КЛАССИФИКАЦИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ (от лат. classis
- разряд, класс и facio - делаю, раскладываю), система соподчинённых
понятий (классов объектов) к.-л. области знания или деятельности
человека, часто представляемая в виде различных по форме схем (таблиц)
и
используемая как средство для установления связей между этими понятиями
или классами объектов, а также для точной ориентировки в многообразии понятий
или соответствующих объектов. К. должна фиксировать закономерные связи
между классами объектов с целью определения места объекта в системе, к-рое
указывает на его свойства. В этом аспекте К. служит средством хранения
и поиска информации, содержащейся в ней самой; напр., биологические систематики,
К. химических элементов (см. Периодическая система элементов Д.
И. Менделеева), К. наук (см. Наука), К. металлургич. процессов.
Другая задача К. - проведение эффективного поиска информации или к.-л.
объектов, содержащихся в спец. хранилищах (информац. фонды, архивы, склады);
таковы библиотечные К. (см. Классификации библиотечно-библиографические),
информац.-поисковые
языки, классификаторы изделий.


Подлинно науч. К. должна выражать
систему законов, присущих отображённому в ней фрагменту действительности,
к-рые обусловливают зафиксированные в К. свойства и отношения объектов.
Их систематизация призвана учитывать тот факт, что в природе нет строгих
разграничений и переходы от одного класса к другому - неотъемлемое свойство
действительности. Это требование к К. находит отражение в спец. приёмах:
использование, напр, в библиотечных К., отсылок ("смотри", "смотри также")
и
размещение одного и того же понятия в различных местах К.


К. содействует движению науки или
отрасли техники со ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретического
синтеза, системного подхода. Такой переход возможен лишь при условии
теоретич. осмысления многообразия фактов. Практич. необходимость в К. стимулирует
развитие теоретич. аспектов науки или техники, а создание К. является качеств,
скачком в развитии знания. К., базирующаяся на глубоких науч. основах,
не только представляет собой в развёрнутом виде картину состояния науки
(техники) или её фрагмента, но и позволяет делать обоснованные прогнозы
относительно неизвестных ещё фактов или закономерностей. Примером могут
служить предсказания свойств ещё не найденных элементов по системе Менделеева.


Когда К. представляет собой систему
соподчинённых понятий, её структура иногда может быть изображена в виде
перевёрнутого "дерева"; узлу, являющемуся "корнем", соответствует наиболее
общее понятие, "листьям" - самые частные, а узлам разветвлений - остальные
названия классов; отрезки, соединяющие все эти точки, выражают отношение
подчинения, в к-ром находятся более общие и менее общие понятия. Маршруты,
идущие от "корня" к "листьям", называются вертикальными рядами К., а узлы,
одинаково отстоящие от общего подчиняющего понятия, образуют горизонтальный
ряд. Так, в "Универсальной десятичной классификации" произведений печати
"корню" соответствует понятие о всей совокупности произведений печати,
которое делится затем на 10 гл. классов, и т. д.


Имеются два пути разработки таблиц
К. - дедуктивный и индуктивный. Первый подход состоит в задании исходных
общих понятий и оснований подразделения; выявление подчинённых понятий
происходит в процессе подразделения подчиняющего; единство оснований подразделения
и стабильность К. обеспечиваются самим способом её построения. При
втором подходе основываются на понятиях об отд. предметах или их
совокупностях, объединяя их в классы; обеспечение логич. единства и устойчивости
К. становится более трудным, чем при первом способе. Обычно К. строятся
с применением обоих подходов: высшие классы, как правило, образуются дедуктивно,
низшие - индуктивно; дедукции отдают предпочтение в систематизации областей
знания, индукции - при обработке фактич. материала и оформлении его в виде
схем и таблиц.


По степени существенности оснований
подразделения различаются естественные и искусственные К. Если в
качестве основания берутся существ, признаки, из к-рых вытекает максимум
производных, так что К. может служить источником знания классифицируемых
объектов, то такая К. называется естественной (напр., периодическая система
хим. элементов). Если же в К. используются несуществ, признаки,
то К. считается искусственной; к искусственным К. относятся т. н. вспомогательные
К. (алфавптно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках).
В
зависимости от широты К. могут быть энциклопедическими (универсальными),
специальными (отраслевыми) и К. узкого круга однородных явлений.


Иногда термином "К." обозначают процесс
разнесения объектов по классам. Здесь правильнее употреблять слово "классифицирование".
Осн. принципом этого процесса является сравнение рассматриваемых объектов
с заданными образцами, эталонными представителями классов. Этот принцип
используется, напр., в биол. систематиках, а также лежит в основе алгоритмов
автоматич. классифицирования документов или фигур (распознавания образов).


Особенно остро проблема построения
и использования К. встала в период совр. научно-технич. революции, приведшей
к т. н. информац. взрыву. Обилие и плохая упорядоченность новых понятий
и терминов, печатных и неопубликованных материалов затрудняют поиск и использование
нужных данных, что вызывает информац. дефицит, тормозящий обществ, прогресс.
Разработка оптимальной К. становится поэтому не только научной, но и экономически
важной задачей. Б. В. Якушкин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я