Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > КИРГИЗСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

КИРГИЗСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

КИРГИЗСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

XV. Архитектура и изобразительное
искусство



Древнейшие памятники иск-ва на терр.
К. восходят к эпохе неолита (изображе ния животных в пещере Ак-Чункур).
К эпохе бронзы относятся лепная керамика с наколотым или штампованным геом.
орнаментом (на юге К., в Чуйской, Таласской и Кетмень-Тюбинской долинах)
и
часть наскальных изображений животных, сцен пахоты и охоты (в урочище Саймалы-Таш
в р-не Ферганского хр.). Укрепл. валами и башнями оседлые

поселения с глинобитными и сырцовыми
постройками открыты на Ю. (Шурабашат, 4-1 вв. до н. э.) и С.-З.
(долина р. Чаткал). К кон. 1-го тыс. до н. э. относятся найденные
на Ю. и Ю.-З. К. крашеная и расписная керамика, украшения из золота и бронзы,
а также выразительные наскальные росписи (силуэтные изображения лошадей
в Араване, сцены культовых плясок в Саймалы-Таш). В сев. р-нах К.
и Тянь-Шане у кочевников саков (7-3 вв. до н. э.) и усуней (2 в.
до н.э.- 5 в. н. э.) бронз, литые фигурки яков, козлов, львов,
барсов украшали жертвенные столы, светильники, котлы (находки на берегу
оз. Иссык-Куль), металлич. части конского убора.


Бронзовый светильник с фигурками
животных. 7-3 вв. до н. э.


До монг.-тат. завоевания на терр.
К. параллельно развивалась культура оседлого и кочевого населения. В 5-10
вв. строились крепости и замки феодалов, города, состоящие из цитадели,
"шахристана" (собственно города, обнесённого стенами) и укреплённого
ремесл. пригорода (на Ю.- гг. Узген, Ош и др.; в долине р. Чаткал - Кюльбесхан
и др.), возникли колонии согдийцев (в долинах pp. Талас и Чу).
Постройки возводились из "пахсы" (битой глины) и сырцового кирпича,
со сводчатыми сырцовыми или плоскими дерев, перекрытиями. Памятники архитектуры,
скульптуры,
живописи и декоративно-прикладного иск-ва (ажурные бронз, золочёные бляхи
с изображениями Будды и буддийских божеств) 5Ювв. найдены на городище
Ак-Бешим.На
Тянь-Шане обнаружены остатки ставок тюрк, ханов - обнесённые пахсовыми
стенами с башнями, прямоугольные в плане территории (почти без застройки),
к-рые служили укрытием кочевникам во время войны(Кошой-Курган и др.).
Сооружались укрепл.
караван-сараи с "гофрированными" стенами (Чалдывар
на р. Манакельды). На Краснореченском городище (раскопан согдийский
замок 4-5 вв.) найдена огромная (св. 12 м)
статуя Будды из
литой глины, с тонко проработанной драпировкой и многоцветной раскраской.
В К. обнаружено также много намогильных кам. изваяний людей с грубо моделиров.
фигурами и лицами. У оседлого населения были распространены керамич. посуда
с ангобом, скупо украшенная крупным узором (жгуты, треугольники, зигзаги),
глиняные схематич. фигурки животных и людей (находки из Сокулука),
оссуарии с резным орнаментом (иногда с изображением человека). Встречаются
и тонко моделиров. скульпт. изображения, напр, форма-штамп с изображением
головы "царя" (из Сокулука). У кочевников (тюрк, племена) распространены
металлич. пряжки, накладки на конскую сбрую, подвески-медальоны с геом.
или растит, орнаментом, тонко переплетённым,
включающим изображения
оленей, барсов, козлов (находки из Ак-Бешима, Сокулука, Кочкорской долины
и др.).


В период мусульм. гос-ва Караханидов
(сер. 10-12 вв.) строились монументальные культовые здания: мечети,
минареты (минареты 11 в. на городище Бурана и в Узгене), мавзолеи
(портально-купольные; группа из 3 мавзолеев в Узгене, 11 -12 вв.).
Архит. декор этого времени - узорная кладка кирпича, резьба по ганчу и
терракоте (геом. узоры, надписи, растит, мотивы). В декоративноприкладном
иск-ве осн. место занимала керамика: неглазуров. сосуды со штампов., резным
или лепным орнаментом, поливные - с подглазурной росписью тёмно-коричневым
или оливково-зелёным по белому фону и гравировкой (ленточные плетёнки,
розетки,
надписи;
иногда фигурки фазана, медведя, лягушки и пр.).


