КИЕВСКАЯ РУСЬ

КИЕВСКАЯ РУСЬ раннефеодальное
гос-во 9 - нач. 12 вв., возникшее в Вост. Европе на рубеже 8-9 вв. в результате
объединения вост.-слав, племён, древним культурным центром к-рых было Ср.
Приднепровье с Киевом во главе. К. Р. охва.ывала огромную терр.- от Таманского
п-ова на Ю., Днестра и верховьев Вислы на 3. до верховьев Сев. Двины на
С., являясь одним из крупнейших гос-в Европы. Образованию К. Р. предшествовал
период (6-8 вв.) появления предпосылок феод, отношений и созревания
их в недрах воен. демократии.


За время существования К. Р.
вост.слав.
племена сложились в др.-рус. народность, ставшую впоследствии основой для
формирования трёх братских народностей - русской, украинской и белорусской.
К. Р. положила начало государственности у вост. славян, объединение к-рых
в пределах единого Древнерусского гос-ва способствовало их обществ.-экономич.,
политич. и культурному развитию.


История К. Р. условно делится на
5 этапов. 1-й этап (до 882) - образование феод, гос-ва со столицей
в Киеве, к-рое охватывало ещё не всех вост. славян и ограничивалось терр.
племён полян, руси, северян, древлян, дреговичей, полочан и, возможно,
словен. 2-й этап (882911) - захват власти в Киеве Олегом, по всей
вероятности, предводителем варяжской дружины (см. Варяги). 3-й этап
(911 -1054) - расцвет раннефеод. монархии К. Р., обусловленный подъёмом
производит, сил, развитием феодальных отношений, успешной борьбой с кочевниками-печенегами,
Византией и варягами. В этот период К. Р. объединила почти все вост.-слав.
племена. 4-й этап (1054-93) - появление первых ощутимых элементов распада
К. Р. Одновременно происходит рост производит, сил, связанный с прогрессивной
ролью феод, формации в это время. 5-й этап (1093 - 1132) - усиление феод,
монархии, т. к. князья в связи с натиском половцев в кон. 11 в. стремились
консолидировать свои силы. Снова создаётся более или менее единое гос-во,
но развитие феод, центров, возросшая роль бояр усиливали стремление его
отдельных частей к самостоятельности. В 1132 К. Р. распалась, начался период
феодальной раздробленности.


Хозяйство. Письменные источники дают
неск. терминов для обозначения деревенского поселения: "погост" ("мир"),
"свобода" ("слобода"), "село", "деревня". Изучение др.-рус. деревни археологами
позволило выявить различные типы поселений, установить их размеры и характер
застройки. В эпоху образования К. Р. пашенное земледелие с упряжными почвообрабатывающими
орудиями постепенно повсеместно (на С. неск.позднее) сменило мотыжную
обработку почвы. Появилась трёхпольная система земледелия. Выращивались
пшеница, овёс, просо, рожь, ячмень и др. Летописи упоминают хлеб яровой
и озимый. Население занималось также скотоводством, охотой, рыболовством
и бортничеством. Деревенское ремесло имело второстепенное значение. Ранее
всего выделилось железоделательное производство, базирующееся на местной
болотной руде. Металл получали сыродутным способом.


Основой обществ, строя являлась феод,
собственность на землю, с постепенно возрастающим закрепощением свободных
общинников. Результатом закабаления деревни явилось её включение в систему
феод, х-ва, осн. на отработочной и продуктовой ренте. Наряду с этим сохраняются
и элементы рабовладения (холопство).


В 6-7 вв. в лесной полосе места поселений
рода или небольшой семьи (городища) исчезают, и на смену им появляются
неукреплённые деревенские селища и укреплённые дворы феодалов. Начинает
складываться вотчинное х-во. Центр вотчины - "княж двор", в к-ром временами
жил князь, где, кроме его хором, находились дома его слуг - бояр-дружинников,
жилища смердов, холопов и др. Вотчиной управлял боярин - огнищанин,
распоряжавшийся
княж. тиунами. Представители вотчинной администрации имели как экономич.,
так и политич. функции. В вотчинном хозяйстве существовало ремесло. С усложнением
вотчинной системы усадебная замкнутость несвободных ремесленников начинает
исчезать, возникают связь с рынком и конкуренция с гор. ремеслом.


