КОВЁР

КОВЁР художеств, текстильное
изделие, обычно с многоцветными узорами или изображениями, служащее гл.
обр. для украшения и утепления помещений, а также для звукопоглощения (бесшумности).


Самые ранние из сохранившихся ворсовых
и войлочных К. были найдены на терр. СССР (см. Пазырыкские курганы).
Сохранились
свидетельства о существовании К. в Ассирии и Вавилоне.


Художеств, особенности К.
определяются
фактурой ткани (ворсовой или безворсовой поверхности), характером материала
(шерсти,шёлка, льна, хлопка и др.; напр., шерсть даёт тончайшие переливы
ворса) и красителей, форматом, соотношением бордюра и центр, поля К., характером
и композицией орнамента (растит., геом. или к.-л. др., размещённого в полосах,
медальонах, рядами и т. д.), цветовым построением.


Из К. Востока наиболее широко известны
иранские, турецкие, туркменские и азербайджанские. Иран. К.
классифицируются по месту производства (напр., "исфахан", "кашан", "фараган",
"джоушаган", "хорасан" и т. д.) или по типу орнамента ("медальонные", "охотничьи",
"звериные", "садовые", "вазовые"); они характеризуются б.ч. высокой
плотностью (особенно К. Исфахана и Катана), сложным растит, и геом.
орнаментом, в к-рый часто включаются надписи, изображения людей и животных,
многополосной каймой и чрезвычайно богатой и разнообразной палитрой.
Тур.
К.,
к-рые также делятся по месту произ-ва ("ушак", "бергама", "ладик", "гиордес",
"кула" и пр.), украшаются орнаментом из крупных, сильно стилизов.
или геометризов. растит, мотивов, как правило, яркой, контрастной расцветки.
Типичны молитвенные К. с изображением михраба с лампой внутри него, 2 колонками
по сторонам и надписями (стихи Корана)
вокруг него. Туркм. К. классифицируются
по родо-племенной принадлежности (текинские, йомудские, эрсаринские, сарыкские
и др.). Орнамент центр, поля составлен из повторяющегося рядами
родоплеменного знака - геля (8-угольный медальон), форма и заполнит,
узор к-рого различны у разных племён. Расцветка большинства гелей диагональная.
Для всех туркм. К. (кроме типа "бешир") характерна единая цветовая
гамма, построенная на многообразии оттенков красного цвета. Азерб. К.,
чрезвычайно разнообразные по видам, также различаются по месту произ-ва.
Для одних видов ("куба", "ширван", "казах", "зенджа" и пр.)
характерны
сложные геом. узорн, к-рые включают схематич. фигурки" животных и людей,
и размещённые по одной оси в центр, поле фигурные многоугольные или звёздчатые
медальоны, для др. ("Карабах" и пр.) - разнообразный растит, орнамент
с обилием цветочных мотивов. Азерб. К. выделяются звучным колоритом, построенным
на сочетании локальных интенсивных тонов.


В западноевроп. ковроткачестве, в
котором особое место занимают с 16 в. шпалеры (флам., франц., немецкие),
в 17-18 вв. выделяются ворсовые К. мануфактуры Савонери, осн. в 1624 в
Париже (в помещениях бывшей мыловар, мануфактуры, откуда и название еёот
savon, т.е. мыло). Это К. с пышным полихромным цветочным и арабесковым
барочным орнаментом, обычно на чёрном фоне. Под их влиянием вырабатывались
ворсовые К. в Англии и Испании. В 19 в. с развитием фабричного произ-ва
художеств, уровень западноевроп. ковроделия резко падает. Однако к сер.
20 в. в ряде стран (особенно во Франции) делаются успешные попытки вывести
из тупика эту отрасль художеств, ремесла, вернуть ей былое значение. Заметные
успехи в этой области достигнуты в Польше, Болгарии, Румынии, Югославии,
где возрождается изготовление как ворсовых, так и безворсовых ручных К.
с геом. и стилизованным растит, орнаментом.