В результате монг.-тат. завоевания
(1-я четв. 13 в.) города пришли в упадок. В 13-20 вв. из монументальных
построек сооружались гл. обр. мавзолеи (Манаса мавзолей, 14 в.)
и
караван-сараи (ТашРабат на р. Каракоюм, 15 в..).


После вхождения К. в состав России
(1860-70-е гг.) стали развиваться города; были составлены проекты
планировки Пишпека (ныне г.Фрунзе), Каракола (ныне Пржевальск),
Токмака;
в основу была положена прямоуг. планировка с разбивкой на мелкие кварталы,
к-рые застраивались 1-этажными глинобитными или сырцовыми домами. В декоративно-прикладном
иск-ве этого времени большое место занимало ковроделие: изготовлялись войлочные
ковры-"ширдаки" с различной техникой выполнения узора (мозаичный, аппликационный
и вкатанный), ворсовые ковры и ковровые подвесные полки для
юрт. Вышивкой украшались настенные панно из бархата или сукна ("тушкийизы"),
сумки для посуды, предметы одежды, попоны. Плелись узорные циновки из травы
чий. Ювелирные украшения (накладки на сёдла и сбрую, браслеты, кольца,
серьги, фибулы, накосники и пр.) делались из серебра и покрывались
гравиров. узором, насечкой, штамповкой, чернением. Для декоративно-прикладного
иск-ва К. характерны лаконизм орнамента, уравновешенность композиции, чёткий
ритм, яркая красочность (красный, синий, оранжевый, коричневый и белый
цвета). В узорах преобладают крупные округлые формы и мотив "рога
барана".


Декоративно-прикладное искусство
Киргизии. 1. Форма-штамп с изображением головы "царя". 6-8 вв. Найдена
на городище Сокулук. 2. Бронзовая бляха из буддийского храма в Ак-Бешиме.
Кон. 7 -нач. 8 вв. 3. Фрагмент расписного керамического блюда.
11 - 12 вв.


В сов. время возводятся хорошо распланированные,
благоустроенные, озеленённые города и посёлки, совр. жилые дома, обществ,
и пром. сооружения. Ряд зданий 2-й пол. 20-х - нач. 30-х гг. выстроен в
духе совр. архитектуры. С сер. 30-х гг. в архитектуре используются формы
классич. зодчества: колоннады, портики, большие арочные проёмы и др. С
кон. 30-хгг. в архит. декоре широко применялся нац. орнамент (Летний театр
в парке им. И. В. Панфилова во Фрунзе, 1940, арх. Г.А.Градов). Некритич.
использование классич. и нац. наследия приводило подчас к эклектике. С
кон. 40-х гг. были разработаны ген. планы мн. городов К. (ген. план г.
Фрунзе, 1948-58, с учётом рельефа местности, условий водоснабжения и проветривания,
предусматривающий чёткое функциональное зонирование жилых и производств,
р-нов). С кон. 50-х гг. строятся здания с применением сборного железобетона
и стекла (здания АН Кирг. ССР, 1960-е гг., и Театра рус. драмы им. Н. К.
Крупской, 1971, во Фрунзе). Ведётся курортное стр-во (на оз. Иссык-Куль
создаётся крупный курортный р-н). Разрабатываются ген. планы городов
(новый ген. план Фрунзе,1971, арх. В. И. Ненароков, В. П. Шерстнёв),
совхозов и колхозных посёлков (ЧекКимень, арх. М. В. Климов). Возводятся
ирригац. сооружения (Ортотокойское водохранилище с плотиной, 1963, инж.
В. А. Васильев). С нач. 1960-х гг. строятся первые микрорайоны в
г. Фрунзе, а позднее в Оше и др. городах. Работают архитекторы Е. Г. Писарской,
В. Е. Нусов, Г. П. Кутателадзе, В. В. Лызенко, Л. Г. Куцемелов и др.


