КИТАЙ

КИТАЙ
Победа нар. революции в 1949, создание КНР дали новый импульс лит. творчеству, появляются произведения о социалистич. строительстве и воспитании нового человека. Жизнь и труд рабочих и крестьян героизм народа, руководимого коммунистами, - общая тема созданных в 50-е гг. романов "Деревня Саньливань" Чжао Шу-ли и "Стальной поток" Чжоу Ли-бо (р. 1908), сб. очерков "Самые любимые" Вэй Вэя (р. 1920) и
др. произв. Историко-революц. сюжеты разрабатывались в романах "Песнь молодости" Ян Мо (р. 1915), "Битва за Яньань"Ду Пэн-чэна (р. 1921),"Цветыосота"Фэн
Дэ-ина (р. 1936). В поэзии 50-х гг. получили распространение темы борьбы
за мир и дружбы с народами др. стран: стихи и поэмы Тянь Цзяня, Ша Оу,
Вэнь Цзе, Шао Янь-сяна. Приобрело известность творчество писателей, представляющих
нац. лит-ры К. - монг., уйгурскую, казахскую. Поддерживались тесные связи
с писателями социалистич. стран и прогрессивными литераторами мира, широко
переводились произв. сов. лит-ры и др. социалистич. стран. Но уже к кон.
50-х гг. начали нарастать сектантские и догматич. тенденции в культурной
жизни, критика пережитков бурж. и феод, идеологии приобретала примитивно-вульгаризаторский
характер. Применялись меры административного воздействия на "инакомыслящих",
организовывались разного рода "проработочные кампании", затронувшие таких
писателей, как Дин Лин, Ай Цин, Фэн Сюэ-фэн и др.



В 1958 единственным творческим методом
кит. лит-ры было провозглашено "сочетание революц. романтизма с революц.
реализмом". По существу же от писателей потребовали апологетич. отношения
к кит. действительности. Осн. упор делается на самодеятельное творчество.
Правда, в нач. 60-х гг. ещё продолжали появляться авторские произв., в
т. ч. историко-революц. романы "Лучшие люди эпохи" Оуян Шаня, "Красный
утёс" Ло Гуан-биня и Ян И-яня, роман о кооперировании деревни "Начало"
Лю Цина, рассказы Ли Чжуня, Ван Вэнь-ши, Жу Чжи-цзюаня, ист. пьесы У Ханя,
Цао Юя и др. С сер. 60-х гг., с началом "культурной революции", издание
новых художеств, произв. и переводов практически прекратилось, а
немногие публицистич. произв. призваны были иллюстрировать "идеи Мао Цзэ-дуна".
Приостановилась также деятельность Союза китайских писателей (создан в
1953). В 1966 перестали издаваться такие лит. журналы, как "Жэньминь вэньсюэ",
"Вэньи оао", "Цзюй бэнь", "Шикань", "Шицзе вэньсюэ" и др. С нач. 1972 наметилось
нек-рое оживление в области лит-ры. За этот год было выпущено или переиздано
более 100 наименований книг, в т. ч. романов, повестей, сб-ков рассказов,
стихов, песен. Среди переизданных произв.классич. романы "Сон в красном
тереме", "Путешествие на Запад","Речные заводи", "Троецарствие". Большинство
вновь изданных книг написано "авторскими коллективами", их тематика очень
ограничена. Отдельные книги рассказывают о тяжёлой жизни народа при гоминьдановском
режиме, о кооперировании деревни, посвящены армии, пропаганде её особой
роли в жизни страны. Основная масса кит. профессиональных литераторов в
творческую работу не включалась. Современная иностранная литература представлена
немногочисленными рассказами и стихами, а сов. художеств, литература -
книжками-картинками на сюжеты М. Горького ("Детство", "В людях", "Мать")
и Н. А. Островского ("Как закалялась сталь").


В 1972 выходил журн. "Chinese literature"
("Китайская литература") на англ, яз., рассчитанный на зарубежных читателей.
Наблюдалось возобновление местных лит. журналов, напр. "Хэбэй вэньи", "Гуандун
вэньи", и армейского лит.-художеств, журн. "Цзюньдуй вэньи". В. С. Волжанин.


Литературоведение. Традиц. кит. литературоведение
с его культом изящного слова ("вэнь") оформилось на базе конфуцианско-даосско-буддийского
культурного комплекса. Его философские основы были заложены в 6-3 вв. до
н. э. суждениями Конфуция, Лао-цзы и особенно Чжуан-цзы. Во 2 в. до н.
э. была создана первая поэтика -"Большое предисловие" к "Книге песен",-
суммирующая взгляды конфуцианской школы. В кон. 5 в. Шэнь Юэ в "Трактате
о четырёх тонах" дал основы теории стиха, в нач. 6 в. появилось первое
произв. лит. критики -"Категории стихов" Чжун Жуна. Лю Се (5-6 вв.) в "Резном
драконе литературной мысли" оформил кит. лит. мысль в законченную систему.
В дальнейшем на кит. литературоведение большое влияние оказала теория поэтич.
вдохновения Сыкун Ту (9-10 вв.). С 6 в. на первый план выдвигается теория
жанров. Начиная с эпохи Сун (10-13 вв.) появилось большое количество трактатов
о поэзии ("шихуа"), а в эпоху Юань (13-14 вв.) - трактаты о драме. Сюжетная
художеств, проза считалась вульгарной и почти не изучалась. В лит-ре, как
и в природе, теоретики традиц. кит. литературоведения видели воплощение
абсолютного начала ("дао"), к-рое постигал сам и доносил до читателя писатель.
Главным в ней считалось внутреннее, сущностное, потаённое. Это вело к увлечению
иносказательностью, поисками скрытого смысла. Высоко ценилась дидактич.
функция лит-ры. Лит. термины были скорее образными, чем логическими. Преклонение
перед стариной обусловливало их внешнюю консервацию, хотя на разных этапах
эти термины наполнялись разным содержанием, что вело к синкретизму и многозначности.


На рубеже 20в. совр. науч.методы
изучения лит-ры начали вытеснять прежние эмпирические. Большой вклад в
изучение классич. наследия внесли Ван Говэй и Лян Ци-чао. С нач. 20-х гг.
всё большее внимание исследователей привлекал процесс ист. развития лит-ры,
а также сюжетная художеств, проза: "Краткая история китайской повествовательной
прозы" (1923) Лу Синя, "История китайской простонародной лит-ры" (1938)
Чжэн Чжэнь-до и др. Осмысливался процесс развития литературной мысли: "История
китайской ли!ературной критики" (1934) Ло Гэнь-цзе и др. Переводы Лу Синя,
Цюй Цю-бо и др. знакомили читателя с марксистской эстетикой. Началось
изучение кит, фольклора (журн. "Гэяо"), зарубежной лит-ры (Мао Дунь, Чжэн
Чжэнь-до, Чжао Цзин-шэнь). Большую роль в развитии лит. теории играли такие
организации, как стоявшее на реалистич. позициях Общество изучения литературы
(и его журн. "Сяошо юэбао"), романтич. группа "Творчество" (издавала журн.
"Чуанцзао"), пролетарская Лига левых писателей и др.


После образования КНР (1949) появились
марксистские работы о лит. наследии и совр. лит-ре, прошёл ряд дискуссий
(напр., о конфликте в произведении). Однако, наряду со стремлением мн.
литературоведов овладеть марксистской методологией, стали распространяться
вульгарно-социологич. и утилитарные концепции, получившие преобладание
к сер. 60-х гг. Лит-pa стала рассматриваться как средство воспитания народа
в духе национализма, антисоветизма и культа личности Мао Цзэ-дуна; её эстетические
и познавательные функции отрицались. Во время "культурной революции" (2-я
пол. 60-х гг.) и в последующий период развитие литературоведения и литературной
критики было прервано. Прекратилось изучение классического наследия, которое
трактовалось как "реакционное и феодально-буржуазное". После характерного
для периода "культурной революции" огульного прославления "революционных
пьес" критики с 1972 стали призывать к борьбе против "беспринципного, вульгарного
восхваления", к развёртыванию доброжелательной критики, к оказанию помощи
авторам в совершенствовании их произв. Кит. критика вновь, хотя и осторожно,
заговорила о необходимости овладения писателями знаниями и проф. мастерством,
выступила против "упрощённого подхода к литературе и искусству". В то же
время гл. объектом критики остаётся т. н. теория среднего человека, согласно
к-рой человек изображается таким, каков он есть, с его положительными и
отрицательными чертами. В противовес подобным взглядам, критики призывали
создавать образы "героев", лишённых к.-л. недостатков и отличающихся преданностью
Мао Цзэ-дуну и его "идеям". Активизировалась пропаганда лозунгов "выбрасывать
старое, впитывать новое", "расчистить место для новой культуры". И.
Ли.


