. Roma, [1969].


Сцена из представления комедии дель
арте. 16 в. 2. Пульчинелла и Панталоне. 3. Д. Бьянколелли в роли Арлекина,
4. Актёры комедии дель арте на площади в Виченце. 17 в.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я