В становлении изобразит, иск-ва сов.
К. большую роль сыграли рус. живописцы В. В. Образцов и С. А. Чуйков и
приехавшие сюда в 30-е гг. живописцы И. П. Гальченко, А. И. Игнатьев, скульптор
О. М. Мануйлова. В 30-е гг. начал работать один из основателей кирг. нац.
школы живописи Г. Айтиев. В 1935 во Фрунзе открылась художественная студия
(с 1939 - Художественное уч-ще). Осн. развитие в 30-е гг. получила
живопись, преим. пейзажная с элементами жанра и портретная (Чуйков, Айтиев,
С. Акылбеков и др.). В кон. 30-х гг. в К. начали работать графики
Л. А. Ильина, А. Н. Михалёв, А. А. Сгибнев. В годы Великой Отечеств, войны
развивалась агитац. и сатирич. графика (плакат, карикатура), создавались
произв. скульптуры и живописи, посвящённые героям войны (пам. И. В. Панфилову
во Фрунзе, 1942, А. А. и О. М. Мануйловы). В живописи 50-х гг. продолжали
развиваться портрет и пейзаж (Айтиев, Д. Кожахметов, Акылбеков);
характерно стремление показать человека в неразрывном единстве с окружающим
пейзажем. Возрос интерес к тематич. картине, к образу нового, свободного
человека труда (Л. Ф. Деймант, Ф. М. Стукошин и др.). В кон. 50-60-х
гг. творч. отряд художников К. пополнился М. Оморкуловым, А. Усубалиевым,
С. Ишеновым, Д. Джумабаевым, А. Семеновым, Е. Г. Кузовкиным, 3. Хабибулиным,
М. Сыдыкбаевым и др. В 60-е гг. интенсивнее, чем прежде, развивалась скульптура,
начали работать скульпторы-киргизы со спец. образованием (Т. Садыков, А.
Мухутдинов). Созданы значит, произв. монументально-декоративного
иск-ва (рельефы на Мемориальном музее М. В. Фрунзе в г. Фрунзе, 1967, худ.
А. Ф. Воронин, А. Н. Каменский, С. Бакашов). В театре успешно работают
худ. А. В. Арефьев, А. Молдахматов и др.


Богатые традиции кирг. декоративноприкладного
иск-ва продолжают развиваться в ковроделии, вышивке, изделиях из кожи,
в текст, и керамич. пром-сти.


Архитекторов готовит Политехнич.
ин-т (Фрунзе). В 1941 был основан Союз архитекторов Кирг. ССР, в
1958 - Союз художников Кирг. ССР (оргкомитет создан в 1933).


Илл. см. на вклейках - к стр. 168-169
и табл. XIV, XV (стр. 176-177).


Лит.: Лазаренко П. И., Архитектура
Киргизской ССР, в кн.: Архитектура республик Средней Азии, М., 1951; Изобразительное
искусство Киргизской ССР. [Альбом, текст С. Б. Волосович], М., 1957; Иванов
С. В., М а х о в а Е. И., Декоративно-прикладное искусство киргизского
народа, М., 1960; Кожемяко П. Н., Винник Д. Ф,, Археологические исследования
на территории Киргизии, "Вестник АН СССР", 1962, № 7; Ну со в В. Е., Памятники
архитектуры Киргизстана, Фр., 1963; Черкасова Н., Путь в сорок лет, "Творчество",
1967, № 7; Попова О., Молодые монументалисты Киргизии, "Творчество", 1969,
№ 9; Н усо в В. Е., Архитектура Киргизии с древнейших времён до наших дней,
Фр., 1971. А. М. Прибыткова,
В. В. Курбатов, М. Н. Халаминская.



XVI. Музыка


До Окт. революции кирг. музыка существовала
лишь в устной нар. традиции. Хорового многоголосия и ансамблевой игры на
инструментах киргизы в дореволюц. время не знали. Вок. музыка была представлена
одноголосной песней. В основе нар. музыки 7-ступенные диатонич. лады (звукоряды
натурального и миксолидийского мажора, натурального и дорийского, реже
- фригийского минора). Метрика очень разнообразна, весьма часты
чередования сложных тактов. Мелодии нар. песен широкие, распевные; в эпич.
и обрядовых песнях - речитативные. Среди жанров песен: обрядовые ("кошок"
- песни-причеты и "жарамазан" - песни-колядки), трудовые ("бекбекей"
- ночная песня женщин, караулящих овечьи стада, "шырылдан" - песня табунщиков,
"оп-майда" - песня погонщика во время молотьбы), лирические ("кюйген",
"секетбай", "секет" - общее назв. песен любовного содержания, "арман" -
песни жалобы, тоски, горя), колыбельные ("бешик ыры"), игровые
("селькинчек" - "качели"), шуточные песни-состязания ("кайым-айтышуу"),
песни для детей ("балдар ыры"). В инструм. музыке распространён
жанр кюу - большая пьеса, носящая программный характер. Нар. инструменты:
комуз (3-струнный щипковый), кыл кыяк (2-струнный смычковый),
жыгач ооз комуз (деревянный)
и темир комуз (железный) - типы варгана, чоор (пастушеская свирель),
сурнай (типа гобоя); медный духовой - керней, добулбас или доол
(тип литавры).