Лит.: Васильев В. П., Очерк
истории китайской литературы, СПБ, 1880; Алексеев В. М., Китайская поэма
о поэте. Стансы Сы-кун Ту, П., 1916; его же, Римлянин Гораций и китаец
Лу Цзи о поэтическом мастерстве, "Известия АН СССР. ОЛЯ", 1944, т. 3, вып.
4;Федоренко Н. Т., Китайская литература, М., 1956; Конрад Н. И., Краткий
очерк истории китайской литературы, в кн.: Китайская литература, Хрестоматия,
т. 1, М., 1959; его же, Запад и Восток, М., 1966; Сорокин В. Ф. иЭйдлин
Л.З., Китайская литература, М., 1962; Шнейдер М. Е., Творческий путь Цюй
Цю-бо, М., 1964; ЛисевичИ. С., Вопросы формы и содержания в ранних китайских
поэтиках, "Народы Азии и Африки", 1968, № 1; Лисевич И. С., Древняя
китайская поэзия и народная песня, М., 1969; Надеев И. М., "Культурная
революция" и судьба китайской литературы, М., 1969; Позднеева Л. Д., Китайская
литература, в кн.: Литература Востока в средние века, ч. 1, М., 1970; Семанов
В. И., Эволюция китайского романа, М,, 1970; Риф тин Б. Л., Историческая
эпопея и фольклорная традиция в Китае, М., 1970; Эй длин Л. 3., Чжэн Чжэнь-до
и наука о китайской литературе, в кн.; "Движение 4 мая" в Китае, М., 1971;
Черкасский Л. Е., Новая китайская поэзия (20-30-е годы), М., 1972; Hughes
Е. R., The art of letters. Lu Chi's "Wen Fu", A. D. 302, N. Y., 1951; Л
у Синь, Чжунго сяошо ши люэ (История китайской художественной прозы), Пекин,
1953; Ч ж е н Чжэнь-до, Чатубэнь чжунго вэньсюэ ши (Иллюстрированная история
китайской литературы), т. 1-4, Пекин, 1957; L i u H s i е, The literary
mind and the carving of dragons, N. Y., 1959; Чжунго вэньсюэ ши, Чжунго
кэсюэюань... (История китайской литературы. Институт Китайской академии
наук), т. 1 - 3, Пекин, 1962; Dеbоn G., Ts'ang-lang's Gesprache iiber
die Dichtung. Ein Beitrag zur chinesischen Poetik, Wiesbaden, 1962.


XIV. Архитектура и изобразительное искусство


Древнейшие памятники иск-ва К. восходят
к 3-му тыс. до н. э. В долинах больших рек сохранились остатки обнесённых
рвами неолитич. поселений, с глинобитными ямного типа жилищами на жердевом
каркасе. Во многих р-нах К. обнаружены тонкостенные разнообразные по размерам
и формам глиняные сосуды (чаши, вазы, кувшины и кубки), выполненные на
гончарном круге, однотонные или искусно расписанные по поверхности полихромным
геом. узором (ромбы, спирали, треугольники, круги и зигзаги), магич.
смысл к-рого связывался с представлениями о силах природы, властвующих
над человеком (по месту находок расписная керамика получила наименование
"Яншао", чёрные гладкие сосуды без рис. -"Луншань", 3-2-е тыс. до н. э.).
Многие из форм неолитич. керамики (трёхногие сосуды-"ли", кувшины и кубки)
употреблялись
в течение ряда последующих эпох.


В период гос-ва Инь (Шан; 2-е тыс.
до н. э.) появились города, обнесённые стенами, с характерной для
К. прямоугольной планировкой, с храмами и дворцами наследств, правителей
- ванов на центральной магистрали. Остатки дворца столицы - Анъяна указывают
на зарождение в этот период каркасной системы в кит. зодчестве (на глинобитной
платформе возводятся столбы, перекрытые подкровельными горизонтальными
балками). Дошедшие до нас в большом количестве бронз. бытовые и
ритуальные сосуды 2-го тыс. до н. э. свидетельствуют о сложении самобытного
стиля иск-ва. Они отличаются разнообразием форм, пластически обогащённых
причудливыми горельефными изображениями зверей, птиц, чудовищ, изощрённой
фантазией узоров. Сравнительно с периодом неолита круг орнаментальных мотивов
расширился и видоизменился. Отвлечённые символы природы стали более конкретными.
Тигры, змеи, драконы, узоры, обозначавшие гром и облака, маска фантастич.
хищника "тао-те" связывались со странами света, планетами, ранними представлениями
о мироздании. Они должны были оберегать человека отстихийных бедствий,
привлекать к нему добрые знамения. Поэтому узор заполнял всю поверхность
сосуда, почти не оставляя пустых мест. Несмотря на фантастичность и кажущуюся
стихийность декора, сосуды отличаются строгими пропорциями и ритмом, чётким
распределением орнамента, его симметрией, определившими стилистич. закономерности
иск-ва К. в последующие периоды. В погребениях 2-го тыс. до н. э., помимо
бронзовых сосудов, обнаружены сосуды из матовой белой глины, инкрустированное
золотом, малахитом и бирюзой бронзовое оружие и резные изделия из нефрита.
Сами подземные захоронения знати достигали крупных размеров (до 340 м2).
Они состояли из двух расположенных друг над другом помещений, со стенами,
украшенными инкрустацией и росписью. При входах ставились кам. статуи фантастич.
животных - стражей могил.


Искусство периода Инь. 1. Бронзовый
бокал-"гу". Национальный музей восточного искусства. Рим. 2. Бронзовый
сосуд"дин" для жертвенного мяса. Музей Гугун. Пекин.


Важным этапом в развитии кит. культуры
является сер. 1-го тыс. до н. э. (период Чжоу-11-3 вв. до н. э.- и входящий
в него период Чжаньго - 5-3 вв. до н. э.). В это время обобщаются
науч. сведения, почерпнутые из многовекового наблюдения природы. Возникшие
в 1-м тыс. до н. э. важнейшие религ.-филос. учения - конфуцианство и даосизм,
обобщившие представления о структуре мироздания и общества, оказали значит,
воздействие на всю последующую культуру К.


В сер. 1-го тыс. до н. э. на базе
прошлого опыта складываются принципы архитектуры и градостроительства,
к-рые легли в основу кит. зодчества средневековья. Они были зафиксированы
в письменных трактатах ("Чжоу ли", 3 в. до н. э.) с конкретными
указаниями расположения зданий, длины стен, ширины улиц и т. д. К сер.
1-го тыс. до н. э. меняется и характер бронз, сосудов, формы к-рых становятся
более мягкими, простыми и изящными, узоры более графичными и плоскими.
Рельефные мотивы заменяются инкрустацией. В орнамент включаются жанровые
сцены (охота, жатва), связанные с ритуальными обрядами. Складывается
и характерный для К. вид живописи тушью на свитках. Первая дошедшая до
нас картина на шёлке (из погребения в г. Чанша, Музей Гугун, Пекин)
относится
к периоду Чжаньго. Изображение битвы дракона и феникса над стоящей молодой
женщиной связано с осмыслением жизни человека в загробном царстве и властвующими
над ним силами природы. Несмотря на схематичность, это произв. свидетельствует
о зарождении важнейших традиций живописи (ярусное построение композиции,
чёткость линейного рисунка). Высокими декоративно-живописными достоинствами
отмечены также расписные лаковые изделия этого периода.


Время, когда страна объединилась
в единое централизов. гос-во Цинь (221207 до н. э.), ознаменовалось
стр-вом осн. части Великой китайской стены.


О разнообразии строит, приёмов периодов
Цинь и Хань (206 до н. э.-220 н. э.) свидетельствуют глиняные модели
домов из погребений знати (сильно вытянутые вверх 2- и 3-этажные дома,
покрытые черепичными крышами, увенчанными коньком), многоярусные
дозорные башни"лоу", усадьбы с постройками, расположенными в глубине прямоугольных
в плане замкнутых дворов. Сложившиеся здесь конструктивные и декоративные
приёмы получили развитие в период средневековья (система кронштейнов-"доугунов",
поддерживающая на местах соединения опорных столбов и балок тяжёлую крышу;
изломы её краёв, орнаментация черепичных наверший кровли и т. д.).


В изобразит, иск-ве периода Хань
переплетаются черты культур мн. соседних народов Азии с местными стилистчч.
особенностями. Гравированные по кирпичу и камню рельефы назидат. и легендарно-исторического
(навеянного конфуцианской идеологией) характера из погребений знати
(семейства У в Уцзялине, 147 н. э., гробница в Иннане - обе в пров. Шаньдун)
отражают
всё многообразие представлений древних китайцев о структуре Вселенной,
странах света, небесных мирах, божествах грома и созвездий, о пирах во
дворцах небожителей. Реальные, жизненные наблюдения перемежаются в них
с яркой фантастикой. Живопись, также сохранившаяся на стенах погребений
(росписи из могилы знатного сановника в уезде Ваньду, 126-144),
по стилю соответствует рельефам. Ханьская монументальная пластика, ещё
неразвитая и скованная, также связана с оформлением погребений (фигуры
крылатых львов, заимствованные на Ср. Востоке, статуи чиновников образовывали
ставшую обязательной наземную "аллею духов"). Гораздо живее и естественнее
глиняные фигуры (чиновники, слуги, музыканты, танцовщицы) из погребений.


"Рудокоп". Терракотовая статуэтка
из погребения. Период Хань.


