КНИГОПЕЧАТАНИЕ

КНИГОПЕЧАТАНИЕ комплекс производств,
процессов, целью к-рых является изготовление печатной продукции. Изобретение
К. сыграло огромную роль в социально-политич. и историко-культурной жизни
человечества. К. Маркс считал К. одной из необходимых предпосылок буржуазного
развития (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 30, с. 262). Ф. Энгельс,
перечисляя факторы, обусловившие возрождение науки в 15-16 вв. "после темной
ночи средневековья", называет среди них и изобретение печатного станка.
По
словам Энгельса, духовенство "в результате изобретения книгопечатания и
роста потребностей все более расширяющейся торговли... лишилось монополии
не только на чтение и письмо, но и на более высокие ступени образования"
(там же, т. 7, с. 350-51). Возникновение К. содействовало становлению и
дальнейшему развитию литератур на нац. языках, унификации орфографии и
графич. форм письма, что, в свою очередь, способствовало развитию образования.
С появлением К. печать стала мощнейшим средством распространения и сохранения
идей и знаний, безгранично сильным оружием социальной и идеологич. борьбы,
научного исследования и развития культуры. См. также статьи Печать,
Книга, Газета, Журнал, Издательское дело.



Материально-технич. основу К. составляет
полиграфич. процесс, к-рый состоит в формировании красочного изображения,
аналогичного оригиналу, и в передаче этого изображения на воспринимающую
поверхность (напр., на бумагу). К. предполагает печатание
текста с наборной формы, составленной из отдельных элементов - литер.


Обычно термин "К." применяют, говоря
об истории изготовления печатной книги, для современного книгопечатного
произ-ва чаще используют термин полиграфия.


Первые опыты К. были предприняты
в 1041-48 китайцем Би Шэном. Возникновение К. в Европе относят к 40-м гг.
15 в. и связывают с именем И. Гутенберга. Металлич. наборные литеры
изготовлялись путём выдавливания пуансоном в мягком металле углублённого
изображения буквы -матрицы и последующей отливки в неё типографского сплава.
Литеры располагались в систематическом порядке в ячейках кассы наборной.
Для
собственно печатания был создан ручной печатный станок. Гутенберг воспроизводил
полиграфич. способом лишь текст. Типографское воспроизведение орнаментики
в книге, отпечатанной с набора, было предпринято нем. печатником П. Шёффером
в 1457 на страницах т. н. Майнцской псалтыри; В 1461 в Бамберге типограф
А. Пфистер выпускает книги с гравированными на дереве иллюстрациями. К.
быстро распространилось в Европе. Первая т. н. анонимная типография в Москве
возникла ок. 1553. В 1564 И. Фёдоров и П. Мстиславец
в Москве
напечатали первую точно датированную рус. печатную книгу "Апостол". На
протяжении всего 15 в. параллельно с ксилографией развивается углублённая
гравюра на металле. Первый опыт применения таких гравюр в книге
сделан в 1475 англичанином У. Кэкстоном в Брюгге. Гравированные на металле
иллюстрации и текст с наборной формы впервые отпечатал на одном листе флорентийский
типограф Н. ди Лоренцо в 1477. В 16-18 вв. возникают различные способы
изготовления иллюстрационных форм глубокой печати: офорт, мягкий лак,
меццотинто, акватинта
и др. Реконструкция печатного станка сводилась
к механизации отдельных процессов, первоначально выполнявшихся вручную,
а также к последовательной замене деревянных частей металлическими.


Большую роль в развитии К. сыграла
т. н. типометрия - типографская система мер, предложенная французом
П. С. Фурнье в 1737 и впоследствии усовершенствованная Ф. Дидо. В кон.
18 в. появляются новые способы изготовления печатных форм - торцовая гравюра
на дереве, изобретённая англичанином Т. Бьюиком, и литография, изобретённая
немцем А. Зенефельдером.


Промышленная революция в К. связана
с созданием печатной машины (Ф. Кёниг). 29 ноября 1814 на машине
впервые был отпечатан номер газеты "Тайме" (Лондон). Совершенствование
иллюстрац. процессов в 19 в. шло по линии создания фотомеханич. способов
репродуцирования - фототипии, цинкографии, автотипии, растровой
глубокой
печати.
В кон. 19 в. начинается внедрение в произ-во наборных и брошюровочнопереплётных
машин. Первый патент на наборную машину выдан англичанину У. Черчу в 1822.
В 1867 рус. изобретатель П. П. Княгининский построил первую автоматич.
наборную машину. В 1886 нем. изобретатель О. Мергенталер запатентовал машину
линотип.
Идея фотографич. набора выдвинута в 1894 венг. изобретателем Е. Порцельтом.
Первую фотонаборную машину построил в 1895 В. А. Гассиев. В области печатных
процессов рубеж 19 и 20 вв. ознаменован появлением машин глубокой и офсетной
печати.
20 в. стал в К. периодом перехода от машин, механизирующих
отдельные производств, операции, к автоматизированным поточным линиям.
В начале века полиграфич. машины переводятся на электропривод. В 30-40-х
гг. появляются электрич. контрольно-блокирующие и измерит, устройства.
В 50-60-х гг. в К. начинает применяться электроника. Электронные счётно-решающие
устройства произвели подлинную революцию в наборной технике. Фотоэлектроника
рационализировала процессы изготовления иллюстрационных форм, цветокорректуру
и цветоделение. Появились электрич. способы формирования изображения
(см. Электрофотография).
Развиваются бесконтактные электрич.
способы
переноса красочного изображения. Широкое применение находят синтетич.
материалы - от фотополимерных печатных форм до пластмассовых переплётных
крышек.


Лит.: Щелкунов М. И., История,
техника, искусство книгопечатания, М,- Л.. 1926; Орлов Б. П., Полиграфическая
промышленность Москвы. Очерк развития до 1917 г., М., 1953; 400 лет русского
книгопечатания, [т. 1 - 2], М., 1964; Н е м и р о вс к и и Е. Л., Возникновение
книгопечатания в Москве. Иван Федоров, М., 1964; Пятьсот лет после Гутенберга.
1468 - 1968, М., 1968; Lulfing H.. Johannes Gutenberg und das Buchwesen
des 14. und 15. Jahrhunderts, Lpz., 1969. Е. Л. Немировский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я