Носители кирг. нар. муз. культуры
- акыны, инструменталисты - комузчи, кыякчи и др. Среди крупнейших
акынов - Токтогул Сатылганов, К. Акиев, А. Усенбаев, О. Болобалаев, Атай
Огонбаев; нар. певцов - А. Темиров, М. Баетов; нар. инструменталистов -
Мураталы Куренкеев, К. Орозов, И. Туманов, Ч. Иманкулов, С. Бекмуратов,
Ш. Шеркулов; нар. композиторов-мелодистов - Дж. Шералиев, Б. Эгинчиев.
Кирг. муз. фольклор записывается с 1925. Опубликованы сборники А. В. Затаевича
и В. С. Виноградова.


После Окт. революции расцвело творчество
акынов и музыкантов. Появились произв. проф. кирг. музыки. В их создании
принимали участие рус. сов. композиторы, нар. артисты Кирг. ССР В. А. Власов,
В. Г. Фере, М. Р. Раухвергер. В 1930-х гг. создают произв. кирг. композиторы-профессионалы
А. Малдыбаев, М. Абдраев, А. Тулеев, А. Аманбаев. Возникли опера, балет,
симфония. Становлению оперы предшествовало создание муз. драм: "Алтын кыз"
("Золотая девушка") Власова и Фере (пост. 1937, Кирг. муз.-драм,
театр), "Аджал ордуна" ("Не смерть, а жизнь") Власова, Малдыбаева
и Фере (пост. 1938, там же). По мотивам нар. эпоса "Манас" написана
первая кирг. опера-"Айчурек" ("Лунная красавица") Власова, Малдыбаева
и Фере, пост, в 1939. В кирг. операх и муз. драмах получила воплощение
разнообразная тематика: борьбе за свободу и независимость посвящены муз.
драма "Аджал ордуна", оперы "Токтогул" (пост. 1958), "Манас" (пост.
1946) Власова, Малдыбаева и Фере, "Ак шумкар" ("Белый сокол")
С.
Н. Ряузова (пост. 1957); Великой Отечеств, войне 1941-45 посвящены
оперы "Патриоты" Власова, Малдыбаева и Фере (пост. 1941) и "Сердце
матери" С. Л. Германова (пост. 1965); раскрепощению женщины - "Айдар
и Айша" А. Аманбаева и Германова (пост. 1952), "Джамиля" Раухвергера
(пост. 1961); колхозному строительству - "На берегах Иссык-Куля" Власова,
Малдыбаева и Фере (пост. 1951), "Молодые сердца" Абдраева (пост. 1953).
Лирич. эпос отражён в опере "Олджобай и Кишимджан" Абдраева (пост. 1965).
Возникают произв. в области балетного жанра (см. раздел Танец. Балет) и
муз. комедии на совр. темы -"Ким-кантти" ("Кто что сделал") Абдраева,
Малдыбаева, Аманбаева, А. Тулеева (пост. 1943), "Холостяки" Аманбаева
(пост. 1960), "Осторожно, невеста!" Н. Давлесова (пост. 1971).


Симф. произведения на кирг. фольклорной
основе появились в 40-50 х гг. (симфонии Н. П. Ракова, Фере, симф. поэмы
Власова). Несколько позднее выступили кирг. композиторы: Тулеев
- автор симфонии (1961) и "Героической поэмы" (1954), Т.
Эрматов, а также А. Джаныбеков, Абдраев, Аманбаев. Развитие получил кантатно-ораториальный
жанр. Совр. тематике посвящены вок.-симф. поэмы "Великая заря" (1967),
"Ленинский Киргизстан" (1970) Абдраева, кантата "Цвети, Киргизстан"
К. Молдобасанова (1967), оратория "Сын киргиза" Абдраева и Малдыбаева
(1967) и др. Созданы камерно-инструментальные произв.,
массовые песни, романсы, хоры и др.