В иск-ве периода раннего средневековья
(4-6 вв.) возник целый ряд новых тем и образов. Буддизм, пришедший
из Индии в первых вв. н. э. со своей иконографич. системой и сюжетами,
обусловил тягу к более монументальным формам в архитектуре, скульптуре
и живописи, породил стремление к созданию грандиозных синтетич. комплексов,
способствовал появлению новых образов буддийских божеств.


Распространение буддизма повлекло
за собой возникновение нового типа культовых сооружений - скальных монастырей,
создававшихся в течение многих веков (Юнъган, Майцзишанъ, Цяньфодун
близ Дунъхуана, Лунмынъ), мемориальных башен-пагод и деревянных
наземных храмов со скульптурной алтарной композицией. Пещерные монастыри
и храмы высекались по типу индийских в толще скал и по протяжённости вдоль
их обрыва достигали неск. км. Квадратные, прямоугольные или полукруглые
в плане пещеры вмещали в себя многократно воспроизведённые скульпт. изображения
Будды в различных его состояниях, его учеников, святых и др. Потолки и
стены заполнялись гравированными рельефами и росписями. В скульптуре и
настенной живописи проявляется интерес к духовному миру человека, ведутся
поиски новых идеалов. Пагоды этого времени соединяют в себе местные и иноземные
архит. приёмы. Пагода Сунъюэсы (пров. Хэнань; илл.см. т. 2, табл. XXVII,
с. 256257) сочетает ярусную чёткость и вытянутость пропорций древних
дозорных башен К. с гибкостью, мягкой кривизной силуэта и пластичностью
инд. башнеобразных храмов. В станковой живописи на шёлке и на бумаге широкое
распространение приобретает бытовой жанр, иллюстрируются многие стихи и
поэмы, возникают первые пейзажные фоны. Устанавливаются два типа свитков
- горизонтальный для постепенного рассматривания на столе и вертикальный
для оформления стены (самые ранние свитки созданы Гу Кайчжи, 4 - нач. 5
вв.; дошли в старых копиях). Появляются первые теоретич. работы,
обобщившие опыт многих поколений. Т. н. шесть законов живописи Се Хэ (5
в.) свидетельствуют о заинтересованности проблемами передачи внутр.
духовной сущности явлений, соотношения в иск-ве жизненной правды и правдоподобия.
46 вв. - время расцвета каллиграфии, развивавшейся в стилистич. единстве
с живописью.


Периодами наивысшего подъёма всех
областей культуры К. были 7-13 вв., время господства могуществ. гос-в -
Тан (618-907) и Сун (960-1279). Эти периоды ознаменовались
широкими торг, и культурными связями со многими вост. странами. Зрелое
средневековье творчески переосмыслило привнесённые в 4-6 вв. иноземные
образы и формы, органически соединило их с наиболее ценными сторонами древней
культуры К. В период Тан большая роль по-прежнему принадлежала монументальным
скульптуре и архитектуре, отличавшимся духом ясной гармонии и спокойного
величия форм. Города (Лоян, Чанъань), достигшие огромных размеров
(пл. Чанъаня 8410 га, периметр 36 км), сохраняли прежнюю
чёткость планировки с разделением на замкнутые в стенах кварталы (в Чанъане
108 кварталов-"фанов"), симметрично расположенные по сторонам центр,
магистрали, пересекающей весь город. В Чанъане сев. часть магистрали занимали
кварталы императорского города, в центр, части располагались рынки, в южной
- жилые кварталы. Жилища были строго регламентированы по размерам (дом
не более трёх пролётов между столбами) и группировались вокруг внутренних
дворов. Ведущая роль принадлежала деревянной архитектуре. Монументальные
дворцовые и храмовые здания делились на неск. типов и возводились по одному
простому принципу (трактат "Ин цзао фа ши" о формах и методах строительства,
1103, Ли Мин-чжун). В основе каждого сооружения - " дянь " (одноэтажный
прямоугольный в плане павильон), "лоу", или "гэ" (многоэтажные здания
с обходными галереями), "тай" (небольшая беседка на высоком каменном
основании), "тин" (беседка в парке), "лян" (галерея) -
лежит простейшая ячейка каркаса, образованная 4 столбами и системой балок
перекрытия. Сочетание этих ячеек создаёт конструктивную и пространств,
основу самых различных зданий. Стены не являются несущим элементом; изогнутые
по краям, поддерживаемые покрытыми красным лаком столбами, балками и системой
"доугунов", черепичные крыши как бы парят в воздухе (храм Фогуан в горах
Утайшань, 857; илл. см. т. 8, с. 121). Монументальная ясность и
рациональность присущи танским кирпичным пагодам, почти лишённым декора
и построенным на ритме простых прямых линий и повторяющихся объёмов (Даяньта,
652, перестроена в 704, и Сяояньта, 707-709, - обе близ Сианя).


Градостроит. мероприятия периода
Сун связаны с расширением торговли, увеличением населения. Кварталы северосунской
столицы Бяньлян (ныне Кайфын) не имеют стен, дворцовая часть перемещается
в центр, по сторонам главной магистрали выстраиваются ряды лавок. Архитектура
этого времени тяготеет к большему изяществу форм,лёгкости и стройности
пропорций. В декоре зданий применяются цветные изразцы и роспись.


Для пагод сунского периода характерны
более вытянутые пропорции, более сложные планы (Баочу, 968, и Люхэта, 970-1156
в Ханчжоу; Тета, или "Железная" пагода, в Кайфыне, 1041-48; Бэйсыта в Сучжоу,
1031-62). В новой (с 1127) столице Ханчжоу и др. местах к
Ю. от р. Янцзы культивируются комплексы небольших по размерам садов, имитирующие
естеств. природу. Искусств, ландшафты с некрашеными беседками и заросшими
водоёмами отвечали требованиям простоты и естественности.


Монументальной скульптуре и погребальной
пластике периода Тан свойственны те же гармония и мощь, что и архитектуре.
Статуи пещерных храмов Дуньхуана и Лунмыня отличаются пластич. красотой,
жизнеутверждающим духом, непринуждённостью движении. Лица буддийских божеств
(при соблюдении художниками общих иконографич. законов) отражают
кит. нац. тип. Тела и одежды приобретают мягкость и объёмность (статуя
Будды Вайрочана в Лунмыне, 7 в.). Рельефы и мелкая пластика из погребений
отличаются большим сюжетным многообразием, повествовательностью, остротой
характеристик. В период Сун гармония физич. и духовного начал постепенно
утрачивается. Пропорции тел удлиняются, жесты становятся более манерными
(женские статуи из пещерного храма Тайюань). Вместо камня применяются
лак, сандаловое дерево, золочёная бронза.


Высшим достижением иск-ва ср.-век.
К. является живопись, в к-рой с наибольшей полнотой воплощены гуманистич.
идеалы. Культовые настенные храмовые росписи (минеральными водяными красками
по сухому известковому грунту, нанесённому на слой глины, смешанной с пенькой),
исполненные по образцам известных живописцев того времени (У Даоцзы, Янь
Ли-бэнь), отличаются светской направленностью (бытовые сцены, портреты
жертвователей и чиновников, пейзажи). Установились определённые
жанры в станковой живописи: портрет (Янь Либэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан, У
Дао-цзы), живопись "цветов и птиц" (Бянь Луань), анималистич.
жанр (Хан Гань). Пейзаж "шань-шуй" ("горы-воды") приобретает
самостоят, значение и тесно сплетается с возвышенной поэзией и древними
представлениями о силах мироздания. Своеобразные художеств. приёмы позволяют
достигать больших обобщений, создают впечатление цельности природы как
части бескрайнего мира (вытянутая форма свитка, композиц. построение с
высоко поднятой линией горизонта, противопоставление разномасштабных предметов,
создание между дальними и ближними предметами возд. среды в виде тумана,
воды и облаков). Многокрасочны, ярки и нарядны плоскостные пейзажи
Ли Сы-сюня и Ли Чжао-дао; более пространственны и эпичны монохромные пейзажи
Ван Вэя.


В периоды "Пяти династий" (907 -
960) и Сун филос. направленность пейзажной живописи влияет и на
др. живописные жанры, в т. ч. на жанр "цветов и птиц" (Сюй Си, Хуан Цюань),передающий
через малый фрагмент природы большие филос. идеи (Цзин Хао, Цзюй Жань,
Цуй Бо), Значит, место в это время занимает "живопись учёных" (Су
Ши, Вэнь Тун, Ми Фэй) - поэтов, литераторов, считавших себя независимыми
от академического направления и писавших в свободной, текучей манере, стараясь
(как и живописцы, связанные с идеалами буддийской секты Чань,-Му-ци, Лян
Кай, Ин Юй-цзянь) отобразить в своём творчестве "дао" - скрытый
смысл явления, движение Вселенной, её душу. Пейзажи периода Сев. Сун (960-1127)
изображают
мир в его необъятности, суровым и величественным, отдалённым от человека
(Го Си, Фань Куань, Ми Фэй, Ли Чэн и Гао Кэ-гун). Творческие достижения
живописцев обобщаются в трактатах, по своей поэтич. форме созвучных живописи
(трактаты Чжань Янь-юаня,9 в., Цзин Хао, 10 в., Го Си, сер. 11 в.).


