КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Clemens
Alexandrinus) Тит Флавий (ум. до 215), христианский теолог
и писатель. Род. в языческой семье и получил универсальное филос. и лит.
образование; выступал в Александрии как свободный христ. учитель, затем
бежал от преследований в М. Азию. К. А.- первый христ. мыслитель, стоящий
на вершине совр. ему образованности; его цель - синтез эллинской культуры
и христ. веры; относился к этой цели с оптимистич. воодушевлением, не ощущая
глубоких противоречий между двумя идейными мирами, к к-рым он принадлежал.
Религ. идеал К. А. сохраняет черты антич. филос. гуманизма; трактаты "Увещание
к эллинам" и "Педагог", продолжающие жанровую традицию популярно-филос.
лит-ры, интерпретируют христианство как просветит, учение, ниспровергающее
языческие суеверия, освобождающее от страха и дарующее внутр. независимость.
Гимн Христу, к-рым завершается "Педагог",одно из первых произв. христ.
поэзии. Огромная начитанность К. А. проявилась в собрании набросков, объединённых
под заглавием "Строматы" ("Ковёр из лоскутков"),- ценном источнике
по истории антич. философии, к-рую К. А. с известными оговорками ставит
наравне с Библией. В беседе "Какой богатый спасётся?" евангельское осуждение
богатства подменено отвлечённым филос. принципом презрения к материальному.
В целом представленный К. А. тип христианства не нашёл себе места в ср.-век.
мысли и ожил лишь в философии т. н. христ. гуманизма в эпоху Возрождения
(Эразм Роттердамский, Т. Мор).



Соч.: [Werke], Bd 1-4, Lpz., 1905-36;
3 Aufl., Bd 2 - 3, В., 1960-70 (Die griechischen christlichen Schriftsteller
der ersten Jahrhunderte...).


Лит.: Миртов Д., Нравственное
учение Климента Александрийского, СПБ, 1900; История философии, т. 1, М.,
1940, с. 389 - 390; VoTker W., Der Wahre Gnostiker nach Clemens Alexandrinus,
B.- Lpz., 1952; О s b о г n E, F., The philosophy of Clemens of Alexandria,
Camb., 1957. С. С. Аверинцев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я