За годы Сов. власти выросли муз.исполнительские
силы: певцы - нар. артисты СССР С. Киизбаева, А. Малдыбаев, А. Мырзабаев,
нар. артисты Кирг. ССР К. Чодронов, М. Мустаева, М. Махмутова, А. Джумабаев,
И. Деркембаева, С. Токтоналиев; дирижёры нар. арт. Кирг. ССР А. Джумахматов,
К. Молдобасанов, Н. Давлесов; реж. нар. артисты Кирг. ССР А. Куттубаев,
В. Я. Васильев. В К. работали (1972) Театр оперы и балета (1942),
филармония (1936), Большой симф. оркестр Кирг. радио и телевидения
(1970), Ин-т иск-в (1967), муз. уч-ща в гг. Фрунзе и Ош,
48 детских муз. школ, Дом нар. творчества. В 1939 создан Союз композиторов
Кирг. ССР. Лит.: Затаевич А. В., 250 киргизских инструментальных
пьес и напевов, М., 1934; Виноградов В. С., Киргизская народная музыка,
Фр., 1958; его же, Музыкальное наследие Токтогула, М., 1961; его же, Мураталы
Куренкеев, Фр., 1962; Алагушов Б., Кыргыз комуз чулары жана комуз куулору,
Фр., 1961; его же, Кыргыз композиторлору, Фр., 1964; его же, Таншы, комуз!,
Фр., 1968; А б д р аев М. и Алагушов Б., Октябрдын нуру менен, Фр.,
1966; История киргизского искусства. Краткий очерк, Фр., 1971. Б. Алагушов,
А. С. Каплан.



XVII. Танец. Балет


Наличие у киргизов в далёком прошлом
элементов нар. танца подтверждают муз. наигрыши и напевы, обладающие характерной
для танца ритмич. стройностью. Симметрия линий нац. орнамента, близкого
к пластике танца, упоминание о танцах в эпосе "Манас", многочисл. словарные
обозначения (бий - танец, бий ле е - танцевать, бийчи - танцовщик, эл бийлери
- нар. танцы) - свидетельства существования танца в прошлом. Развитию
иск-ва танца мешал кочевой образ жизни народа. К тому же танец считался
занятием недостойным. Однако, несмотря на сложность историч. развития,
танц. культура исподволь хранилась в народе, она связана с обрядами, играми,
пантомимой, обладавшими ритмич. организованностью. В них отразились трудовые
процессы, условия жизни и быта народа. В танцах, созданных в сов. время,
проявляются врождённая грация и энергичный темперамент киргизов. Женский
танец - плавный, для него характерны гибкость движений, гордая осанка;
мужской танец отличается лихостью, свойственной джигитам. Эти особенности
мужских и женских партий находят проявление как в коллективных, так и в
сольных танцах. Танц. рисунок <и парных, <и женских танцев
пластичен, мягок. Наиболее популярный нар. танец"Кийиз", передающий процесс
изготовления нац. ковра, впервые был показан в муз. драме "Алтын кыз" В.
А. Власова и В. Г. Фере (1937) в пост. Н. С. Холфина. Известны также
"Танец на пастбище" (1939), "Бешыргай" (1952), "Танец джигитов"
(1954), "Сбор мака" (1955), "Комузчу" (1958), "Акбилек"
(1966) <и др. В 1938 при филармонии создан первый танц. ансамбль,
в 1957проф. коллектив; в 1966 вновь организован ансамбль нар. танца (худ.
рук. засл. деятель иск-в Кирг. ССР Н. Тугелов, балетмейстер засл. деят.
иск-в Кирг. ССР С. Кабеков).