В период Юж. Сун (1127-1279) на
смену грандиозным ландшафтам приходит пейзаж, приближённый к людям, воспевающий
простую, мягкую природу. Настроения, переданные через пейзаж,овеяны большим
лиризмом, часто грустны или тревожны (картины Ли Тана, Ли Ди, Ма Юаня,
Ся Гуя и др.).


Такого же высокого расцвета в периоды
Тан и Сун достигает декоративно-прикладное иск-во. Появились многообразные
изделия из фарфора: напр., белоснежный фарфор из г. Сийчжоу, в к-ром, несмотря
на влияние изощрённых иранских орнаментальных мотивов, сохранялась монументальность
формы древних изделий. Известны изящно простые по формам серо-голубые и
серо-зелёные керамические сосуды из мастерских сел. Лунцюань-яо, Гуань-яо
и Гэ-яо, подражающие драгоценному нефриту, белые сосуды с рельефным орнаментом
из Динчжоу-яо и чёрно-белые из Цычжоу-яо с изысканным рисунком. Распространились
ткани-"кэ-сы", узоры к-рых создавались по мотивам, заимствованным из живописи.


В период монг. династии Юань
(13-14 вв.) продолжали сохраняться и развивались традиции танского
и сунского иск-ва. Перестраиваются ансамбли юаньской столицы Даду (позже
Пекин), расширяется её территория. Создаются дворцовые комплексы,
главные здания к-рых соединяются посредине галереей, образуя обширные квадратные
в плане дворы. Крыши дворцов покрываются цветной глазурованной черепицей,
методы изготовления которой пришли из Средней Азии. В живописи наблюдается
известная стабилизация жанров. Пейзажи Ни Цзаня, Хуан Гун-вана, Ван Мэна,
У Чжэня и др. ещё более лиричны и интимны, чем сунские. Излюбленный аллегорический
мотив - бамбук, сгибаемый бурей. Мастера направления "живописи учёных"
используют пористую бумагу, их палитра монохромна или неярка.


Искусство периода Сун. 1. Цуй Б о.
"Бамбук и цапля". Ок. 1070. 2. Ц з юй Жаль. "Снег". 10 в. 3. Ц у и Б о.
"Одинокий гусь". 11 в. (Все три - шёлк, тушь. Музей Гугун. Пекин.)


Мемориальные мраморные ворота-"пайлоу"
в императорском погребальном комплексе Шисаньлин близ Пекина. 1541.


Пекин. Комплекс императорского дворца
- "Запретный город" (15 в.). 1. Ворота Умынь.


2. Павильон Чжунхэдянь.


В периоды Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911)
наивысшего расцвета достигли архитектура и декоративно-прикладное иск-во.
Окончательно утвердились принципы регулярной, строго симметричной планировки
городов, с огромными комплексами дворцовых и храмовых зданий (Пекин,
Нанкин). Грандиозные масштабы и пространств, размах присущи и погребальным
сооружениям (комплекс Шисаньлин близ Пекина, 15-17 вв., со скульптурной
"аллеей духов" протяжённостью ок. 1 км). Типы построек с усовершенствованным
стоечно-балочным каркасом оставались почти неизменными до кон. 19 в., хотя
наряду с деревом шире применялись камень и кирпич (новый тип - кирпичный
безбалочный храм-"уляндянь" в Нанкине, 1398). Сооружения приобретают
большую динамичность, декоративность; системы "доугунов" становятся более
дробными, занимая всё подкровельное пространство, и так же, как и потолки
интерьеров, расписываются яркими красками с применением позолоты и введением
жанровых и пейзажных мотивов. Дворцовые и храмовые сооружения 18-19
вв. приобрели особую пышность, ещё более возросла роль декоративного убранства
(загородный парк Ихэюань близ Пекина с лёгкими причудливыми беседками,
многочисл. орнаментальной скульптурой), утрачивалась объёмная цельность
сооружений (храм Юнхэгун в Пекине). К кон. 19 - нач. 20 вв. растущие
вычурность и прихотливость узоров привели к утрате органич. соединения
орнамента и формы.


Живопись периодов Мин и Цин отличается
от прошлого значительным усилением консервативности, канонизацией художеств,
приёмов.
Прошлые достижения становятся схемами, а мастера - подражателями стилям
прошлых эпох. Более свободно творчество мастеров, живших вдали от столицы
и образовавших многочисл. художеств, школы - чжэцзянскую (Дай Цзинь),
сучжоускую (Шэнь Чжоу, Вэнь Чжэн-мин)и др. Яркий мастер жанра "цветов
и птиц" этого времени Сюй Вэй писал в свободной эскизной манере "се-и"
("живопись идей") широкой, насыщенной влагой кистью. Мастера бытового
жанра Чоу Ин, Тан Инь, Чэнь Хун-шоу и др. создавали картины, иллюстрирующие
старинные легенды и поэмы, в тонкой и подробной графич. манере "гун-би".
Широкое распространение в периоды Мин и Цин получили лубок, гравюра на
дереве и книжная иллюстрация. В период Цин, отличавшийся эклектичностью,
в разных стилях и манерах работали пейзажисты Ван Хой, Ван Ши-минь, Ван
Цзянь, Ван Юнь-ци (группа "четырёх Ванов"), в традиц. манере жанра
"цветов и птиц" писал Юань Шоу-пин, живописцы Ши Тао и Чжу Да подражали
Сюй Вэю.


В 14-19 вв. возросло произ-во многоцветного
фарфора с пейзажными, жанровыми, растит, мотивами, выполненными подглазуркой
росписью синим кобальтом, свинцовыми глазурями, надглазурными яркими красками
("доу-цай" - борьба цветов). Изготовлялся и белый фарфор (в Дэхуа),
появилась перегородчатая эмаль. В традициях прошлого выполняются
изделия из красного резного лака (сосуды, мебель, садовые скамейки),
вышивки, ткани-"кэ-сы", резьба по камню, бамбуку и кости.


Во 2-й пол. 19 в. в превращённом
в полуколонию К. резко обострились социальные и культурные противоречия.
Во всех областях культурной жизни наблюдался застой. Общий упадок отразился
и на архитектуре, и на декоративно-прикладном иск-ве, произведения к-рого
были
подчас вычурными и безвкусными. Крупные города (Шанхай, Тяньцзинь, Нанкин,
ГуанЧжоу)застраивались эклектичными зданиями европ. типа - кам. домами
с затейливыми арками, стилизов. в нац. традициях. Окраины, представлявшие
собой грязные трущобы с извилистыми переулками, были застроены мазанками,
бамбуковыми фанзами. Не менее эклектичным был и т. н. кит. ренессанс (дворцовый
павильон Цинъяньфан в форме корабля в парке Ихэюань, б-ка - в Пекине),
механически соединивший черты кит. и европ. архитектуры.


Парк Ихэюань близ Пекина (16-18 вв.).
1.
Искусственное озеро Куньминху. 2. Беседка ("тин").


Гао Цзяньфу. "Сова в осеннем лесу".
Бумага, тушь, водяные краски. 20 в. Художественный музей провинции Гуандун.
Гуанчжоу.


Ближе всего связанными с жизнью народа
оказались гравюра и лубок, носители демократич. тенденций. Первыми мастерами,
сумевшими приблизить традиц. иск-во к жизни, были Жэнь Бо-нянь,
У Чан-ши, Чэнь Шицзэн, Гао Цзянь-фу, стремившиеся вновь утвердить красоту
мира природы (см. Гохуа). Появилась живопись маслом европ. типа.
Великая Окт. социалистич. революция в России вызвала в К. подъём демократич.
сил. В 1920-е гг. появляются плакат, гравюра нового типа, формируется революц.
карикатура. Наиболее широко гравюра К. соприкоснулась с жизнью народа в
1940-е гг., после того как была создана Академия иск-в им. Лу Синя (1938)
и
сформировался круг совр. мастеров. Серии гравюр Гу Юаня, листы Ли Хуа,Ма
Да и др. соединяют остроту и лаконизм традиц. манеры с новым мировосприятием.


Образование КНР в 1949 создало новые
возможности для развития демократич. культуры. Развернулись градостроит.
работы. Императорские дворцы и сады были переоборудованы в музеи и парки.
Были созданы многие жилые и обществ, сооружения, расширены улицы и площади,
с кон. 1950-х гг. используется принцип застройки микрорайонами. В проектировании
и стр-ве большую помощь оказывали специалисты СССР и др. социалистич. стран.
В архитектуре 1950-х гг. зодчие К. соединяли декоративные элементы традиц.
архитектуры с совр. строит, конструкциями (здание Всекитайского собрания
нар. представителей, гостиница "Пекин", гостиница "Дружба", Центр, вокзал
- все в Пекине).