Развитие ремесла и торговли обусловило
появление в К. Р. городов (см. Город в России). Наиболее
древние из них - Киев, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Ростов, Ладога,
Псков,Полоцк и др. Центром города был торг, где реализовалась ремесл. продукция.
В городе существовали различные виды ремёсел: кузнечно-слесарное, оружейное,
обработка цветных металлов (ковка и чеканка, тиснение и штамповка серебра
и золота, филигрань, зернь), гончарное, кожевенное, портняжное и
др. Во 2-й пол. 10 в. появляются клейма мастеров. Под влиянием Византии
возникает сложное произ-во эмалей (кон. 10 в.).В крупных городах
существовали особые торговые подворья для заезжих торговцев - "гостей".


История торговли К. Р. делится на
2 периода. 1-й (9 - сер. 11 вв.) характеризуется усилением роли
араб, купцов, укреплением связей с Византией и Хазарией. К. Р. экспортировала
в Зап. Европу меха, воск, мёд, .лён, полотно, серебряные изделия. Ввозились
дорогие ткани (визант. паволоки, парча, вост. шелка), серебро в
диргемах, олово, свинец, медь, пряности, благовония, лекарств, растения,
красящие вещества, визант. церк. утварь. 2-й период (сер. 11 -12 вв.)
-
изменение междунар. обстановки (крушение араб. Халифата, нападение половцев
на южнорус. земли, 1-й крестовый поход 1096-99 и т. д.) и нарушения
торг, путей, связывавших многие гос-ва с Русью. Проникновение иностр. купцов
в Чёрное <м., конкуренция генуэзцев и венецианцев парализовали торговлю
К. Р. на Ю., и к концу 12 в. она была в основном перенесена на С.в Новгород,
Смоленск
и Полоцк. Торг, путь в Иран
<и Араб, халифат проходил по Волге,
через
Итиль и далее по Каспийскому м. Путь в Византию и Скандинавию (путь "из
варяг в греки"),
помимо гл. направления (Днепр - Ловать),
имел ещё ответвление и через Зап. Двину. На 3. вели два направления: из
Киева в Центр. Европу (Моравия, Чехия, Польша, Юж. Германия) и из
Новгорода и Полоцка через Балтийское м. в Скандинавию и Юж. Прибалтику.


Социально-политический строй и классовая
борьба. Осн. формой гос-ва в К. Р. была раннефеод. монархия. Власть принадлежала
киевскому князю, к-рый был окружён дружиной, зависящей от него и кормившейся
в основном за счёт его походов. Нек-рую роль играло в это время и вече.
Управление
осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, т. е. по признаку воен. организации.
Доходы князя имели различные источники. В 10 - нач. 11 вв. это в основном
"полюдье", дань-"уроки", получаемые ежегодно с городов. В И - нач. 12 вв.
в связи с появлением крупного землевладения с различными видами феод, ренты
функции князя расширились. Владея собственным крупным доменом, князь вынужден
был вести в нём сложное х-во, назначать посадников, волостелей, тиунов
и т. д., руководить всей многочисл. администрацией. Он был воен. руководителем
гос-ва, но теперь ему приходилось организовывать не столько дружину, сколько
феод, ополчение, приводимое вассалами, нанимать иноземные войска. Усложнились
мероприятия по укреплению и защите внеш. границ. Деятельность князя,
в общем неограниченная, всё же контролировалась и направлялась верхушкой
класса феодалов - боярством. Роль веча снизилась. Оно всецело находилось
в руках бояр. Княжеский двор стал адм.-бюрократич. центром, куда сходились
все нити управления гос-вом. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отд.
отраслями княж. управления. Во главе городов стоял гор. патрициат, образовавшийся
в 11 в. из крупных местных землевладельцев - "старцев" и дружинников, имена
к-рых тесно сплетаются с историей того или иного города (напр., род Яна
Вышатича, Ратибора, Чудина - с Киевом, Дмитра Завидича - с Новгородом и
т. д.). Большим влиянием в городе пользовалось купечество. Необходимость
охраны товара при перевозках обусловила вооружённость купцов, и среди гор.
ополчения они занимали первое место. Самую многочисл. часть гор. населения
составляли ремесленники как свободные, так и зависимые. Особое место занимало
духовенство, делившееся на чёрное (монашествующее) и белое (мирское).
Во главе церкви стоял обычно назначаемый константинопольским патриархом
митрополит, к-рому подчинялись епископы. Монастыри с игуменами во главе
подчинялись епископам и митрополиту.


Сельское население К. Р. состояло
из крестьян-общинников, ещё не попавших под власть феодала (число их всё
уменьшалось), и уже закрепощённых. Существовала также группа крестьян,
оторванных от общины, лишённых средств произ-ва и являвшихся рабочей силой
внутри феод, вотчины.