Проф. балетное иск-во получило развитие
с созданием нац. муз. театра. В первых спектаклях муз. театра "Алтын кыз"
Власова и Фере (1937), "Аджал ордуна"
Власова, А. Малдыбаева и Фере (1938) имелись танцевальные сцены,
в к-рых участвовала балетная группа, сформированная в 1937 Холфиным. В
1934, 1936, 1937 на учёбу в Ленингр. хореографич. уч-ще были отправлены
одарённые дети. В 1938 при театре уже была своя труппа из 70 танцовщиков,
воспитанников самодеятельных коллективов. В 1939 эта труппа исполняла танцевальные
сцены в опере "Айчурек" Власова, Малдыбаева и Фере. Рождению нац. кирг.
балета предшествовало освоение классики ("Соперницы" П. Гертеля, 1939,
"Коппелия" Л. Делиба, 1940). В 1940 поставлен первый нац. лирико-романтич.
балет "Анар" Власова и Фере, к-рый имел три редакции (2-я - 1950, 3-я -
1957), в 1943 - одноактный балет "Селькинчек" Власова и Фере и в
1944 - наиболее значит, балет-сказка "Чолпон" М. Р. Раухвергера, имевший
также три редакции (2-я - 1953, 3-я - 1958). В 1958 оба балета были
показаны в Москве на декаде кирг. иск-ва и лит-ры. Теме борьбы за утверждение
Сов. власти в К. поев, балет "Весна в Ала-Тоо" Власова и Фере (1955);
эпизоды из жизни популярного нар. комика Куйручука - тема одноим. балета
К. Молдобасанова и Г. Г. Окунева (1960); проблемы морали и долга
сов. человека лежат в основе балета "Асель" Власова (1967), созданного
по мотивам повести Ч. Айтматова "Тополёк мой в красной косынке"; памяти
Героя Сов. Союза Ч. Тулебердиева поев, балет "Бессмертие" Ч. Нурымова (1972).
В репертуаре кирг. балетного театра многочисл. постановки советской, рус.
и зарубежной классики - балеты П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, А. Адана,
Б. В. Асафьева, Р. М. Глиэра, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Минкуса
и др.


В числе ведущих артистов балета (1971):
нар. арт. СССР Б. Бейшеналиева, нар. артисты Кирг. ССР У. Сарбагишев, Р.
Чокоева, засл. артисты Кирг. ССР Б. Алимбаев, С. Джокобаева, Б. В. Суслов,
А. Токомбаева и др.; балетмейстеров: засл. деятели иск-в Кирг. ССР Н. Тугелов,
<Э.
Мадемилова,
нар. арт. Кирг. ССР У. Сарбагишев и др.


С 1943 в К. работает Гос. муз.-хореографич.
уч-ще им. М. Куренкеева.


Лит.: Холфин Н. С., Танец,
в кн.? Искусство Советской Киргизии, М.- Л., 1939; Киргизские танцы, Фр.,
в. 1 - 3, 1959-66; Б р у д н ы и Д., Киргизский балетный театр, [Фр., 1968];
АбакировА., Комаров А., Симфония гор, Фр., 1969; История киргизского искусства.
Краткий очерк, Фр., 1971; УразгельдиевР. X., Бибисара Бейшеналиева, Фр.,
1972. Д. Л. Брудный.


XVIII. Драматический театрИстоки
нац. драматич. театра К.в нар. формах иск-ва, бытовавших на протяжении
веков. Обряды и нар. игры, состязания акынов (айтышуу), выступления
сказочников (джомокчу), манасчи (сказителей эпоса "Манас"),
комузистов, куудулов (нар. комиков)
содержали ярко выраженные театр,
элементы - диалог и сатирич. сценки, жест и мимику, отличались пластичностью,
сопровождались игрой на нац. инструментах.


