КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ , славянские
просветители, создатели слав, азбуки, проповедники христианства, первые
переводчики богослужебных книг с греч. на слав. язык. Кирилл (до принятия
монашества в нач. 869- Константин) (ок. 827-14.2.869) и его старший брат
Мефодий (ок. 815-6.4.885) родились в г. Фессалоники (Солунь) в семье военачальника.
Кирилл получил образование при дворе византийского императора Михаила III
в Константинополе, где одним из его учителей был Фотий. Хорошо знал
слав., греч., лат., евр. и араб. языки. Отказавшись от предложенной ему
императором адм. карьеры, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал
философию (получил прозвище "Философ"). В 40-х гг. успешно участвовал в
диспутах с иконоборцами (см. Иконоборчество); в 50-х гг. был в Сирии,
где одержал победу в богословских спорах с мусульманами. Ок. 860 совершил
дипломатич. поездку к хазарам.


Мефодий рано поступил на воен. службу.
10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Затем удалился
в монастырь. В 60-х гг., отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом
монастыря Полихрон на азиат, берегу Мраморного м.


В 863 К. и М. были направлены византийским
императором в Моравию в целях проповеди христианства на слав, языке и оказания
помощи моравскому кн. Ростиславу в борьбе против немецких феодалов. Перед
отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевёл с
греч. на славянский языкнеск. богослужебных книг (избранные чтения из Евангелия,
апостольские послания, псалтырь и др.). В науке нет единого мнения по вопросу
о том, какую азбуку создал Кирилл - глаголицу или кириллицу (большинство
учёных считают, что глаголицу). Проповедь братьев на понятном моравскому
населению слав, языке заложила основу нац. церкви, но вызвала недовольство
нем. католич. духовенства. К. и М. были обвинены в ереси. В 866 (или 867)
К. и М. по вызову рим. папы Николая I направились в Рим, по дороге побывали
в Блатенском княжестве (Паннония), где также распространяли слав, грамоту
и слав, богослужебный обряд. Папа Адриан II в спец. послании разрешил им
распространение слав, книг и слав, богослужения. После приезда в Рим Кирилл
тяжело заболел и умер. Мефодий был посвящён в сан архиепископа Моравии
и Паннонии и в 870 возвратился из Рима в Паннонию. Нем. духовенство, стремившееся
расправиться с Мефодием, путём интриг добилось его заключения в темницу;
после освобождения из тюрьмы Мефодий продолжал свою деятельность в .Моравии.
В 882-884 жил в Византии. В сер. 884 Мефодий вернулся в Моравию и занимался
переводом Библии на слав. язык.


Своей деятельностью К. и М. заложили
основу слав, письменности и лит-ры. Эта деятельность была продолжена в
южнославянских странах учениками К. и М., изгнанными из Моравии в 886.


Лит.: Лавров П. А., Материалы
по истории возникновения древнейшей славянской письменности, Л., 1930;
Ильинский Г. А., Опыт систематической кирило-мефодьевской библиографии,
София, 1934; Попруженко М. Г., Романски С., Кирило-матодиевска библиография
за 1934-1940 годы, София, 1942; Грацианский Н., Деятельность Константина
и Мефодия в Великоморавском княжестве, "Вопросы истории", 1945, № 1; Ч
е рн ы х П. Я., К истории вопроса о "русских письменах" в житии Константина
Философа, "Уч. зап. Ярославского гос. ун-та", 1947, в. 9 (19); Теодоров-Балан
А., Кирил и Методи, в. 1 - 2, София, 1920 - 34; Георгиев Е., Кирил и Методий,
основоположници на славянските литератури, София, 1956; его же, Кирил и
Методий. Истината за създателите на българската и славянска писменост,
София, 1969; К у ев К. М., Към въпроса за началото на славянската писменост,
"Годишник на Софийски университет", 1960, т. 54, кн.1. его же, Отново за
годината, когато е била съставена славянската азбука, "Исторически преглед",
София, 1960, кн. 3; КонстантинКирил философ. Юбилеен сборник по случай
1100 - годишнината от смъртта му, София, 1969. С. А. Никитин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я