В живописи КНР 1950-х гг. значит,
роль играет творчество Ци Бай-ши, Пань Тянь-шоу, Хуан Бинь-хуна и Сюй Бэйхуна.
Не выходя за круг традиц. мотивов пейзажа, жанра "цветов и птиц", Ци Бай-ши
раскрывал красоту природы, Сюй Бэй-хун создавал образы современников -
портреты рабочих, деятелей культуры, стремясь соединить приёмы живописи
"гохуа" с приёмами совр. европ. живописи. В ист., бытовом и пейзажном жанрах
тот же метод использовали Ли Кэ-жань, Цзян Чжао-хэ и др. Получили распространение
многие отрасли декоративно-прикладного иск-ва. Появилось иск-во весьма
разнообразной художественной вырезки (т. н. оконные цветы). Значительное
место занимают выделка художественных тканей и вышивка.


Жилые дома из бамбука в провинции
Юньнань в Юго-Западном Китае. 20 в.


Годы "культурной революции" были
периодом упадка кит. изобразит, иск-ва. По существу, его единств, областью,
имевшей право на существование, был политический плакат, целиком посвящённый
пропаганде "культурной революции" и "идей Мао".


Нек-рое оживление наблюдается с нач.
1972, о чём, в частности, свидетельствует проведение Всекитайской художеств,
выставки и Всекитайской выставки кустарно-художеств. изделий.


Разнообразие климатич. условий нашло
отражение в народной архитектуре К. На Ю.- лёгкие деревянные здания с высоко
поднятыми углами крыш, на С.- массивные постройки с глинобитными стенами,
в центр, р-нах - прямоугольные в плане каркасные хижины, в горных р-нах
- дома пещерного типа. Самобытна архитектура авт. р-нов К.Тибета (см. Тибетский
автономный район) и Синьцзяна (см. СиньцзянУйгурский автономный
район).


Илл. см. на вклейках - к стр. 232-233
и табл. XX, XXI (стр. 240-241).


Лит.: Разумовский К. И., Китайское
искусство, в кн.: Китай. История, экономика, культура, М.- Л., 1940; Вестфален Э. X., Кречетова М. Н., Китайский фарфор, Л., 1947; Глухарёва
О. и Денике Б., Краткая история искусства Китая, М.- Л., 1948; Кочетова С., Фарфор и бумага в искусстве Китая, М. -Л., 1956; [Муриан И.], Современный
китайский лубок, М., 1958; Глухарёва О. Н., Искусство народного Китая...,
М., 1958; Кречетова М. Н., Резной камень Китая в Эрмитаже, Л., 1960; Виноградова
Н. А., Искусство средневекового Китая, М., 1962; её же, Искусство Китая,
в кн.: Всеобщая история искусств, т. 1, М., 1956; т. 2, кн. 2, М., 1961;
т. 6, кн. 2, М., 1965; её же, Китайская пейзажная живопись, М., 1972; Архитектура
Китая, в кн.: .Всеобщая история архитектуры, т. 1, М., 1970, т. 9, М.,
1971; Cohn W., Chinese painting, L., 1948; Sореg A., The art and architecture
of China, Harmondsworth, 1956; Siren O., Chinese painting: leading masters
and principles, v. 1-7, L.- N. Y., 1956-58.
Н, А. Виноградова.


XV. Музыка


Муз. культура К.- одна из древнейших
в мире. Её истоки восходят к первобытным песням и пляскам, достаточно высоко
развитым уже во 2-м тысячелетии до н. э.


В текстах 11-6 вв. дон. э. слово
"юэ" (музыка) выражало широкое понятие, включавшее поэзию, танцы,
изобразит, иск-во. Т. о., музыка с древности была связана с различными
сторонами жизни и деятельности человека.


Представленные в кн. "Шицзин" ("Книга
песен") 3000 нар. песен, ритуальных гимнов (11-6 вв. до н. э.)-
выдающийся памятник нар. песенного иск-ва; считается, что эта книга положила
начало развитию собственно истории кит. музыки. В 6 в. до н. э. песня стала
обособляться от пляски, превращаясь в самостоятельный вид иск-ва. В понимании
древних кит. философов, музыка призвана была играть практич. роль. Конфуций
утверждал, что прекрасная музыка способствует истинному гос. устройству,
поэтому она обладает строго определённой структурой. С древности в К. существовала
муз. система люй (строй, мера), изобретение к-рой приписывается
мифич. правителю Хуан-ди. В основе люй - 12-ступенный звукоряд, к-рый образован
12 бамбуковыми трубками различной величины, расположенными в таком соотношении,
что возникала цепь восходящих квартовых ходов. Люй содержала в себе возможности
строгой темперации (равномерная темперация осуществлена в 16 в. н. э.).
В 7 в. до н. э., в соответствии с развитием интонац. природы кит. яз.,
в музыке К. было выделено 5 важнейших звуков, образующих пентатонный звукоряд
(см. Пентатоника), происхождение к-рого объяснялось подражанием
природе. Традиц. кит. оркестр включает ок. 100 инструментов. Наибольшая
(ок. 30 видов) - струнная группа: щипковые - сэ, цинь, пипа, смычковые
- ху (эрху, сыху, баньху); духовые инструменты: флейты - сяо (продольная),
пайсяо (многоствольная, вид флейты пана), шэн (язычковый; даёт аккордовое
звучание); ударные - барабаны, колокола.


Нар. песне К. свойственно одноголосие,
гетерофония, повторяющиеся ритмы; манера исполнения отличается фальцетной,
горловой окраской звука.


С 5 в. до н. э., с развитием конфуцианства,
музыка в К. приобретает особенно важное обществ, значение. Осн. категории
доктрины Конфуция - "жэнь" (гуманность) и "ли" (ритуал, система
морально-этических принципов) - выступают в неразрывном единстве
с музыкой. В период Хань (206 до н. э.-220 н. э.) общий культурный
подъём сказывается и на усиленном развитии муз. иск-ва, когда собиранием
и изучением муз. фольклора занималась созданная несколько ранее Юэфу (спец.
муз. палата). В ведении последней находились исполнители на муз. инструментах,
певцы, танцоры, с ней были связаны крупнейшие музыканты К.


В 3-6 вв. на характер музыки оказало
влияние распространившееся в К. даосско-буддийское мировоззрение. В сочинении
о цитре Цзи Кана (3 в.)понимание музыки как наивысшего выражения "дао"сути
бытия - противопоставлено доктрине Конфуция; музыка стала индивидуальной,
мистич. сферой, а не только обществ, категорией. В 5-10 вв. в К. вместе
с буддизмом пришло влияние муз. культур др. народов, что сказалось на расширении
состава оркестра за счёт новых инструментов и на ладовой структуре музыки.
Первое проф. произв., дошедшее до нас в нотной записи,- пьеса для циня
"Юланьпу" ("Одинокая орхидея"), приписываемая Цю Мину (6 в.).


Игра в ножной мяч в сопровождении оркестра. Гравюра периода Мин.


В связи с общим подъёмом культуры
в период Тан (7-10 вв.) поднялся уровень муз. образования (в 714 открылось
5 спец. муз. учебных заведений), были созданы первые придворные
актёрские проф. группы, в т. ч. "Грушевый сад" ("Лиюань"), ставшая
исполнительской школой, к-рая объединила мн. музыкантов. Крупнейшее муз.-теоретич.
соч.- трактат "Записки о музыке" Дуань Ань-цзе - относится к 10 в.


В период Сун (10-13 вв.) возрождается
в изменённом виде конфуцианская теория музыки, по к-рой главное - непосредств.
этич. действенность музыки, второстепенное - её эстетич. принципы: муз.
философия, теория. 13 в. отмечен широким развитием демократич. муз. жанров,
в т. ч. нар. песенного иск-ва, тесно связанного с театром этого времени:
4-актная драма цзацзюй осн. на нар. песнях Сев. К. (Гуань Хань-цин написал
св. 60 пьес, используя сев.-кит. муз. фольклор); многочастная драма
чуаньци строилась на нар. музыке Юж. К. В 15-16 вв. достигло высокого развития
муз.театр. иск-во, связанное с творчеством актёра и композитора Вэй Лян-фу.


Заключительный этап в развитии классич.
музыки К. относится к периоду династии Мин (14-17 вв.), когда Чжу
Цзай-юй (в 16 в.) развил принцип равномерно-темперированного 12-ступенного
звукоряда, завершив достижения системы люй.


С 17 в. до новейшего времени кит.
музыка остаётся традиционной. Однако наблюдается тенденция к её демократизации.
Для 18-19 вв. характерны европ. влияния, усилившиеся на рубеже 1920 вв.


После движения "4 мая" (1919)
представители
революционно настроенной молодёжи получают муз. образование в Европе, стремятся
внести в музыку К. достижения муз. иск-ва др. стран (среди них - Си
Син-хай). В 1932 композиторы Не Эр (автор песни "Марш добровольцев",
ставшей гос. гимном КНР) и Люй Цзи организовали революц. группу музыкантов,
создавших в период нац.-освободит, движения против япон. захватчиков популярные
патриотич. 'массовые песни.


В первые годы после образования КНР
(1949) развитию музыки в К. способствовали организац. мероприятия пр-ва.
В 1949 создана Всекитайская ассоциация лит-ры и иск-ва; в 1953 при ней
был организован Союз кит. композиторов.


