КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ тип
общего среднего образования, в основу к-рого положено изучение лат. и греч.
языков и антич. лит-ры. К. о. начало складываться в Европе в эпоху Возрождения,
когда резко возрос интерес к культурному наследию антич. народов. В 14-15
вв. латинский и особенно греч. языки гуманисты рассматривали как единственное
средство приобщения к забытым в предыдущие столетия науке и иск-ву Др.
Греции и Др. Рима. К числу первых классич. уч. заведений следует отнести
школы итал. гуманистов - Гуарино Веронезе и Витторино да Фелътре. Однако
уже к кон. 15 в. содержание К. о. претерпело серьёзные изменения. В преобладающем
большинстве школ гл. целью стало овладение формальной стороной лат. языка,
изящным стилем. Широкое распространение получило т. н. цицеронианство -
увлечение изучением языка и стиля крупнейшего рим. оратора и писателя Цицерона
(106-43 до н. э.). Это ограничило К. о. узкофилологич. рамками и
способствовало возрождению формализма в обучении. С резкой критикой преувеличенного
внимания к внеш. стороне лат. языка выступали Эразм Роттердамский, X.
Вивес, И. Рейхлин, Ф. Меланхтон и мн. др. Однако цицеронианство продолжало
господствовать в повышенных школах вплоть до 18 в. Наиболее ярким примером
ср. школы, где давалось так односторонне трактуемое К. о., явилась гимназия.


Новый этап в развитии К. о. начался
с сер. 18 в. и был связан с распространением в странах Зап. Европы, особенно
в Германии, неогуманизма. Лат. и греч. языки вновь стали рассматриваться
как осн. средство для усвоения культурного наследия древнего мира. Передовым
мыслителям 18 в. др. греки казались идеалом гармонически развитых людей,
к к-рому надо стремиться в процессе воспитания. С этого времени осн. задачей
К. о. становится развитие мышления, эстетич. вкусов, формирование мировоззрения.
В связи с этим в уч. планах гимназий и аналогичных им ср. уч. заведений
(латинских школ, грамматических школ, лицеев и т. п.) довольно
значит, место стала занимать математика, изучение к-рой наряду с изучением
грамматики древних языков считалось гл. средством формального образования.
В уч. план гимназий были включены также родной яз., история, география,
в небольшом объёме - естеств. науки. К. о. стало рассматриваться исключительно
как подготовительное к получению университетского и превратилось в гл.
вид ср. образования.Таким К. о. сохранилось в большинстве стран Европы
и Америки без существ, изменений до кон. 19 в. В наст, время классич. лицеи
имеются во Франции и Италии, классич. гимназии - в ФРГ, классич. отделения
в нек-рых грамматич. школах - в Великобритании, есть классич. ср. школы
в Бельгии, Бразилии и др. Однако в чистом виде К. о. не встречается уже
нигде. В уч. планы школ входят различные предметы, гл. обр. гуманитарные,
хотя изучаются и предметы естественно-математич. цикла. На изучение древних
языков отводится, напр., в классич. лицеях Италии ок. 28% общего времени,
на классич. отделениях ср. школ в ГДР - 12%.


В Р о с с и и идеи К. о. начали распространяться
с 17 в., когда появились греколатинские школы, открылись Киево-Могилянская
и Славяно-греко-латинская академии. В 18 в. в России были открыты первые
гимназии - при Академии наук в Петербурге (1726), при Московском
ун-те (1755) и в Казани (1758). Они носили смешанный характер,
и в их работе можно легко обнаружить черты, свойственные как школам формально-грамматич.,
так и неогуманистич. направлений со значит, примесью элементов реальнопрактич.
образования. Гос. гимназии как тип общеобразовательной ср. школы были созданы
в России по Уставу 1804, и с ними связана дальнейшая история К. о. Первые
гимназии давали не узкоклассич. образование, на изучение лат. языка в них
отводилось только 13% уч. времени. Тенденция к усилению К. о. в духе неогуманизма
наметилась в процессе подготовки гимназич. устава 1828, по к-рому удельный
вес древних языков в уч. планах значительно увеличился (в гимназиях с одним
лат. языком - 17% уч. времени, в гимназиях с 2 языками - 30% на оба).
Усиление К. о. шло параллельно с усилением сословного начала в рус. ср.
школе. Древние языки превратились в барьер, закрывавший доступ в ср. школы
детям непривилегированных сословий. По Уставу 1864 предусматривалось создание
наряду с классич. гимназиями также реальных. Однако по-прежнему только
К. о. считалось полноценным, дающим достаточную подготовку для поступления
в ун-т. Для 2-й пол. 19 в. характерна борьба между сторонниками 2 типов
ср. образования - классического и реального (см. Реальное образование).
К
сторонникам последнего относились революц. демократы, К. Д. Ушинский
и
его последователи, большинство прогрессивно настроенных людей. При реакц.
министре нар. просвещения Д. А. Толстом (1866-80) К. о. было вновь
дано формально-грамматич. направление. Ценность изучения древних языков
правительств, круги усматривали только в развитии формального мышления
уч-ся, в отвлечении их от актуальных проблем современности. Древние языки
считались средством, к-рое может задержать развитие материалистич. воззрений.
Оторванное от жизни, К. о. вызывало недовольство во всех кругах общества.
В результате в нач. 20 в. было несколько сокращено количество уч. часов,
отводившихся на изучение лат. языка, в большинстве гимназий было снято
преподавание греч. языка. Однако К. о. оставалось господствующим типом
ср. образования до Великой Октябрьской социалистической революции.


Лит.: Капнист П., Классицизм,
как необходимая основа гимназического образования, в. 2, М., 1900; Зелинский
Ф., Древний мир и мы, СПБ, 1903; Паульсен Ф., Исторический очерк развития
образования в Германии, пер. с нем., М., 1908; Алешинцев И., История гимназического
образования в России, СПБ, 1912; Рождественский С. В., Очерки по истории
систем народного просвещения в России в XVIII -XIX вв., СПБ, 1912; М и
ж у е в П. Г., Главные моменты в развитии западно-европейской школы, М.,
1913; Г а н е л и н Ш. И., Очерки по истории средней школы в России второй
половины XIX в., 2 изд., М.,1954; Константинов Н. А., Очерки по истории
средней школы. Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской
революции 1917 г., 2 изд., М., 1956. Э. Д. Днепров,

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я