В Европ. части СССР ковроделие издавна
развивалось на Украине (гл. обр. безворсовые К.-килимы: в центр,
р-нах - с узором из плоскостно трактованных и размещённых рядами цветов
на чёрном, голубом или светло-жёлтом фоне, а в зап. - с геом. узором).
Килимы ярких расцветок с мотивами цветочных веток и вазонов, а также с
геометризов. орнаментом ткутся в Молдавии. Из рус. К. особенно известны
курские и воронежские - безворсовые, с объёмно трактованными цветами натуральной
расцветки на чёрном фоне. В Тюменской обл. ткутся высоковорсовые К. с цветочным
орнаментом. В СССР после 1917 мастера-ковроделы, организов. в артели, ведут
поиски выразит, средств для воплощения нового мироощущения. В то
же время ими используются старые традиции и приёмы. Большая роль в этих
исканиях принадлежит ковровой лаборатории при НИИ художеств, пром-сти,
ковровым производств, объединениям Азерб. ССР и Туркм. ССР, экспериментально-художеств.
мастерским.


В оборудовании современного жилого
и обществ, интерьера ковровые материалы и изделия находят всё более широкое
применение в качестве покрытия полов, мебели, стен и т. д. В зависимости
от назначения (области применения) и степени интенсивности динамич.
и статич. нагрузок (неодинаковых в жилых или обществ, помещениях, каютах
судов, салонах самолётов, вертолётов и автомашин) К. имеют различную
структуру и фактуру: гладкие (без ворса), с разрезным, неразрезным
и комбинированным ворсом (высоким и низким). По способу выработки
различают К. ручной и машинной (с сер. 19 в.) работы, тканые и вязаные.
К ковровым изделиям относятся также узорчатые войлоки (кошмы). Правильный
выбор волокнистых материалов и нитей с заранее заданными свойствами (малорастяжимые,
текстурированные и кордные нити), пряжи для ворса и каркаса с использованием
натуральных и хим. штапельных волокон (лавсан, капрон, полипропилен, мтилон
и др.) в значит, степени предопределяют тип К., область применения,
его надёжность, долговечность. К. (ворсовые и безворсовые) в СССР
изготовляются ручным способом на вертикальных и горизонтальных ковроткацких
станках (масса 1 м2 в кг-2,5; 3,2 и более),
а также при помощи машин (масса 1 м2 в кг-1.8-2,2;
2,5). Машинное ковроткачество более производительно, чем ручное.
Ковровщица при вязке ворсового узла выполняет в год в среднем 10-12 м2
К. Выработка идентичных по рисунку, колориту, плотности (число ворсовых
пучков по горизонтали и вертикали), внешнему виду машинных тканых
жаккардовых двухполотенных К. с разрезным ворсом достигает 4-6 м2
за 1 час.


Однако по качеству исполнения и сложности
рисунка ручные К. не превзойдены поэтому их стоимость выше. При ручном
ковроткачестве ворс образуется путём завязывания узлов из разноцветной
гребенной или аппаратной ворсовой пряжи на нитях основы (рис. 1).
Концы ворсовых узлов выводятся на лицевую сторону и равномерно обрезаются,
формируя опорную поверхность на особо прочном каркасе ткани, состоящем
из кордных нитей основ и утка. Узлы располагаются горизонтальными рядами.
После каждого ряда пропускаются нити утка, а затем металлич. гребёнкой
весь ряд плотно прибивается к предыдущему. Безворсовые ручные К,
(килим, палас, шпалера, сумах) формируются следующим образом (рис,
2): двусторонняя ткань килима образуется сцеплением (перевивкой)
цветных нитей утка, к-рые плотно прикрывают нити основы, паласа - без сцепления
цветных утков (поэтому по границам рисунка получаются просветы или зазоры),
сумаха (односторонний К. полотняного переплетения) - стежками, "косичками"
(на лицевой поверхности К. цветной уток обвивается каждой парой
нитей основы), шпалеры - с вводом цветных нитей на изнаночную сторону.


Механич. ткачество безворсовых К.
мало отличается от изготовления обычных многослойных декоративных тканей
и выполняется на многочелночных станках, оснащённых машиной Жаккарда (см.
Жаккарда
машина).