Сельскохозяйственные и промысловые
орудия.


Древнерусские монеты 11 -12 вв.


КИЕВСКАЯ РУСЬ


Рост крупного феод, землевладения,
закрепощение свободных общинников и рост их эксплуатации привели к обострению
классовой борьбы в 11-12 вв. (восстания в Суздале в 1024; в Киеве в 1068-69;
на Белоозере ок. 1071; в Киеве в 1113). Восстания в большинстве
случаев были крайне разобщены, в них участвовали служители отмирающей религии
язычества - волхвы, использовавшие недовольных крестьян для борьбы с новой
идеологией. Особенно сильная волна нар. выступлений прокатилась по К. Р.
в 60-х и 70-х гг. 11 в. в связи с голодом и нашествием половцев. В эти
годы был создан сборник законов "Правда Ярославичей", ряд статей которого
предусматривал наказания за убийство служащих администрации феодальной
вотчины.


Борьба с кочевниками. К. Р. была
вынуждена постоянно вести борьбу с азиатскими кочевыми ордами, попеременно
жившими в причерноморских степях: хазарами, уграми, печенегами, парками
и
половцами.
Кочевья
печенегов в кон. 9 в. заняли степи от Саркела на Дону до Дуная. Набеги
печенегов заставили Владимира Святославича укреплять юж. границы К. Р.
("ставить городы"). Ярослав Мудрый в 1036 фактически уничтожил зап.
объединение печенегов. Но в причерноморских степях появились торки, к-рым
в 1060 объединёнными силами князей К. Р. было нанесено поражение. Со 2-й
пол. 11 в. степи от Волги до Дуная начали занимать половцы, овладевшие
важнейшими торг, путями между Европой и странами Востока. Крупную победу
половцы одержали в 1068. Затем натиск половцев К. Р. выдержала в 1093-96,
для чего потребовалось объединение всех её князей. В 1101 отношения К.
Р. с половцами улучшились, но уже в 1103 половцы нарушили мирный договор.
Последовала целая серия походов Владимира Мономаха к половецким зимовьям
в глубь степей, завершившаяся в 1117 откочёвкой их на Ю., к Сев. Кавказу
и Грузии. Сын Владимира Мономаха Мстислав оттеснил половцев за Дон, Волгу
и Яик.


