КИНОМУЗЫКА

КИНОМУЗЫКА один из компонентов
кинопроизведения, одно из его важных выразительных средств. Первоначально,
в немом кинематографе, музыка имела чисто прикладное значение: пианист
сопровождал своей игрой демонстрацию кинофильма (для музыкантов-иллюстраторов
выпускались специальные альбомы). Однако уже в этот период делались
попытки создавать оригинальную музыку для каждого фильма (музыка К. Сен-Санса
к премьере фильма "Убийство герцога Гиза", 1908, и др.). С изобретением
звукозаписывающей аппаратуры (кон. 1920-х - нач. 1930-х гг.) каждый фильм
получает свою собственную фонограмму. Музыка становится частью структуры
кинопроизведения.


С момента рождения звукового кино
произошло разделение музыки фильма на внутрикадровую, конкретную, мотивированную
(звучание изображаемого в кадре инструмента, радиорепродуктора, пение действующего
лица и т. д.) и закадровую, "авторскую", "условную", наиболее ясно выражающую
идею фильма, характеризующую события, выражающую скрытое течение сюжета.
Часто композиторы, вводя конкретный муз. материал, стремились дать собственную
интерпретацию муз. образов самой жизни, преобразовывали внутрикадровую
К. в закадровую. В 1930-е гг. одной из наиболее популярных форм музыкальной
характеристики персонажа в фильме становится песня, отличающаяся простотой,
лаконизмом, завершённостью, доходчивостью. Класспч. образцы К. этого вида
создал И. О. Дунаевский. Его музыка, песни к фильмам "Весёлые ребята" (1934),
"ВолгаВолга" (1938) и др., отличающиеся мелодичностью, лейтмотивностью
характеристик, проникнутые жизнерадостным мироощущением, приобрели широкую
популярность. Песенную традицию оформления фильма развивали композиторы
- братья Дан. Я. и Дм. Я. Покрасс, Т. Н. Хренников, позднее, в 5060-е гг.,-Н.
В. Богословский, А. Я. Эшпай, А. Н. Пахмутова, А. П. Петров, В. Е. Баснер,
М. Г. Фрадкин и др.


Большой вклад в развитие К. внесли
крупнейшие советские композиторы-симфонисты, пришедшие в кинематограф в
1930-е гг.,- Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин и др. Подлинно
творческое содружество связывало композитора С. С. Прокофьева и режиссёра
С. М. Эйзенштейна, работавших над проблемой звукозрительной структуры фильма.
Музыка Прокофьева к фильмам Эйзенштейна "Александр Невский" (1938), "Иван
Грозный" (1-я серия - 1945, 2-я - 1958) отличается скульптурной выпуклостью
муз. образов, их точным совпадением с ритмикой и динамикой изобразительного
решения (новаторски разработанный звукозрительный контрапункт достигает
особого совершенства в сцене ледового побоища из фильма "Александр Невский").
Стремление к эксперименту, открытию новых возможностей сочетания К. и изображения
характерно для творчества советских композиторов 1950-60-х гг.


Совр. кинематограф предусматривает
наличие в фильме муз. концепции. Она строится на использовании как закадровой,
так и внутрикадровой, мотивированной К., к-рая нередко становится способом
ненавязчивого, но глубокого и тонкого проникновения в суть человеческих
характеров. Наряду с широким применением приёма прямого параллелизма,
когда К. усиливает ту или иную эмоцию, настроение, выраженные экраном,
всё большую роль начинает играть "контрапунктическое" использование К.
Построенный часто на контрастном сопоставлении музыки и изображения, "контрапунктический"
приём усиливает драматизм показываемых событий. Значительную эволюцию
претерпел муз. лейтмотив, раскрывающий часто общую идею фильма.
Важнейшее место музыка занимает в муз. фильмах, поев, рассказу о композиторах,
певцах, музыкантах. В этих фильмах она либо выполняет определённые драматургич.
функции (если это рассказ о создании того или иного муз. произв.), либо
включается в картину как вставнсй номер.


Музыка - обязательная участница мультипликационных,
документальных и научно-популярных фильмов. В мультипликационном кино сложились
свои законы муз. оформления. Наиболее распространённый из них - приём точного
параллелизма музыки и изображения: мелодия буквально повторяет или даже
имитирует движение на экране (получаемый эффект может быть как пародийным,
так и лирическим). Значительный интерес в этом отношении представляют
фильмы амер. кинорежиссёра У. Диснея и особенно его картины из серии "Забавные
симфонии" ("Танец скелетов" на музыку симфонич. поэмы К. СснСанса, и др.).
Равноправная в совр. кинематографе среди др. компонентов фильма, К. нередко
становится ключом к раскрытию идейно-тематического замысла кинопроизведения.


Лит.- Лондон К., Музыка фильма,
пер.
с
нем., М.- Л., 1937; Иоффе И., Музыка советского кино, Л., 1938; Корган
о в Т., Фролов И., Кино и музыка. Музыка в драматургии фильма, М., 1964;
Петрова И. Ф., Музыка советского кино, М., 1964; Из переписки С. Прокофьева
в С. Эйзенштейна. "Советская музыка", 1961, № 4; Эйзенштейн С. М., Режиссер
и композитор, там же, 1964, № 8; Фрид Э., Музыка советского кино. Л., 1967;
Лисса 3., Эстетика киномузыкн, М., 1971; Е i s I е г Н., Composing for
the films, N. Y., 1947; Man veil R. and H u n t 1 е у ].,
The technique
of film music, L.- N. Y., 1957; Colpi H., Defense et
illustration
de la musique, dans le film, Lyon, 1963; Adorno Theqdor W. et Eisler Hans,
Musique de cinema, P.. 1972.
М. Шилова.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я