С кон. 1950-х гг. наметился переход
к созданию упрощённых, вульгаризаторских произв. В 1-й пол. 1960-х гг.
и особенно в ходе "культурной революции" (2-я пол. 1960-х гг.) музыка была
призвана в основном иллюстрировать политические лозунги китайского руководства.


В ходе "культурной революции" прекратилось
исполнение зарубежной и кит. музыки, написанной до 1966. Были разрешены
к постановке лишь неск. "образцовых" пьес пекинской муз. драмы и балетов
("образцовые", т. е. признаваемые "подлинно революционными", "отвечающими
идеям Мао Цзэ-дуна"; служащие образцом для творчества и для подражания
в жизни). На основе "образцовой" пьесы "Шацзябан" создана одноим. "оркестровая
музыка" (термин "симфония" как европейский не употребляется) для
симф. оркестра с участием кит. нац. инструментов. В концертные программы
включаются арии из пекинской муз. драмы "Красный фонарь" в сопровождении
фп. Если во 2-й пол. 1960-х гг. фп. музыка была запрещена и рояли и пианино
уничтожались, то в 1970-е гг. фп. вновь было допущено на концертную эстраду.
Использование фп. музыки разрешалось в соответствии с тезисом Мао Цзэ-дуна:
"Поставить иностранное на службу китайскому". В 1970 создан фп. концерт
"Хуанхэ" - коллективная переработка кантаты того же назв. композитора Си
Син-хая. Это произв. стало исполняться только оркестром, т. к. текст был
запрещён как не отвечающий "идеям Мао Цзэ-дуна", в нём сделаны купюры с
целью уничтожения влияния рус. и сов. музыки, ощутимого в нек-рых частях
кантаты и характерного для творчества Си Син-хая в целом. Исполняются 10
песен на новые тексты, написанные в духе культа личности Мао Цзэ-дуна.
В период "культурной революции" исполнение нар. музыки самодеятельными
и проф. коллективами было запрещено, певцов и инструменталистов стали привлекать
к физич. работе. В 1970-е гг. музыкантам было разрешено включать в репертуар
официально допущенные произв. нар. иск-ва. В 1972 издан сб. "Песни с поля
боя", состоящий из песен периода "культурной революции "; эти песни исполняются
повсеместно.


К нач. 1970-х гг. имелись 3 консерватории
- в Пекине, Тяньцзине и Шанхае; 4 муз. ин-та - в Ухане (Хубэй),
Шэньяне (Ляонин), Сиане (Шэньси), Чэнду (Сычуань).
Эти консерватории и ин-ты не были закрыты, однако сведений о систематич.
обучении в них и выпуске студентов нет.


Лит.: Шнеерсон Г. М., Музыкальная
культура Китая, М., 1952; Музыкальные инструменты Китая. Авторизованный
пер. с кит. под ред. и с доп. И. 3. Алендера, М., 1958; Музыкальная эстетика
стран Востока, М., 1967, с. 140-245; Лисевич И. С., Древняя китайская поэзия
и народная песня, М., 1969; Сорокин В. Ф., Трактат "Рассуждение о пении",
в кн.: Историко-филологические исследования, М., 1967, с. 487 - 492; В
а л и ц к и и В., "Культурная революция" в музыке, "Советская музыка",
1970, М° 8, с. 129 - 38. Е. В. Виноградова, А. Н. Желожовцев.

Таблица XVII


К ст. Киров. 1. Гостиница "Центральная".
1937. Архитектор И. Л. Чарушин. 2. Ротонда в парке имени Степана Халтурина.
1837. Архитектор А. Л. Витберг. 3. Лыжный трамплин. 1951. Инженер А. В.
Казенин. 4. Художественный музей имени А. М. Горького. Начало 19 в. Архитектор
И. Дюсор де Невиль. 5. Успенский собор в Трифоновском монастыре. 1689.
6. Драматический театр имени С. М. Кирова. 1939. Архитектор Фёдоров. 7.
Памятник В. И. Ленину. Гранит. 1970. Скульпторы М. М. Кошкин, Ф. А. Шпак,
архитектор И. М. Синица. 8. Дом Советов. 1946. Архитектор Е. И. Громаковский.
9. Памятник кировчанам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-45.
Бетон. 1967. Архитектор Ю. И. Кармазин. 10. Центральный универмаг. 1970.
Архитектор Г. С. Турок. 11. Гостиница "Вятка". 1967. Архитектор Чернов.


Таблица XVIII


К ст. Китай. 1. Пустыня Такла-Макан
на западе страны. 2. Гребневая зона гор Восточного Тянь-Шаня. 3. Овражная
эрозия на Лёссовом плато. 4. Река Янцзы в среднем течении. 5. Берег острова
Хайнань. 6. Среднегорный рельеф на юге Китая.


Таблица XIX


К ст. Китай. 1. Пекин. Главная улица
Чанъаньцзе. 2. Шанхай. Набережная Вайтань (р. Хуанпу). 3. Гуанчжоу
(б. Кантон). Набережная р. Жемчужной (дельта р. Сицзян).
4. Циндао. Город на побережье полуострова Шаньдун. 5. Ухань. Мост через
р. Янцзы. 6. Гуйлинь. Вид на город в долине р. Гуйцзян.


Таблица XX


К ст. Китай. 1. "Дворец в Лояне".
Шёлк, тушь, водяные краски. 8 в. 2. Ч ж о у Ф а н. "Чаепитие под мелодию
циня". Шёлк, тушь, водяные краски. 8 в. Галерея Нельсона. Канзас-Сити.
3. Ли Гун-линь. "Портрет Вэймо". 11 в. Шёлк, тушь. Национальный музей.
Токио. 4. Ли Тан. "Деревенский лекарь". Шёлк, тушь. 11 -12 вв. Музей Гугун.
Пекин. 5. Ц и Б а и - ш и. "Белка". Бумага, тушь, водяные краски, 1930-е
гг. Музей Гугун. Пекин, б. В э и ь Тун. "Ветка бамбука". Шёлк, тушь. 11
в. Раньше - в Музее Гугун, Пекин. 7. Д у н Юань. Пейзаж. 10 в. Раньше-в
Музее Гугун, Пекин. 8. Л и Ц ю н ь. "Рассвет". Цветная гравюра. 1957,
9, Ма Юань. "Причудливая сосна". Шёлк, тушь, водяные краски. 12 в. Городской
музей. Шанхай. 10. С ю и Б э й-х у п. "Сорока". Бумага, тушь. 1948.
Музей искусства народов Востока. Москва.


Таблица XXI


К ст. Китай. 1. Керамический сосуд.
Культура Яншао. 3-2-е тысячелетия до н. э. 2. Обратная сторона бронзового
зеркала с инкрустацией перламутром. Период Тан. Исторический музей. Пекин,
3. Бронзовый сосуд-чху" для жертвенного вина. Период Шан. 4. Ваза из горного
хрусталя с подвесными кольцами. 18 в. Музей Гугун. Пекин. 5. Золотое украшение
для причёски в форме птицы-феникса. Период Суп. Собрание К. Кемпе. Экольсунд.
в. Модель пагоды. Серебро. 19 в. 7. Шкатулка из чёрного лака с инкрустацией
перламутром. 19 в. 8. Ч ж у X у а-ю. Серебряная чаша для вина в форме лодки
с фигурой путешественника Чжан Чэня. 1375. Лондонский университет. 9. Керамическая
фигура льва. Период Тан. Британский музей. Лондон. 10. Ажурная стопка для
кистей. Слоновая кость, 19 в. (6, 7, 10- Музеи искусства
народов Востока, Москва).


Таблица XXII


К ст. Китай. 1. Статуэтка, изображающая
музыканта-барабанщика. 3 в. до н. э. - 3 в. н. э. 2. Фигурки актёров 7-9
вв., обнаруженные при раскопках могилы в г. Сиань. 3. Мэй Лань-фая в пьесе
"Полотняная повязка". 1916. 4. "Месть рыбака". Шанхайский театр пекинской
музыкальной драмы. 1959 (в ролях-Чжоу Синь-фан и Ли Юй-жу). 5. Сцена
из спектакля "Приём Цзяв-Вэя". Театр юэцзяоцзюй провинции Хэнань. 1956.
6. Сцена "образцового спектакля" - музыкальной драмы "Шацзябан" в исполнении
пекинского театра цзинцзюй. 7. Сцена из балета "Башня Лэйфынта". Центральный
театр оперы и балета КНР. 1956. 8, 9. Кадры из фильмов: 8. "Стальной солдат".
Реж. Чэн Инь. 1950. 9. "Седая девушка". Реж. Ван Бинь и Чжан Шуй-хуа.
1951.


Таблица XXIII


К ст. Кишинёв. 1. Проспект Ленина.
2. Бульвар Негруцци. 3. Площадь Освобождения. В центре - монумент в честь
освобождения Молдавии от немецко-фашистских захватчиков (бронза, гранит,
1969, скульпторы Л. И. Дубиновский, Н. М. Эпельбаум, архитекторы И. Н.
Гриценко, А. Г. Колотовкин, А. И. Минаев). 4. Площадь Победы. Справа
- памятник В. И. Ленину (гранит, 1949, скульптор С. Д. Меркуров, архитекторы
А. В. Щусев, В. Д. Турчанинов). 5, Жилой район Рышкановка. 1960-е
гг.


