КОМЕДИЯ

КОМЕДИЯ (от греч. komodia),
вид драмы, исполненный комич. пафоса (см. Комическое). Термин "К."
означал первоначально в Др. Греции весёлые песни (от k6mos - весёлая процессия
и ode - песня). Долгое время под К. подразумевалось произведение,
полярное трагедии, с обязательным счастливым концом; его герои,
как правило, были из низшего сословия. Во мн. поэтиках, вплоть до классицизма
(Н. Буало), К. определялась как "низший" жанр, а вся драма делилась
на полярно соотнесённые К. и трагедию; такое членение осознанно было нарушено
в лит-ре Просвещения признанием "среднего" жанра - т. н. мещанской драмы.


В 19 в. и особенно 20 в. К. - весьма
свободный разноликий жанр. Устремлённый прежде всего к обличению безобразного
("недолжного", противоречащего обществ, идеалу или норме), комедиограф
претворяет его в смешные формы: герои К. внутренне несостоятельны, несообразны,
не соответствуют своему положению, предназначению, "идее" - своей претензии,
и этим выдаются в жертву смеху. Ослеплённость пороком (самовлюблённый урод)
или
иллюзорность сознания ставят комич. героя ниже окружающей действительности
или в разлад с ней, погружая его в "призрачную жизнь" (Гегель);
её-то, как "антиидеал", как противоположность истинным обществ, и человеческим
ценностям, и развеивает смех, выполняя тем самым свою "идеальную" миссию.
Диапазон комедийной критики чрезвычайно широк - от политич. сатиры до лёгкого
водевильного юмора. Однако даже в острой социальной К. ("Горе от ума" А.
С. Грибоедова) изображение человеческих страданий ("мильон терзаний"
Чацкого) допустимо лишь в определённой мере; иначе - сострадание
вытесняет смех и К. преобразуется в жанр драмы ("Дело" А. В. Сухово-Кобылина).


Наряду с незримым честным "лицом"
всякой К. - смехом, положительное начало нередко бывает представлено в
ней и непосредственно, зримо; напр.: "благородный комизм" в образе
Фигаро у П. Бомарше; богатство человеческих чувств в комич. образе Фальстафа
в комедиях У. Шекспира, вольнодумство Чацкого. Характеры в К. обычно выписаны
очень рельефно: акцентируется не эволюция, а статика характера,
не полнота его проявлений, а осмеиваемые черты, что выражает часто человеческую
ограниченность, "кукольность" комич. персонажа. Многовековая история К.
породила разнообразные жанровые разновидности, отличающиеся композиционносюжетным
строением, структурой образов, характером комич. пафоса: К. характеров,
К. бытовая (нравов), К. положений, К. интриги, К.-буффонада, лирич.
К., героич. К., сатирич. К. и др.


Традиц. средствами создания комич.
эффекта в сюжете являются перемены от несчастья к счастью, "кви про кво"
(одно вместо другого), узнавание и т. п. Комизм положений (особенно
характерный для К. положений, осн. на хитроумной интриге, для водевиля
и
фарса)
в
большинстве классич. К. (напр., У. Шекспира, К. Гольдони, Н. В. Гоголя)
сочетается с комизмом характеров (преобладающим в К. характеров; напр.,
у Мольера или Грибоедова). Важнейшее средство комич. эффекта - диалог,
речевая комика (алогизм, несообразность с ситуацией, контраст с характером,
пародия, ирония, а в новейшей К. - остроумие и игра
парадоксами).


