КИНОТЕХНИКА

КИНОТЕХНИКА отрасль техники,
образовавшаяся в результате развития производства, размножения и демонстрирования
кинофильмов. Для этого К. использует фотографию, оптику, механику, светотехнику,
электронику и мн. др. К. широко используется в художеств, игровой
и документальной кинематографии, для научного исследования, сохранения
информации, обучения, инструктажа и любительских целей.


Осн. кинотехнич. процесс - передача
движения или изменения состояния объектов - заключается в образовании на
киноплёнке изображений последоват. фаз движения или состояния объектов
съёмок и воспроизведении этих фаз с определённой скоростью опткч. путём
на кинопроекционном экране. Получение движущегося изображения состоит
из отдельных последоват. процессов киносъёмки, фотографич. обработки киноплёнки
и кинопроекции. Эти процессы дополняются процессом звукопсредачи, состоящим
из звукозаписи и последующего воспроизведения звука в соответствии
с изображением на экране. К. является технической базой киноискусства.
Выразительные возможности последнего в значительной мере зависят от использования
К. В свою очередь требования киноискусства стимулируют развитие К.


С момента изобретения кинематографа
(1895) его основными технич. средствами являются: киносъёмочный аппарат,
кгтопроекционный аппарат
и киноплёнка. В процессе развития кинематографии
были созданы проявочные машины для химико-фотографич. обработки киноплёнки,
кинокопировальные
аппараты
для печати фильмокопий, аппаратура для освещения при киносъёмке
и др. Первые аппараты для киносъёмки и кинопроекции изготовляли сами изобретатели
кинематографа (в своих небольших мастерских).
Во Франции Ш. Пате
и Л. Гомон в 1897 организовали пром. выпуск неск. усовершенствованных киносъёмочных
аппаратов и кинопроекторов. Они же выпустили и первые кинокопировальные
аппараты. Киноплёнку для съёмки и печати фильмокопий в первые годы существования
кинематографии выпускали фабрики "Люмьер" (Франция)
и "Истмен Кодак"
(США). Несмотря на быстрый количеств, рост произ-ва "немых" кинофильмов
и сети кинотеатров в 1-е десятилетие
20 в., К. развивалась медленно. Из-за патентной борьбы и
монополизации кинопромышленности задерживалось совершенствование
аппаратуры. Возникновение киноискусства, повысившего требования к технич.
средствам кинематографии, способствовало созданию новых типов киноаппаратуры.
В 1908 франц. фирма "А. Дебри" начала выпуск киносъёмочных аппаратов
"Парво" с внутр. кассетами и сквозной наводкой изображения на резкость.


Новый этап развития техники "немого"
кино начался в 1918. В это время появились новые усовершенствованные модели
киносъёмочных аппаратов с механизмом автоматич. наплыва, контр грейфером
и
пульсирующей рамкой, а также различные аппараты для микросъёмки и скоростной
киносъёмки, для съёмки хирургич. операций и др. Были разработаны автоматич.
аппараты для ручной киносъёмки - "Кинамо" (1921-24), "Аймо" (1924)
и т. д. Началось изготовление аппаратуры для съёмки и проекции фильмов
на 16-мм киноплёнке. В России производство кинопроекторов организовали
инж. П. В. Сосновский (1914) и К. Николаев (1915). После
Великой Октябрьской социалистич. революции в результате национализации
кинопромышленности началось быстрое развитие К. В 1919 появились кинопроекторы
"Русь", затем кинопередвижки ГОЗ и стационарные кинопроекторы ТОМП-3 и
ТОМП-4 (1923-24). К 30-м гг. было развёрнуто пром. производство
киноплёнок, киносъёмочных, кинокопировальных и кинопроекционных аппаратов,
проявочных машин, осветит, аппаратуры для киносъёмок и аппаратуры
для монтажа кинофильмов.