Таблица XXIV


К ст. Кишинёв. 1. Площадь Победы.
На втором плане - Дом правительства Молдавской ССР (1964, архитектор С.
Д. Фридлин). 2. Здание Академии наук Молдавской ССР. 1951. Архитекторы
В. П. Меднек, А. С. Веденкин. 3. Церковь Рождества богородицы ("Мазаракиевская").
18 в. 4. Памятник Г. И. Котовскому. Бронза, гранит. 1953. Л. И. Дубиновский,
И. Г. Першудчев, А. И. Посядо, К. Д. Китайка, архитектор Ф. П. Наумов.
5. Кафедральный собор (ныне - филиал Художественного музея Молдавской ССР).
1830-35. Архитектор А. И. Мельников. 6. Молдавский музыкальнодраматический
театр им. А. С. Пушкина. Реконструкция 1953. 7. Здание вокзала. 1948. Архитектор
Л. М. Чуприн.

XVI. Театр Театр, иск-во К.
зародилось гл. обр. в нар. формах песенно-танцевального творчества, в песнях
и танцах светских и религ. ритуалов, а также в форме "бай си" ("сто представлений"),
включавшей мн. элементы цирковых жанров. В письменных памятниках 2-1-го
тыс. до н. э. упоминаются термины "чан-к" ("поющий актёр") и "пай-ю"
("шут", "комик"). Происходивший в период Хань (3 в. до н. э.3 в.
н. э.) рост городов и ремёсел оказал влияние на развитие театр,
иск-ва. В бай си начинают вводиться сценки бытового содержания В период
Тан (7-10 вв.), характеризующийся высоким развитием культуры, большое
распространение получил буддизм, повлиявший на кит. лит-ру и иск-во, в
частности на расцвет танцевального иск-ва. Появляется новая сценич. песенно-танцевальная
форма - дацюйч Она явилась одной из основ кит. театра, объединив музыку,
пение, танец и пантомиму. Стали популярными сатирич. пьески-диалоги
"Игра о цаньцзюне", где высмеивались действия властей, продажные чиновники
и др. Появились первые амплуа: находчивый остряк - цаньцзюнь и наивный
глупец - цаньгу. Представление носило импровизац. характер. В сер.
8
в. при дворе танского имп. Сюань-цзуна была создана театр, школа "Грушевый
сад"("Лиюань"), где готовили музыкантов, танцовщиц и певид для дворцовых
представлений. Это же название получила и придворная актёрская труппа.


В 10-12 вв. происходит дальнейшее
формирование театра, появляются проф. актёрские труппы. Одной из первых
драматич. форм становятся пьесы цзацзюй (смешанные представления) -
комич. импровизац. сценки. В 13-14 вв. театр К. достиг зрелости. В период
господства монг. завоевателей он выполнял важную обществ, функцию, выражая
протест против власти чужеземцев, социального произвола. К 13 в. относится
расцвет драмы цзацзюй, для к-рой характерно деление пьесы на 4 акта, чёткость
и простота композиции, напряжённость конфликта. Каждый акт строился на
одной мелодии, в каждом акте - один поющий персонаж. Кит. драма развивалась
по двум направлениям. Пьесы цзацзюй относятся к сев. ветви театра (бэйцюй).
В этом жанре писали драматурги Гуань Хань-цин ("Обида Доу Э"), Ван
Ши-фу ("Западный флигель"), Бо Пу ("Дождь в платанах") и
др. Одновременно формировалась юж. ветвь (наньси), представленная
драматич. формой чуаньци, характерной отсутствием стройности композиции,
произвольностью размера пьесы и числа мелодий (в каждом акте несколько
поющих персонажей). Происходило дальнейшее развитие условных средств
сценич. выразительности, становившихся осн. эстетич. формой кит. традиц
театра.


В 14-17 вв. были введены строгие
цензурные ограничения на драматургию как самый демократич. лит. жанр. Мн.
спектакли запрещались. Дальнейшее развитие театра происходило гл. обр.
на периферии, где складывались первые локальные театр, жанры: иянский театр
(пров. Цзянси) и куньцюй (уезда Куньшань той же провинции). Иянский
театр по тематике и средствам актёрской выразительности был более демократичным.
Ставились спектакли на бытовые темы, позже - инсценировки популярных романов
("Троецарствие" Ло Гуань-чжуна, "Речные заводи"Ши Най-аня, "Путешествие
на Запад" У Чэн-эня). Изображение ист. событий (сцены сражений, поединки)
обусловило развитие акробатич. и фехтовальной техники. Куньцюй - театр
аристократич. слоев общества и интеллигенции. Лирико-бытовая тематика характерна
для пьес этого вида театра, отличит.особенностью его была виртуозная вокальная
и танцевальная техника исполнителя; к кон. 18 в. жанр потерял популярность
из-за ориентации театра только на избранные слои общества.


В 17-19 вв. появились многочисл.
местные (связанные с определённой терр. областью) театр жанры: банцзы,
циньцян, юэцзюй и др. В сер. 19 в. на основе мн. местных театров, в т.
ч. куньцюй, сложилась новая форма - пекинская музыкальная драма (цзинси),
со временем сформировавшаяся в общенац. кит. классич. муз. драму. В цзинси
получили выражение основные черты китайского театра.


Одна из особенностей иск-ва актёра
кит. театра - игра с воображаемыми предметами, условные приёмы выразительности,
стилизованные движения и жесты. В гриме и костюме широко используется символика
цвета, орнамента. Твёрдо укоренилась система амплуа: амплуа героя - шэн
делится на субамплуа гражданских (вэнынэн) и военных (ушэн) персонажей.
Вэньшэн в зависимости от возраста подразделяется на пожилых и молодых героев
(лаошэн и сяошэн). Амплуа героини - дань разделяется на субамплуа: пожилая
героиня - лаодань, женщина в скромных (синих) одеждах - цинъи, характерная
героиня (девушка в пёстром наряде) - хуадань, военная героиня -
удань и даомадань, девочкаподросток - сяодань. Характерные мужские роли
- цзин разделяются на воен. и гражд. персонажи - уцзин и вэньцзин.


С историей пекинской муз. драмы 20
в. связано творчество мн. актёров, основателей различных направлений кит.
актёрского иск-ва: Тань Синь-пэй, Ван Яоцин, Мэй Лань-фан, Чжоу
Синь-фан, Чэн Янь-цю, Оуян Юй-цянь и др. Они углубляли и переосмысливали
трактовку традиц. сценич. образов. В нач. 20 в. под влиянием роста демократич.
и революц. настроений стал формироваться совр. драматич. театр. Его становление
происходило под воздействием европ. драматич. иск-ва. Первая драматич.
труппа "Весенняя ива" ("Чуньлюшэ") была организована в 1907 кит.
студентами, обучавшимися в Японии, где ставились пьесы европ. драматургов.
В том же году в К. был создан первый проф. драматич. театр "Весеннее солнце"
("Чуньяншэ"). При режиме Юань Ши-кая (1912-16) прогрессивные
деятели драматич. театра подверглись репрессиям, в результате чего театр
отошёл от актуальной тематики.


Нек-рые попытки модернизации традиц.
театра были предприняты под влиянием революц. движения "4 мая" (1919).
В 1927 в Шанхае прогрессивные театр, деятели, драматурги и актёры совр.
драматич. и традиц. театров объединились в "Южное общество" (" Наньгошэ"
). В 1930 возникла Лига левых театр, деятелей. В 30-х гг. совр. драматич.
театры ставят пьесы рус. и зап.-европ. драматургии: "Ревизор" Н. В. Гоголя,
"Гроза" А. Н. Островского, "На дне" М. Горького, "Нора" Г. Ибсена и произв.
нац. драматургии.


В период войны против япон. захватчиков
(1937-45) в освобождённых р-нах появились сценич. произв. на актуальные
темы, воплощённые средствами традиц. театра, а также пьесы традиц. репертуара
в новой редакции. Во 2-й пол. 40-х гг. наряду с классическими появились
и новые произв. в жанре пекинской музыкальной драмы ("Седая девушка" и
др.).