Стремление народа к художеств, творчеству
получило развитие после Великой Окт. социалистич. революции. В нач. 20-х
гг. устраивались первые самодеятельные театр, представления на кирг. яз.
в с. Чолпон, Караколе (ныне Пржевальск), Нарынском у.; спектакли
ставил театр, кружок пед. техникума в Пишпеке (ныне Фрунзе). Возникновению
проф. кирг. театра предшествовала деятельность организованной в 1926 муз.драматич.
студии (под рук. Н. Н. Еленина), в к-рой сформировалось иск-во первых
кирг. актёров (К. Айбашева, А. Боталиев, К. Ешимбеков, А. Куттубаев, Ш.
Тюменбаев и др.). Здесь ставились первые произв. нац. драматургии
- "Горемычная Какей" М. Токобаева, "Карачач", "Алым и Мария" К. Джантошева.
В 1930 студия была преобразована в проф. драматич. театр, в репертуар к-рого
вошли пьесы Дж. Турусбекова, Р. Шукурбекова, А. Куттубаева. Но осн. место
в иск-ве первого кирг. театра заняла муз. драма; с 1936 он стал называться
муз.-драматич. и в дальнейшем был преобразован в Кирг. театр оперы и балета.
Драматич. спектакли на кирг. яз. ставились на сцене Театра юного зрителя
(осн. в 1936, работал до 1941). Труппа театра была сформирована
из актёров муз.-драматич. театра (О. Сарбагишев, Г. Орозбаева и др.)
и
участников художеств, самодеятельности (С. Джаманов, Д. Куюкова, Б. Кыдыкеева
и др.). Репертуар состоял из пьес Джантошева, К. Маликова, К. Эшмамбетова.
В 1941 во Фрунзе создана труппа Киргизского драматического театра. Начавшаяся
Великая Отечеств, война определила героико-патриотич. характер спектаклей
"Клятва" А. Токомбаева, "Месть" Шукурбекова, "Курманбек" Джантошева, "Джаныл"
Куттубаева и Маликова и др. Во 2-й пол. 40-х гг. и в 1-й пол. 50-х гг.
театр осуществил ряд значит, постановок на совр. сюжеты: "Песчаный косогор"
(1947), "Узкое ущелье" (1953), "Дочь Атабека" (1955) Т.
Абдумомунова, "Мой аил" Шукурбекова (1948), "Мы не те, что были"
Маликова и Куттубаева (1951). В 60-е гг. созданы новые спектакли,
поев, жизни кирг. народа: "Судьба отца" Б. Джакиева (1960), "Кычан"
(1961) Ш. Бейшеналиева, "Совесть не прощает" ("Обжалованию не подлежит",
1964), "Кто смеётся последним" (1969) Абдумомунова, "Новая
невестка" ("Московская сноха", 1967) М. Тойбаева, "Четыре человека"
М. Байджиева (1968), инсценировки произв. Ч. Айтматова- "Лицом к
лицу" (1961), "Материнское поле" (1964) и др. В репертуаре
театра мн. пьесы нац. драматургов на революц. тему, рус. и зарубежная классика.
Среди лучших спектаклей др. театров республики: "Могучая волна" по Ш. Рашидову,
"Дочь Ганга" по Р. Тагору, "Именем революции" М. Ф. Шатрова, "Алчность"
А. Абдугафурова - в Ошском обл. узб. муз.-драматич. театре им. С. М. Кирова
(осн. в 1929); "Тополёк мой в красной косынке" по Айтматову, "Курманбек"
Джантошева, "Цветы полевые" Тойбаева, "Не смерть, а жизнь" Дж. Турусбекова,
"Осторожно, невеста!" Н. Давлесова и Н. Байтемирова, "Оптимистическая трагедия"
В. В. Вишневского - в Т янь-Шанском муз.-драматич. театре в г. Нарыне (осн.
в 1958). В республике работают 6 театров (1973), ставящих
драматич. спектакли,- Кирг. драм, театр, Респ. театр рус. драмы им. Н.
К. Крупской (осн. в 1935) во Фрунзе, Узб. муз.-драматич. и Кирг.
драматич. (осн. в 1972) театры в г. Ош, Тянь-Шанский муз -драматич.
театр (г. Нарын), Театр кукол (осн. в 1938, рус. и кирг. группы).


В числе театр, деятелей: нар. артисты
СССР Д. Куюкова, Б. Кыдыкеева, М. Рыскулов, нар. артисты Кирг. ССР С. Балкыбекова,
А. Боталиев, С. Джаманов, А. Джанкорозова, В. Ф. Казаков, Г. Г. Каркоцкий,
Н. Китаев, А. Кобегенов, С. Кумушалиева, А. Куттубаева, Л. Маидова, Р.
Муминова, В. С. Офицеров, Т. Хасанова, Л. Л. Ясиновский, нар. арт. Казах.
ССР Н. К. Ангаров, засл. деятель иск-в Кирг. ССР Д. А6дыкадыров.


Илл. см. на вклейке, табл. XVI (стр.
176-177).


