КЛОУНАДА

КЛОУНАДА цирковой жанр. Состоит
из комических сценок, исполняемых клоунами, вносящими в них приёмы эксцентрики
и буффонады.


Истоки К. - в народных фарсах. Традиционная
маска Белого клоуна взята из итал. комедии дель арте, франц.и англ, площадного
театров, Рыжего клоуна - от народных шутов и внешне неловкого и неуклюжего
униформиста, пародирующего номера артистов. На конфликте, возникающем между
нарядным и самоуверенным Белым клоуном и неловким, нелепым Рыжим клоуном,
строится т. н. антре, в к-ром победителем обычно бывает Рыжий.


Клоуны участвовали в представлениях
наездников и канатоходцев в 17-18 вв. В первом стационарном цирке Астлея
(Лондон, 1780) выступал комик Б. Саундерс, игравший роль наездника-неудачника.
В 1834 в цирке Франкони дебютировал Ж. Б. Ориоль, соединивший сложные акробатич.
упражнения с комич. приёмами. В дальнейшем клоуны широко использовали в
выступлениях дрессированных животных, акробатику, муз. инструменты.
Номера К. приобретали постепенно сатирич. и публицистич. звучание. Это
было особенно характерно для рус. клоунов А. Л. и В. Л. Дуровых и
В. Е. Лазаренко.


Клоунов разделяют на: соло-клоунов
(исполняющих монологи, разыгрывающих моноскетчи, показывающих акробатич.
трюки и дрессированных животных), "ковёрных" клоунов, клоунов-буфф,
работающих вдвоём, втроём или группой. Первыми клоунами-буфф были Футит
и Шоколад во Франции, С. С. Альперов и Бернардо (Б. М. Мухницкий) в России.
В
рус. дореволюц. цирке получили известность клоунские дуэты - Лепом
и Эйжен (Е. Пиллатт), бр. Костанди, особое место заняли "Бим-Бом"-
муз. клоу ны-эксцентрики.


В сов. цирке для К. характерны усиление
сатирич. и публицистич. направленности репертуара, соединение острой буффонады
с психологич. разработкой характеров. Среди крупнейших сов. клоунов: В.
Г. и Ю. В. Дуровы, Д. С. Альперов, Мишель (М. П. Калядин), Макс (М. И.
Фёдоров), бр. Лавровы, бр. Таити, бр. Кольпетти, С. Ф. Крейн, Роланд и
Коко (К. П. Плучс и А. Ф. Лутц), Карандаш, О. К. Попов,
Ю.
В. Никулин и М. И. Шуйдин, Л. Г. Енгибаров, Б. П. Вяткин,
К. А. Берман, А. Н. Николаев и др.


Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л.,
1931; Румянцев М., На арене советского цирка, М., 1954; Радунский И. С.,
Записки старого клоуна, М., 1954; Д м и т р иев Ю.А., Советский цирк, М.,
1963; его ж е, Советский цирк сегодня, М., 1968; Р еми Тристан, Клоуны,
пер. с франц., М., 1965; Ардов В., Разговорные жанры на эстраде и в цирке,
М., 1968; Искусство клоунады, М., 1969: Ю. А. Дмитриев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я