После образования КНР (1949) был
создан комитет по проведению театр, реформы. В 1951 изданы Указания Гос.
адм. совета Центр, нар. пр-ва о проведении реформы классич. драмы, в к-рых
выдвигались задачи упорядочения репертуара, реорганизации системы подготовки
актёров и драматургов и др. В 1952 на 1-м Всекитайском смотре театра и
драмы подведены итоги реформы. Было представлено св. 150 пьес 23 видов
классич. кит. театра. Наряду с переработанными пьесами были показаны новые
на темы современности, созданные на основе мелодий местных нар. театров.
Известные кит. актёры: Мэй Лань-фан, Чжоу Синь-фан, Чэн Янь-цю, Юань Сюэ-фэнь,
Чан Сянюй, Ван Яо-цин, Гэй Цзяо-тянь были отмечены Почётными премиями.
С нач. 60-х гг. на театр были перенесены методы администрирования. Классич.
репертуар стал подвергаться резкой критике. Появились произв. в жанре цзинси,
поев, "актуальным проблемам" политич. и эксномич. жизни страны ("Никогда
нельзя забывать" и др.). В 1963-64 был поставлен вопрос о "революции"
в театре, об изгнании классич. пьес и замене их "современными революционными
пьесами". Осн. направление в культурной и театральной политике 60-х гг.
было выражено в тезисе "не разрушив старого, не построишь нового". В результате
этой политики театр К. оказался в тяжёлом творч. кризисе. Произошло резкое
сокращение проф. коллективов: в 1964 их было св. 20, в 1970 - всего 9:
Первая труппа пекинской муз. драмы, Театр цзинцзюй Пекина, труппа "Алеет
Восток" театра цзинси и др. Театры давали спектакли лишь в праздничные
кампании. Старшее поколение актёров и режиссёров было отстранено от работы.
Репертуар состоял из неск. "образцовых" пьес: в театре цзинси - "Красный
фонарь", "Взятие горы Вэйхушань", "Шацзябан" и др.; в драматич. театре
- "Порт" и др.


В 50-е гг. в К. было создано Пекинское
хореографич. уч-ще, при к-ром работали курсы балетмейстеров. Руководили
курсами сов. педагоги В. И. Цаплин и П. А. Гусев. С '1959 при уч-ще функционировала
экспериментальная труппа, в репертуаре к-рой были "Лебединое озеро" П.
И. Чайковского, "Корсар" (1959) и"Жнзель" (1960) А. Адана,
"Бахчисарайский фонтан" Б. В. Асафьева (1962) и др. В 1963 было
образовано хореографическое училище в Шанхае. В репертуаре балетной труппы
Центрального театра оперы и балета (открыт в 1953) спектакли "Белая
Змейка", "Волшебный фонарь" и др. В 60-е гг. создан балет на современную
тему - "Красный женский батальон".


До событий "культурной революции"
существовал Союз хореографов. В кон. 60-х гг. создана Рабоче-крестьянская
солдатская балетная труппа. Балетное иск-во К. сочетает приёмы европейского
балета с элементами китайского национального танца.


Илл. см. на вклейке, табл. XXII (стр.
240-241).


Лит.: Васильев В. А., Китайский
театр, в кн.: Восточный театр, Л., 1929; Меньшиков Л. Н., Реформа китайской
классической драмы, М., 1959; Мэй Ланьфан, Сорок лет на сцене, [пер. с
кит.], М., 1963; Серова С., Пекинская музыкальная драма, М., 1970; Гай
да И. В.,


Китайский традиционный театр сицюй,
М., 1971; Arlington L. A., The Chinese drama from the earliest times untiel
today. Shanghai, 1930; Z u n в С., Secrets of the Chinese drama,
N. Y., 1964; Чжоу И-бай, Чжунго сицзюйши чанбянь (Большая история китайского
театра), Пекин, 1960. С. А. Серова.


Цирк. О многовековой истории кит.
цирка свидетельствуют памятники с изображением различных цирковых упражнений.
В кит. цирке преобладают партерные жанры (т. е. акробатика, гимнастика,
эквилибристика, жонглирование, иллюзионное иск-во), для него характерно
трюковое многообразие, виртуозность исполнителей. Особый интерес представляют
специфич. трюковые комбинации и номера: кит. игры, кит. ремни, кит. стол,
эквилибр на мачте, прыжки через обручи, утыканные острыми ножами, и др.
Для кит. цирка характерна связь с нац. театром (актёры к-рого владеют различными
видами искусств, включая и цирковое). Стационарные цирки появились в К.
впервые в сер. 20 в. (Чунцинский цирк). Существует ряд передвижных цирковых
коллективов, крупнейший - Чунцинский цирковой ансамбль, а также стационарный
цирк в Шанхае.


Лит,: Шираи А., Китайский
цирк, "Советский цирк", 1959, Jvjb 10; Левин А л., Цирк в древнем Китае,
там же. А. Я. Шнеер.


XVII. Кино Произ-во художеств, (игровых)
фильмов началось в 1913, но кинематография К. находилась в руках иностранцев.
Только в 1917 вышел фильм, поставленный кит. фирмой. С 20-х гг. на киностудиях
начали работать представители прогрессивной интеллигенции. Фильмы этого
периода затрагивали значит, обществ, проблемы, пробуждали чувства патриотизма,
звали на борьбу с япон. агрессией. Появились талантливые актёры: Юань Лин-юй,
ЦзиньЯнь, Юань Му-чжи. Фильм "Песня рыбака" (1935, реж. Цай Чу-шэн) получил
междунар. признание. В период войны с Японией (1937-45) выпуск фильмов
резко сократился. На оккупиров. терр. работала прояпонская кинофирма "Май
Эй", фильмы к-рой пропагандировали милитаристскую политику Японии. После
1945 на экранах гоминьдановского К. демонстрировались преим. кинокартины
Голливуда (США, 90%проката). Выходили и отд. кит. фильмы прогрессивного
содержания:"Весенние воды текут на восток" (реж. Цай Чу-шэн и Чжэн Цзюнь-ли),
"Дорога в 8 тысяч ли, луна и облака" (реж. Ши Дун-шань) (оба в 1947), "Надежда
в людях" (19-9, реж. Шэнь Фу) и др. В 1949 вышел первый на освобождённой
территории художеств, фильм "Мост" (реж. Ван Бинь) о героин, труде кит.
рабочих. Кинематографисты стремились сочетать традиции прогрессивного демократического
киноискусства 30-х гг. с опытом революц. кино Яньаня, где с 1938 работала
группа документалистов во главе с реж. Юань Му-чжи, снимавших фильмы о
боях и о жизни в освобождённых р-нах. После провозглашения КНР (1949) началась
национализация кинопредприятий. Среди кинокартин 50-х гг.: "Дочери Китая"
(реж. Лин Цзыфэн и Чжай Цян), "Стальной солдат" (реж. Чэнь Инь), "Седая
девушка" (реж. Ван Бинь и Чжан Шуй-хуа), "Моление о счастье" (реж.
Сан Ху, по новелле Лу Синя), "Дочь партии" (реж. Линь Нун), "Новая история
старого солдата" (реж. Шэнь Фу), "Чжао И-мань" (реж. Ша Мэн), "Во
имя мира" (реж. Хуан Цзолинь), "Лавка Линя" (реж. Чжан Шуйхуа, по
повести Мао Дуня), "Лян Шаньбо и Чжу Ин-тай" (реж. Сан Ху).
Ставились фильмы совм. с СССР. В 1950 в Пекине был создан ин-т кинематографии,
готовивший режиссёров, актёров и технич. специалистов. В 1956-57 было выпущено
78 кинокартин. В 1959 имелось 33 киностудии, из к-рых 11 было оборудовано
для выпуска художеств, фильмов. Осн. кинематографич, центры страны - Пекин,
Шанхай, Чанчунь. После начавшегося в 1958 "большого скачка" были сняты
помпезные документальные киноленты об "успехах", но вскоре фильмы на совр.
темы в связи с резким ухудшением экономического положения страны перестали
выпускаться. С 1960 значит, место в кинопродукции заняли историко-революц.
фильмы и экранизации нац. лит.-театр, классики: "Февраль - ранняя весна"
(реж. Се Те-ли), "Сестры по сцене" (реж. Се Цзинь), "Волны
южного моря" (реж. Цай Чу-шэн), "Обида Доу Э" (реж. Чжан Синь-ши,
по пьесе Гуань Хань-щша), "Сон в красном тереме" (реж. Цэнь Фань)
и
др. С 1961 резко сократилась и постепенно прекратилась полностью демонстрация
сов. фильмов в кинотеатрах.


С началом "культурной революции"
в сер. 60-х гг. художеств, фильмы не ставились; снимались и демонстрировались
лишь документальные фильмы, киножурнал "Новости" (нерегулярно),
поев. гл. обр. официальным праздникам, приёмам и т. п.


После 1969 появляются отд. кинофильмы
(в 1971-5) и телефильмы, в основе к-рых "образцовые" балеты и оперы
(кинолента по балету "Красный женский батальон", 1970, была показана в
1971 на Междунар. кинофестивале в Венеции, во время кинонедели в Вене,
по телевидению в США, и др.). С 1971 производство документальных
фильмов по сравнению со 2-й пол. 60-х гг. увеличилось. В1971-72 выпущены
муз. кинокартины "Шацзябан" (исполняется симф. музыка), "Хуанхэ"
(фп. концерт), "Красный фонарь" (арии из одноим. муз. драмы в сопровождении
фортепьяно). Из игровых фильмов 1-й пол. 60-х гг. демонстрируется "Подземная
война" (1965), иллюстрирующий идеи Мао Цзэ-дуна о "народной войне". В кинопрокат
изредка поступают художественные фильмы Албании, КНДР, ДРВ.


Илл. см. на вклейке, табл. XXII (стр.
240-241). А. Н. Желоховцев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я