КИНОДРАМАТУРГИЯ

КИНОДРАМАТУРГИЯ литературнокинематографический
вид творчества; произв. К. сценарий - лит. и идейнохудожеств. основа
фильма. Отрицание К. как новой, самостоятельной области лит-ры, а сценария
в качестве важнейшего элемента творч. процесса создания кинокартины, имеющее
место в зарубежной кинотеории, является подчас оружием в сложнейшей идеологич.
классовой борьбе, средством утверждения реакц. идей.


Формируясь в прямой связи с развитием
изобразит, возможностей киноискусства, К. в то же время овладевает средствами
лит. образности. Двойственность природы К.- литературной, с одной стороны,
и кинематография.-с другой, вызывает появление 2 типов сценария: лит. произв.,
представляющего собой основу фильма и в то же время имеющего самостоят,
художеств, ценность, и лит. материала, в к-ром дано изложение замысла,
передающее содержание и конструкцию будущего фильма.


Кинодраматурги обращаются непосредственно
к изображению событий действительности, используя выразит, средства кино,
а также разных видов лит-ры, привлекают в качестве основы лит. произв.,
адаптируя их для экрана.


Характер и способы, степень полноты
изложения материала в сценарии неодинаковы на разных этапах истории кино
и отражают индивидуальные особенности творчества различных кинодраматургов.
Если в "немом" кино 10-х гг. 20 в. лит. сюжеты, персонажи, построение в
большинстве случаев заимствовались из произв. лит-ры, то к кон. 20-х гг.
К. вырабатывает собств. формы, в той или иной мере сочетающие свойства
и возможности прозы и драмы. К 30-м гг. предпочтение оказывается драматургии
с предельной концентрацией действия, напряжённостью драматич. конфликта;
такой способ организации сценарного материала стал считаться осн. законом
К. С введением звука в кино большое значение приобретает звучащее слово.
Особенно важную роль играет диалог - одно из гл. средств раскрытия характера
человека. Дальнейшее расширение возможностей киноискусства позволило К.
более углублённо исследовать жизнь, воспроизводить её в большем многообразии
и сложности и тем самым привело к изменению эстетич. норм К. Форма сценария
стала более


свободной, разнообразной, способной
к выражению усложнившейся системы звукозрит. образов фильма. Жанры К.,
относительно чётко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (приключенческий,
комедия, мелодрама и др.), становятся менее определёнными, нередко взаимопроникают
в произв. совр. К.


В формировании сов. К. наряду с литераторами,
целиком посвятившими себя кинодраматургич. творчеству,-В. К. Туркиным,
К. Н. Виноградской, Н. А. Зархи, Б. Л. Леонидовым, Г. Э. Гребнером, А.
Г. Ржешевским, участвовали прозаики, поэты, литературоведы, драматурги
- В. В. Маяковский, Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, С. М. Третьяков, Н.
Ф. Погодин, В. В. Вишневский и др. Значительная роль в становлении К. принадлежит
сов. кинорежиссёрам С. М. Эйзенштейну, А. П. Довженко, С. А. Герасимову,
а также Д. У. Гриффиту, Ч. Чаплину (США), Ф. Феллини, М. Антониони (Италия)
и
др.


Среди лучших произв. сов. и зарубежной
К., оказавших существенное влияние на развитие киноискусства, -"Мать" и
"Конец Санкт-Петербурга" Н. А. Зархи, "Чапаев" Г. Н. и С. Д. Васильевых,
"Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году" А. Я. Каплера, "Коммунист" Е. И.
Габриловича, "Баллада о солдате" В. И. Ежова, "Девять дней одного года"
Д. Я. Храбровицкого; "Под крышами Парижа" Р. Клера (Франция), "Осведомитель"
Д. Николса, "Гражданин Кейн" О. Уэллса (США), "Похитители велосипедов",
"Крыша" Ч. Дзаваттини (Италия), "Земляничная поляна" И.Бергмана
(Швеция).


Лит.: Шкловский В., Как писать
сценарии, М.-Л., 1931; В о л ь к е нштейн В., Драматургия кино, М.-Л.,
1937; Туркин В., Драматургия кино, М., 1938; Л о у с о н Д., Теория и практика
создания пьесы и киносценария, пер. с англ., М., 1960; Вайсфельд И., Мастерство
кинодраматурга, М., 1961; Ф р е и л и х С., Драматургия экрана, М., 1961;
Б а л а ш Б., Кино. Становление и сущность нового искусства, пер. с нем.,
М-, 1968; Демин В. П., Фильм без интриги, М., 1966; Вайсфельд И. В., Новая
область литературы, М., 1970; Фомин В, И., Все краски сюжета, М., 1971.
Л.
И. Белова.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я