КЛАССИКА

КЛАССИКА (от лат. classicus
- образцовый). Первоначально "классик"- относящийся к первому разряду,
"классу", высшей из пяти цензовых категорий, на к-рые, по преданию, были
разделены граждане Др. Рима. В метафорич. смысле ("элита") слово
"классики" было впервые употреблено Цицероном, а применительно к лит-ре
- Авлом Геллием (2 в.). Гуманисты Возрождения, для к-рых
"избранниками" в области лит-ры и иск-ва были все античные писатели, живописцы,
скульпторы, архитекторы и т. п., называли их классиками. Такой же смысл
вкладывали в слова "классика", "классики", "классический" представители
классицизма
(называя "классиками" и художников своего направления).


Науку, изучающую античную культуру
на основе чтения и объяснения древних авторов, с 17-18 вв. стали обозначать
термином "классическая филология" (см. Филология).


В эпоху Возрождения начал складываться
тип общего ср. образования, в основу к-рого положено изучение лат. и греч.
("классических") языков и античной ("классической") лит-ры - классическое
образование.
Тогда же стала зарождаться особая система выразительных
средств хореографич. иск-ва - классический танец.


Одновременно распространялось и широкое
употребление понятий "классика", "классики", "классический" в значении
лучшего, совершенного, образцового, первого в своём роде. Так, классиками
стали называть всех выдающихся мастеров лит-ры и иск-ва, творчество к-рых
имеет непреходящую ценность не только для нац., но и мировой культуры (У.
Шекспир, Рафаэль, И. В. Гёте, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, А. С. Пушкин,
Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др.). А под классич. иск-вом подразумевают
не только творения художников древнегреч. классики 5-4 вв. до н.
э. и Высокого Возрождения кон. 15-нач. 16 вв., к к-рым традиционно
прилагается этот термин, но и иск-во периодов расцвета в той или иной стране
(напр., классическая лит-ра 8 в. в Китае, классическая опера 19 в. в России
и т. п.).


Широкому толкованию классического
свойствен и дополнит, смысловой оттенок- показательный, характерный, представительный,
типичный. Так, говорят о "классическом французском романе 19 века", имея
в виду определяющие для лит-ры эпохи реалистич. произведения Стендаля,
О. Бальзака, Г. Флобера и др.; о "классической венской оперетте", подразумевая
творчество И. Штрауса-сына, Ф, Легара, И. Кальмана и т. д. Столь же условны
термины типа "классическая манера", "классическая традиция" и т. п.


Определение "классический" нередко
выступает как синонимичное "зрелому", "завершённому" (К. Маркс в работе
"К критике политической экономии" прямо отождествляет "полную зрелость"
исторического процесса с "классической формой" последнего - см. К. Маркс
и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 13, с . 497). Подобное толкование помогает
понять содержание терминов классическая немецкая философия, классическая
буржуазная политическая экономия, классическая школа уголовного права
и
др. Термин "классическое естествознание" характеризует уровень науки о
природе (общие принципы, систему взглядов, методы исследования) до
научной революции 20 в. - в первую очередь в тех отраслях, где осн. представления
изменились коренным образом (напр., классическая механика, классическая
физика и др.).


Слово "классический" может также
в равной степени со значением образцового, совершенного содержать в себе
значение "первоначальности", "программности", основоположения. В таком
смысле, напр., говорят о классиках марксизма-ленинизма - К. Марксе, Ф.
Энгельсе, В. И. Ленине, о классиках естествознания - И. Ньютоне, Ч. Дарвине,
Д. И. Менделееве, И. П. Павлове, А. Эйнштейне и др. Г. В. Ховрина.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я