Политическая история К. Р. известна
по др.-рус. летописям, составленным в Киеве и Новгороде монахами (см.Летописи
в
России). По данным "Довести временных лет", первым
князем К. Р. был легендарный Кий (см. Кий, Щек и Хорив). Датировка
фактов начинается с 852. Позднее в летопись была добавлена легенда о призвании
варягов
(862)
во
главе с полулегендарным кн. Рюриком, ставшая в 18 в. основой научно несостоятельной
норманской теории о создании государства в К. Р. варягами (норманнами).
По той же легенде, два боярина, бывшие в подчинении у Рюрика,- Асколъд
и Дир
двинулись на Царьград по Днепру, подчинив по дороге Киев. После
смерти Рюрика власть перешла к варяжскому князю Олегу (ум. 912),
к-рый, якобы расправившись с Аскольдом и Диром, захватил Киев (882),
а в 883-885 подчинил древлянсеверян, радимичей и в 907,911 совершил походы
на Византию. Преемник Олега князь
Игорь
продолжал активную внеш.
политику. В 913 через Итиль он прошёл всё зап. побережье Каспия,
дважды (941, 944) нападал на Византию. Непомерные требования дани
с древлян послужили причиной их восстания и убийства Игоря (945).
Его жена Ольга
одной из первых на Руси приняла христианство, упорядочила
управление на местах и установила нормы дани ("уроки"). Сын Игоря
и Ольги Святослав Игоревич (княживший в 964-972) обеспечил
К. Р. свободу торг, путей на В., через земли волжских болгар и хазар, упрочил
междунар. положение Руси. Русь при Святославе обосновалась на Чёрном м.
и на Дунае (Тмутаракань, Белгород, Переяславец на Дунае), но после
неудачной войны с Византией Святослав был вынужден отказаться от завоеваний
на Балканах. При возвращении на Русь он был убит в бою с печенегами. Святославу
наследовал его сын Ярополк, убивший конкурента - брата Олега древлянского
(977). Младший брат Ярополка Владимир Святославич с помощью
варягов двинулся на Киев. Ярополк был убит, и Владимир стал вел. князем
(княжил в 980-1015). Настоятельная необходимость замены старой идеологии
родо-племенного строя идеологией народившегося феодализма побудила Владимира
ввести на Руси в 988-989 христианство
в форме визант. православия.
Первыми восприняли христ. религию социальные верхи, нар. массы ещё долго
держались языч.верований
(см.Крещение Руси).
Княжение Владимира
- вершина расцвета К. Р., границы к-рой необычайно расширились (от Прибалтики
и Карпат до причерноморских степей). После смерти Владимира (1015)
возникла усобица между его сыновьями, в к-рой были убиты два из них:
Борис и Глеб, причисленные позднее церковью к лику святых. Убийца Святополк
бежал после борьбы со своим братом Ярославом Мудрым,
ставшим киевским
князем (1019-54). В 1021 против Ярослава выступил Брячислав полоцкий
(княжил в 1001-44), союз с к-рым был куплен ценой уступки ему ключевых
позиций на торг, пути "из варяг в греки" - Усвятского волока и Витебска.
Через 3 года против Ярослава выступил его брат -Мстислав Тмутараканский.
После битвы у Листвена (1024) К. Р. была поделена по Днепру: Правобережье
с Киевом досталось Ярославу, Левобережье - Мстиславу. После смерти Мстислава
(1036) единство К. Р. было восстановлено. Ярослав Мудрый вёл энергичную
деятельность по укреплению гос-ва, устранению церк. зависимости от Византии
(образование в ГО37 самостоят. митрополии)
и расширению градостроительства.
При Ярославе Мудром значительно укрепились и расширились политич. связи
К. Р. с гос-вами Зап. Европы. Помимо Византии, Польши и Норвегии, К. Р.
имела династич. и др. политич. связи с Германией, Францией, Венгрией и
др. гос-вами. Наследовавшие Ярославу его сыновья поделили владения отца,
причём Изяслав Ярославич получил Киев, Святослав Ярославич -
Чернигов,
Всеволод Ярославич - Переяславль Южный. Пытаясь первое время всемерно
сохранять единство К. Р. и действуя сначала заодно, Ярославичи не смогли
всё же предотвратить феод, распада К. Р. Положение осложнилось натиском
половцев, в битве с к-рыми Ярославичи потерпели поражение. Нар. ополчение
потребовало оружия для оказания сопротивления врагу. Отказ привёл к восстанию
1068 в Киеве, бегству Изяслава и вокняжению в Киеве полоцкого
Всеслава
Брячиславича,
изгнанного в 1069 объединёнными силами Изяслава и польск.
войск. Вскоре среди трёх Ярославичей возникли распри, приведшие к изгнанию
Изяслава в Польшу (1073), к-рый возвратился в Киев только после
смерти Святослава (1076), но вскоре был убит в бою (1078).
Ставший киевским князем Всеволод Ярославич (княжил в 1078-93) не
смог сдержать процесс распада единого гос-ва. Лишь под влиянием нашествий
половцев (1093-%и 1101-03)былосоздано временное объединение князей
вокруг киевского князя для отражения общей опасности. В крупнейших центрах
Руси княжили: Святополк Изяславич (1093-1113)
в Киеве, Олег
Святославич в Чернигове, в Переяславле - сын Всеволода
Владимир Всеволодович
Мономах -
тонкий политик, убеждавший князей объединиться для борьбы
с половцами. Созванные им для этого съезды князей себя не оправдали (см.
Любечский
съезд 1097, Долобский съезд 1103).
После смерти Святополка (1113)
в Киеве вспыхнуло гор. восстание. Мономах, приглашённый на киевское
княжение, издал компромиссный закон, облегчавший положение должников (уступка
восставшим), затем он усилил свои позиции, усмирив новгородцев,
и посадил своих сыновей в Переяславле, Смоленске и Новгороде. Он почти
единовластно распоряжался всеми воен. силами К. Р., направлял их не только
против половцев, но и против непокорных вассалов и соседей. В результате
половецкая опасность была временно ликвидирована. Но, несмотря на усилия
Мономаха, объединить К. Р. не удалось. Объективные ист. процессы продолжали
развиваться, что выразилось прежде всего в быстром росте местных центров
- Чернигова, Галича, Смоленска и др., тянувшихся к самостоятельности. Сыну
Мономаха Мстиславу Владимировичу (княжившему в 1125-32) удалось
ещё победить половцев и выслать их князей в Византию (1129). После
смерти Мстислава (1132) К. Р. распалась на ряд самостоят, княжеств.
Начался период феод, раздробленности Руси.


