КИНОФЕСТИВАЛЬ

КИНОФЕСТИВАЛЬ (от кино...
и франц. festival - празднество), смотр, творческое соревнование произведений
киноискусства. Проводится с целью выявления лучших фильмов, тенденций дальнейшего
развития кинематографии, сотрудничества между кинематографистами, обмена
опытом. Наряду с К. художеств, кинокартин организуются К. хроникально-документальных,
научно-популярных, учебных, мультипликац. фильмов. Иногда К. получают назв.
- декада, месяц, неделя, день, цикл. Устраиваются К. фильмов нац. произ-ва
и лучших кинопроизв. какой-либо страны, показы нац. кинопродукции за рубежом.
Разнообразие форм и количество К. возрастают. Кроме К. картин, созданных
проф. режиссёрами, организуются фестивали любительского кино.


В СССР распространение получили фестивали
киноискусства союзных республик, тематические показы, связанные с большими
общественно-политич. событиями, со знаменат. датами в жизни страны; с 1958
проводится Всесоюзный К., на к-ром демонстрируются кинокартины, поставленные
на киностудиях всех союзных республик.


1-й Междунар. К. состоялся в 1932
в Венеции. В 1935 впервые К. был организован в Москве. Широкую популярность
междунар. киносмотры приобрели со 2-й пол. 40-х гг.; они проводятся во
мн. странах Европы, Сев. и Юж. Америки, Азии и Африки, в Австралии. Иногда
междунар. К. организуются как составная часть муз. и театр, фестивалей,
а также на Всемирных выставках, фестивалях демократич. молодёжи и студентов.
Обычно лучшим фильмам и их создателям присуждаются премии, призы, дипломы.


Междунар. ассоциацией продюсеров
(осн. в 1933), одна из задач к-рой - соблюдение правил проведения
К., установлено неск. классов междунар. К. в зависимости от их значимости.
К классу "А" отнесены К. в Венеции (учреждён в 1932), Канне (1946),
Карлови-Вари (1950), Зап. Берлине (1951), Сан-Себастьяне
(1953), Москве (1959). Один из крупнейших смотров мирового киноиск-ва
- Междунар. К. в Москве, к-рый проводится (1 раз в 2 года) под девизом
"За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами". В конкурсе
участвуют художеств., документальные, научно-популярные и детские фильмы.


На организацию и характер К. в капиталистич.
странах оказывают влияние коммерческие интересы киномонополий. К. социалистич.
стран являются смотрами прогрессивного киноиск-ва, утверждением идей гуманизма,
мира и дружбы между народами. Сов. фильмы одерживают многочисл. победы,
покоряя зрителей правдивостью изображения жизни, высоким мастерством.


Лит.: Ю р е н е в Р., На международных
кинофестивалях, М., 1959; Кино и время. Бюллетень, в. 2, кн. 1-2, М., 1962-63.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я