После изобретения кинематографа и
создания крупного производства "немых" кинофильмов важнейшими этапами развития
К. были: появление звукового кино, цветного и стереоскопич. кино,
широкоэкранного, панорамного и широкоформатного кино со стереофонич. воспроизведением
звука, возникновение кругового панорамного, куполорамного, полиэкранного
и вариоскопич. кино. Для каждого из этих этапов характерно применение новых
аппаратов, приборов, материалов и методов, а также - реконструкция или
замена существующих технич. средств. Звуковое кино, расширившее
выразит, свойства кинематографа, возникло почти одновременно в СССР, США
и странах Зап. Европы. В 50-х гг. в К. начинают получать распространение
запись звука на магнитной ленте и стереофоническая звукозапись. В
основу получивших широкое применение систем цветного кино был положен метод
получения трёхцветного изображения на многослойной киноплёнке ["Агфа-Колор"
(фирма "Агфа", Германия, 1941), "Истмен-Колор" (фирма "Кодак", США,
1950)]. Сов. система цветного кино (1945-47) также основана
на использовании многослойной киноплёнки. Широкое применение, особенно
в США и Великобритании, получила система цветного кино "Техниколор", основанная
на гидротипном методе печати цветных изображений (см, Гидротипия). Несколько
отличный по технологии гидротипный метод применяется в СССР для печати
цветных фильмокопий. Безочковое стереоскопическое кино, изобретённое
С. П. Ивановым в 1935, было основано на использовании растрового кинопроекционного
экрана. Первый стереокинотеатр, оборудованный таким растровым экраном,
был открыт в Москве в 1941. В ограниченных масштабах с 1939 в разных странах
применяются системы стереоскопического кино с использованием очков пoляроидных.


Успешное развитие технич. средств
кинематографа позволило начиная с 50-х гг. создавать новые его виды с более
значит, изобразительными возможностями, используя широкие экраны (с большими
угловыми размерами по горизонтали). Стали распространяться системы
панорамного
кино
с использованием трёх 35-мм киноплёнок - "Синерама" (1952-57),
системы широкоэкранного кино ("Синемаскоп" и др.) с использованием
киноплёнки шириной 35 мм и анаморфотной оптики (1953-56),
широкоформатного кино с использованием киноплёнок шириной 65-70
мм (1956-59). Иногда применяются также системы широкоэкранного
кино по методу кашетированного кадра (верхняя и нижняя части кадра на фильмокопии
шириной 35 мм не используются), при к-ром изображение, спроецированное
короткофокусным объективом на экран, имеет несколько большую ширину, чем
в обычном кино (напр., соотношение сторон кадра 1: 1,75 или 1:1,85 вместо
обычного 1:1,37). В СССР в 50-х гг. были разработаны и получили
применение: советская система панорамного кино на трёх 35-мм киноплёнках
- "Кинопанорама"; широкоэкранное кино с использованием анаморфотной оптики;
широкоформатное кино с использованием 70-мм киноплёнки с шестиканальным
стереозвуком; стереоскопич. кино по системе "Стерео-70", в к-рой 2 изображения
(одно - для левого глаза, другое - для правого) с обычным соотношением
сторон (1:1,37)
располагаются рядом на 70-мм киноплёнке и
имеют 5 перфораций на каждый кадр; вариоскопическое кино на 70-мм киноплёнке
с несколькими изображениями в одном кадре, имеющем 5 или 10 перфораций.
Для демонстрирования видовых и информац. программ, обычно на выставках
и в парках, нашли применение круговое панорамное кино и куполорама (США,
1955), полиэкран (Франция, 1956). В СССР также разработаны
подобные системы: "Круговая кинопанорама" (1959) и система полиэкранного
кино (1959), основанные на применении для киносъёмки и кинопроекции
одновременно нескольких киноплёнок или нескольких изображений в кадре одной
киноплёнки. Для К., используемой в науч. исследованиях, характерно
увеличение диапазона частоты киносъёмки от мн. часов на один кадр до
сотен миллионов кинокадров в сек при сверхскоростной киносъёмке;
непрерывное расширение диапазона оптич. увеличений при киносъёмке (макро-
и микросъёмка}.
Эксплуатац. удобства и экономичность технич. средств
обеспечили развитие узкоплёночного кино на 16-мм киноплёнке. Оно
применяется в основном в телевидении, в учебных и любительских целях. В
60-х гг. большое развитие и широкое использование для любительских и учебных
целей получает узкоплёночное кино на 8-мм киноплёнке, в особенности
т. н. система "Супер-8", в к-рой площадь кадра увеличена на 40% по сравнению
с площадью обычного
8-мм кадра.


К. непрерывно совершенствуется -
улучшается качество изображения и звука, расширяются выразительные
возможности кинопоказа, создаются более светочувствнт. киноплёнки,
совершенствуются оборудование и технология процессов для перевода
фильмов одного формата в другой методом оптич. печати и контратипирования
для
обеспечения возможно более широкого показа фильмов, повышаются экономич.
показатели. Кинотехнические процессы используются в телевидении (см. Кинотелевизионная
техника).



Лит.: Голдовский Е. М., Введение
в кинотехнику, М., 1947; его же, Проблемы панорамного н широкоэкранного
кинематографа, М., 1958; его же, Основы кинотехники, М., 1965 (библ.);
Высоцкий М. 3., Большие киноэкраны и стереофония, М., 1966; Кинословарь,
т. 1-2, М., 1966 - 70. М. 3. Высоцкий.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я