Культура К. Р. уходит своими корнями
в глубины нар. культуры слав, племён. В период образования и развития гос-ва
она достигла высокого уровня и была обогащена влиянием визант. культуры.
В результате К. Р. стала в ряд передовых по культуре гос-в своего времени.
Средоточием феодальной культуры был город. Грамотность в К. Р. была сравнительно
широко распространена среди народа, о чём свидетельствуют берестяные
грамоты
и надписи на хоз. предметах (на пряслицах, бочках, сосудах
и т. д.). Есть сведения о существовании на Руси в это время школ
(даже женских).


"Дочери Ярослава Мудрого". Фреска
в центральном нефе Софийского собора в Киеве. Сер. 11 в.





Таблица I


К ст. Кения. 1. Равнина в пределах
тектонического грабена. 2. Найроби. Вид части города. 3. Нефтеперегонный
завод в Момбасе. 4. Гора Кения. 5. Слоны в национальном парке Цаво. 6.
Сбор чайного листа. 7. Просушка кофейных зёрен.


8. Сушка и отбелка волокна сизаля.


Таблица II


К ст. Керамика. 1. "Скоморох". Русская
глиняная игрушка. 16-17 вв. 2. Суповая миска. Майолика. Завод Гребенщиковых
в Москве. Сер. 18 в. 3. Ваза. Императорский фарфоровый завод (Петербург).
Первая четв. 19 в. 4. Чашечка (выполнена под руководством Д. И. Виноградова).
Императорский фарфоровый завод (Петербург). 1749. 5. Корзина для
десерта. Фаянс. Завод Тереховых и Киселёва близ Бронниц. 1830-31. 6. А.
М. Е ф и м о в а. Блюдо "Советские апельсины". Ленинградский фарфоровый
завод им. М. В. Ломоносова. 1959. 7. Б. А. С м и р н о в. Блюдо "Конь".
Глина с тёмной глазурью. 1963. 8.' М. А. В р у б е л ь. "Львица" (маскарон
с фасада дома С. И. Мамонтова в Москве). Майолика. 1891. 9. Э. Я.
П и йп у у. "Портрет девушки". Чёрный клинкер. 1958. 10. Л. П. Ш
у ш к а н о в а. "Гепард". Шамот. 1962.


Таблица III


К ст. Керамика. 1. Сосуд с орнаментом
из изображений козла, собак и птиц. Культура Сузы-А. Конец 4-го тыс. до
н. э. 2."Гиппопотам". Египет. 20-18 вв. до н. э. 3. Протоаттический лутрофор
(из Аттики). 700-680 до н. э. 4. Танагрская статуэтка. 32 вв. до н. э.
5. "Грифон". Керамический рельеф из дворца в Сузах. 1-я пол. 4 в. до н.
э. Переднеазиатский музей. Берлин. в. Ваза из Астрабада с росписью люстром.
Иран. 9 в. Археологический музей. Тегеран. 7. Сосуд с рельефным изображением
ягуара. Культура Куписнике (Перу). 8-5 вв. до н. э. Британский музей. Лондон.
8. Б. П а л и с с и. Блюдо. Фаянс. Ок. 1550. 9. Керамическая облицовка
мавзолея Туглу-Текин (1376) в ансамбле Шахи-Зинда в Самарканде. 10. Испано-мавританская
ваза из Валенсии с росписью люстром. 15 в. 11. Чернильница "Суд Париса".
Майолика. Италия. Нач. 16 в. Международный музей керамики. Фаэнца. 12.
Ваза с двуцветной росписью. Фарфор. Китай. 16-17 вв. Музей Гиме. Париж.
(1-4- Лувр, Париж; 8, 10- .Музей Виктории и Альберта, Лондон.)


Таблица IV


К ст. Керамика. 1. "Портландская
ваза" (копия древнеримской стеклянной вазы). Базальтовая и белая
каменные массы. Мануфактура Дж. Уэджвуда (Англия). Ок. 1780. <2.
Сосуд
с крышкой, фаянс. Сен-Поршер (Франция). 16 в. Музей Клюни. Париж.
<3.
Кувшин.
Фаянс. Невер (Франция). 17 в. 4. "Продавец гусей". Группа по модели
И. И. Кендлера. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Ок. 1735. Музей художественного
ремесла. Лейпциг. 5. Ваза из дворца Сен-Клу по проекту Л. С. Буазо
(бронзовая арматура П. Ф. Томира). Севрская фарфоровая мануфактура.
1783. 6. "Пастух". Костяной фарфор. Завод Челси (Англия). 1760-65.
7. Керамическое панно. Делфт (Нидерланды). Нач. 18 в. Государственный
музей. Амстердам. 8. Ю. X о р о в а (Чехословакия). "Лама". Каменная
масса. 1962. 9. Кубо Коматаро (Япония). Ваза. Фаянс. 1956. Музей
искусства народов Востока. Москва. 10. П. Пикассо (Франция). Блюдо.
Майолика. 1962. 11. Л. Г о рк а (Польша). Ваза и блюдо. Майолика.
1962. (1, 6- Музей Виктории и Альберта, Лондон; 3, 5- Лувр, Париж.)