На ковроткацком станке, оснащённом
машиной Жаккарда, изготовляются одновременно два пяти- шестицветных К.верхнее
и нижнее полотно. Оба полотна расположены друг от друга на расстоянии,
определяемом высотой ворса. К. имеют общую ворсовую, коренную и настилочную
основы. Нити основ верхнего и нижнего полотна переплетаются нитями утка,
а затем разрезаются ножом (рис. 3).


Рис, 1. Схемы вязки двойного узла:
1 -за две нити основы; 2 - за четыре нити основы; 3 - зл одну нить
основы; 4 - за две нити основы вертикально.


Рис. 2. Структура безворсовых ручных
ковров: 1 - палас; 2 -
килим; 3 - шпалера; 4 -
сумах.


Рис. 3. Структура двухполотенных
ковров; 1 - коренная основа; 2 - настилочная основа; 3 - ворсовая
основа; 4 - нити утка; 5 - нож.


Многоцветные К. с разрезным ворсом
бывают ленточными (синелевыми), трубчатыми (рис. 4) и жаккардовыми.
Ленточные К. изготовляют на автоматич. или механич. ткацких станках.
Производительность
ленточного станка не более 1 м2 за 1 час.


Рис. 5. Структура жаккардовых ковров:
/ - коренная основа; 2 - настилочная основа; 3 - уток; 4
-
пучки ворсовой основы.


Рис. 4. Структура трубчатых ковров:
7 - коренная основа; 2 - настилочная основа; 3 - уток; 4 - пучки
ворсовой основы.


При жаккардовом способе рисунок К.
образуется из ворсовой пряжи 8-12-16 цветов при помощи машины Жаккарда
(рис. 5).


Перспективно произ-во основовязаных
трикотажных К. и ворсово-прошивных (тафтинговых) ковровых покрытий,
в основном с неразрезным петельным ворсом. Такие К. выпускаются одно-двухтрёхцветные
и меланжированные. Разработаны и применяются способы нанесения орнаментального
рисунка на трикотажные, ворсово-прошивные (тафтинговые) и иглопробивные
К. до 10-12 цветов печатью на машинах с сетчатыми шаблонами и вращающимися
перфорированными цилиндрами. Трикотажные К. типа букле с неразрезным петельным
ворсом вырабатываются на основовязальных рашель-машинах производительностью
до 100 м2 за 1 час.


Для ворсово-прошивного коврового
покрытия отдельно изготовляют каркасную подкладочную ткань полотняного
или саржевого переплетения на широких ткацких станках тяжёлого типа. Ворсопрошивание
осуществляется на многоигольной машине с рабочей шириной до 5 м. Ср.
производительность ворсово-прошивной машины-150м2 за
1 час. Ковровые материалы, снятые со станков, обычно загрязнены и имеют
различные дефекты. Чтобы устранить эти дефекты, очистить изделия, ввести
недостающие нити, применяется отделк а: пропарка и очистка, штопка, стрижка
(для К. с разрезным ворсом), покрытие тыльной части аппретом для придания
требуемой жёсткости, прочного закрепления ворсового пучка-петли и предупреждения
скольжения покрытия по полу. Основовязаные трикотажные и ворсовопрошивные
К. обрабатываются раствором латекса (нанесение на тыльную часть К. гладкого
или вафельного пенопласта). Тенденция развития машинного производства
К. направлена на создание высокопроизводит. парка такого технологич. оборудования,
к-рое могло бы обеспечить те же структуру, прочность и разнообразие, что
и у ручных К.


Илл. см. на вклейках - к стр. 360,
табл. XXXI (стр. 336-337).


Лит.: [К р ы ж а н о в с к
и и Б.]. Украинские и румынские килимы. Л., 1925; Ковры РСФСР [каталог],
М.. 1952; Я к о в л ев а Е. Г., Русские ковры, М.. 1959; Л евин Л. М.,
Свердлин В. И., Ковры и ковровые изделия, М., 1960; К е р имов Л., Азербайджанский
ковёр, Баку, [1961]; Руденко С. И., Древнейшие в мире художественные ковры
и ткани..., М., 1968; А и р а п е т о в Д. П., К о шк и н В. Г., Левин
Л. М.., Синтетические ковровые материалы для покрытия полов, М., 1967;
Hubel R., Ullstein Teppichbuch..., В., 1965. Н. Ю. Бирюкова, Л. М. Левин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я