"Отцом" К. считают Аристофана,
создателя
обществ.-политич. сатирич. К. В греч. новоаттической (Менандр)
и
рим. К. (Теренций, Плавт) в центре внимания-перипетии личной, частной
жизни. Разновидности антич. К.: рим. ателлана, мим, нар.
К. и др. Театральное воплощение антич. К. требовало гиперболы, карикатурности,
буффонады; актёры выступали в масках, изображавших лица традиц. типов.
В средние века смеховое начало окрашивает собой нар. карнавалы и проникает
в лоно релит, жанров; рождаются фарс, интермедия, соти, фастнахтшпилъ.
В
европ. лит-pax выделяются устойчивые типы К.: итал. "учёная комедия" 16
в. и комедия дель арте, сценич. система к-рой подняла нар. традицию
на уровень высокого профессионализма и оказала сильнейшее влияние на дальнейшее
развитие европ. театра; испан. К. "плаща и шпаги" (Лопе де Вега, Тирсо
де Молина, П. Кальдерой), "высокая К." франц. классицизма.
Богатством настроений проникнуты любовные К. Шекспира, выражающие излюбленную
ренессансную идею о всеобщей и неодолимой власти Природы над человеческим
сердцем. Переплетая комичное и трогательное, сближая комич. и трагическое,
Шекспир одновременно сочетал смешное уродство с жизнерадостным весельем
("Двенадцатая ночь"), с красотой цельных характеров ("Укрощение
строптивой"). Мольер синтезировал нар. комику (фарс, комедия дель
арте) с ренессансной "учёной К.", классицистский анализ характера ("тип
страсти") с живостью нар. зрелища и, подняв идейность К. до трагич. накала,
создал жанр "высокой К.". Просветительская К. сочетала саркастич. насмешку
с весельем и чувствительностью положит, героев (Бомарше, Гольдони). В 19
в. образцы сатирич. социально-"учительной" К. создают рус. реалисты: Грибоедов,
Гоголь, Островский, Сухово-Кобылин, Л. Н. Толстой; их пьесы углубляют К.
характеров и нередко соприкасаются с трагедией. Под воздействием просветительской,
а затем К. критич. реализма формируется рус. реалистич. школа актёрского
иск-ва (М. С. Щепкин, П. М. Садовский, С. В. Шумский и др.). Новые возможности
К. (ослабление интриги, повышенный психологизм, более сложные характеры,
интеллектуальные поединки) раскрываются в конце 19 - нач. 20 вв. (в "К
идей" Б. Шоу и "К. настроений" А. П. Чехова). В 20 в. К, отличается чрезвычайным
разнообразием жанровых модификаций (в т. ч. социально-обличит. комедии
Б. Нушича, Б. Брехта, Ш. О'Кейси), вплоть до трагикомедии (Л. Пиранделло,
Ж. Ануй) и трагцфарса (Э. Ионеско), а также многообразием театр,
форм ц приёмов выразительности. Сов. комедиография представлена мн. жанровыми
разновидностями. Продуктивен жанр социально-бытовой К., сочетающей сатирич.
и драматич. мотивы н наследующей образно-стилевой строй реалистич. классики
19 в. (Б. С. Ромашов, М. М. Зощенко, А. Е. Корнейчук, Л. М. Леонов; позже
- С. В. Михалков, А. Д. Салынский, Ю. Смуул и др.). Популярен жанр
"весёлой", или лирической, К., использующей водевильные приёмы; её образцами
остаются "Квадратура круга" В. П. Катаева и "Чужой ребёнок" В. В. Шкваркина.
В существенно ином, условно-гротескном стиле созданы "сценические карикатуры"
В. В. Маяковского "Клоп" и "Баня". Для условно-гротескного комедийного
стиля характерно нарушение бытовой достоверности, крайнее заострение комич.
ситуаций (эксцентризм) и образов (гипербола, пародия, буффонада),
символич. и фантастич. элементы, обнажение условности и т. д. Ряд
черт гротескного стиля сложился в сатирич. фарсе Н.Р. Эрдмана "Мандат",
в
пьесах М. А. Булгакова. Своеобразный театр комич. аллегории и сатирич.
символа создали К.-сказки Е. Л. Шварца, включающие и светлую лирику
(даже самые остросагирич. К.: "Дракон" и "Голый король"). Многокрасочна
струя комического в ряде пьес Н. Ф. Погодина (напр., "Темп", "Аристократы"
и др.); комическое в них переплетается с романтическим, а патетика
облекается в юмор. Комич. начало в драме вообще весьма распространено в
сов. драматургии, в т. ч., напр., во многих пьесах В. С. Розова ("В добрый
час!", "В поисках радости", "Перед ужином"), А. М. Володина ("Назначение"),
Л. Г. Зорина. Героич. К. представляет "Давным-давно" А. К. Гладкова, социально-бытовую
- пьесы А. В. Софронова.


Сов. К. многонациональна; различные
по жанру К., получившие признание за пределами республик, созданы А. Е.
Корнейчуком, И. К. Микитенко, В. П. Минко (Украина), К. Крапивой,
А.Е. Макаёнком (Белоруссия), Ю. Смуулом (Эстония), А. Каххаром
(Узбекистан), С. Рахманом (Азербайджан), М.Г. Бараташвили (Грузия), Д.
К. Демирчяном (Армения) и др.


Лит.: Аристотель, Об искусстве
поэзии, М., 1957; Гегель, Соч., т. 14, М., 1958, с. 366 -69; Булгаков М.
А., Жизнь господина де Мольера, М., 1962; Ани кет А. А., Теория драмы от
Аристотеля до Лессинга, М., 1967; Пинский Л., Комедии и комическое начало
у Шекспира, в кн.: Шекспировский сборник, М., 1967; Волькенштейн В., Драматургия,
5 изд., М., 1969. Л. В. Чертов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я