Лит.: История советского драматического
театра, т. 2-6, М., 1966 - 71; Львов Н., Киргизский театр, М., 1953; Б
о Р у б у г у л о в М., Пути развития киргизской советской драматургии,
Фр., 1958; Б р у дный Д., Театральное искусство Киргизии, М., 1959; История
киргизского искусства, Фр., 1971. Д.Л.Брудный.


Цирк. Отдельные элементы циркового
иск-ва издавна существовали в старинных кирг. нар. празднествах (различные
виды борьбы, джигитовка). Как профессиональное иск-во цирк существует
с 1963 (коллектив гимнастов-акробатов "Молодая Киргизия", руководитель
Е. А. Джаныбеков). В 1967 был создан ещё один коллектив, подготовивший
программу "Цвети, Киргизия родная" (режиссёр Н. М. Цертелев). В
1969 обе группы объединились в Кирг. цирковой коллектив "Молодая Киргизия"
(руководитель К. Т. Орзиев).


XIX. Кино До
установления Сов. власти в К. не было кинопроиз-ва; в 1914 была одна киноустановка
в г. Пишпеке (ныне Фрунзе). В 1939 во Фрунзе был организован корреспондентский
пункт кинохроники. В 1942 на его базе создана Фрунзенская студия кинохроники,
в 1956 она была реорганизована в киностудию документально-художеств. фильмов,
с 1961 наз. киностудия "Киргизфилъм". Кирг.
кино начиналось с хроники и развивалось как средство пропаганды и агитации.
Были созданы фильмы: "Киргизия в дни Отечественной войны", "Высшая награда"
(оба в 1944), "Советская Киргизия" (1947), "В долине Сусамыра"
(1954), "Они родились на Тянь-Шане" (1957). В 60-е гг. были
сняты документальные фильмы: "Мелодия комуза", "Река гор", "Рождение песни",
"Художник Чуйков", "Заводские встречи", "Обращение к солнцу", "Рассказ
о Михаиле Фрунзе", "ПСП", "В горах Алая", "Манасчи", "Грёзы", "Проповедь
по инструкции", "Клятва Гиппократа", "Сад", "Замки на песке", "Акын", "Наследие",
"Колыбель". Фильмы эти создавали режиссёры: III. Апылов, Ю. Герштейн,
И. Герштейн, Б. Новиков, А. Видугирис, И. Моргачёв, И. Кокеев, Г. Дегальцев,
И. Горелик, Б. Абдылдаев, Я. Бронштейн, К. Кыдыралиев и др.


В 50-е гг. начала развиваться художеств,
кинематография. Первый фильм"Салтанат" (1955, реж. В. М. Пронин, совм.
с киностудией "Мосфильм"); в нём участвовали актёры кирг. театра
- Б. Кыдыкеева, М. Рыскулов и др. Затем были поставлены фильмы:
"Моя ошибка" (1958), "Далеко в горах" (1959), "Девушка с
Тянь-Шаня" (1960), "Чолпон - утренняя звезда" (1960, совм. с киностудией
"Ленфильм"), "Токтогул" (1961).


Значит, явлением кирг. кинематографии
было обращение к нац. литературе. Особую роль здесь сыграло творчество
Ч. Айтматова. По его произв. и сценариям поставлены
фильмы: "Перевал" (1961), "Зной" (1963), "Первый учитель"
(1965), "Джамиля" (1969, совм. с киностудией "Мосфильм").


В развитии нац. кино заметную роль
сыграли режиссёры, подготовленные в спец. учебных заведениях Москвы и Ленинграда:
Г. Базаров, К. Кыдыралиев, Т. Океев, К. Омуркулов, М. Туратбеков, Б. Т.
Шамшиев. Они поставили в 60-х - нач. 70-х гг. фильмы: "Трудная переправа",
"Пастбище Бакая", "Материнское поле", "Выстрел на перевале Караш", "Уркуя",
"Алые маки Иссык-Куля". Эти фильмы отличаются поисками новых выразит, средств,
национальным своеобразием. На киностудии "Киргизфильм" дублируются фильмы
др. республик и зарубежные фильмы.


Союз кинематографистов К. основан
в 1962. В 1971 имелось 1103 киноустановки.


Илл. см. на вклейке, табл. XVI (стр.
176-177).


Лит.: Ашимов К., Рождение
киргизского кино, Фр., 1969; История киргизского искусства, Краткий очерк,
Фр., 1971.< К. А. Ашимов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я