Таблица V


К ст. Киев. 1. Площадь Богдана Хмельницкого.
Слева-памятник Богдану Хмельницкому (бронза, гранит, 1869-88, скульптор
М. О. Микешин); справа-колокольня Софийского монастыря (17-19 вв.) 2. Андреевская
церковь. 1748-67. По проекту архитектора В. В. Растрелли построена архитектором
И. Ф. Мичуриным. 3. Михайловская церковь Выдубецкого мона стыря. 1070-88.
4. Золотые ворота. Конец 11 в. 5. Кирилловская церковь. Середина 12 в.
Реставрация 18 в., архитектор И. Г. Григорович-Барский. 6. Мариинский дворец.
1752-55. Архитекторы В. В. Растрелли, А. В. Квасов и др. Реставра ция 1870,
архитектор К. Я. Маевский. 7. Монумент в честь магдебургского права. 1802-08.
Архитектор А. И. Меленский.


Таблица VI


К ст. Киев. 1. Здание Верховного
Совета УССР. 1936-39. Архитектор В. И. Заболотный. 2. Театр оперы и балета
им. Т. Г. Шевченко. 1901. Архитектор В. А. Шрётер. 3. Мост Патона. 1954.
Архитектор В. Е. Ладный. 4. Гостиница "Лебедь". 1971. Архитекторы Е. В.
Гусева, Ю. А. Чеканюк, Н. Б. Чмутина и др., инженеры А. А. Игнатенко и
др. 5. Крещатик. Застройка 1950-х гг. Архитекторы А. В. Власов, А. В. Добровольский,
В. Д. Елизаров, Б. И. Приймак, А. И. Малиновский. 6. Станция метрополитена
"Университет". 1960. Архитекторы Г. В.Головко, Б. В. Дзбановский и др.
7. Памятник чекистам. Гранит. 1967. Скульптор В. 3. Бородай, архитектор
А. Ф. Игнащенко. 8. Дворец пионеров. 1965. Архитекторы А. М. Милецкий,


Э. ,А. Бильский. Ленинский зал.


Таблица VII


К ст. Киевская Русь. 1-2. Спасо-Преображенский
собор в Чернигове. Начат до 1036 (1-западный фасад; 2-интерьер).
3. Михайловская церковь в Остре. 1098. Апсида. 4. Софийский собор в Новгороде.
1045-50. Восточный фасад. 5. НиколоДворищенский собор в Новгороде. Заложен
в 1113. Восточный фасад. 6. Церковь Спаса на Берестове в Киеве. Между 1113
и 1125. Южный фасад.


Таблица VIII


К ст. Киевская Русь. 1. "Архидиакон
Лаврентий " (фрагмент фрески). Сер. 11 в. Софийский собор в Киеве.
2. Фигуры апостолов из "Евхаристии" (фрагмент мозаики). Сер. Ив.
Софийский собор в Киеве. 3. "Пророк Соломон" (фрагмент фрески).
1-я пол. 12 в. Софийский собор в Новгороде. 4. Фигуры апостолов из "Евхаристии"
(фрагмент мозаики из собора Михайловского монастыря в Киеве). Нач.
12 в. 5. "Жена Иова" (фрагмент фрески). 30-е гг. 12 в. Николо-Дворищенский
собор в Новгороде. 6. "Мария" из "Благовещения" (фрагмент фрески из собора
Михайловского монастыря в Киеве). Нач. 12 в. 7. "Св. Нестор и Дмитрий".
Рельеф с фасада собора Михайловского монастыря в Киеве. Шифер. 11 в. Третьяковская
галерея. Москва. 8. "Евангелист Марк". Миниатюра "Остромирова Евангелия"
(1056-57, Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград).
9. "Геракл '(?), борющийся со львом". Рельеф из Печерского монастыря
в Киеве. Шифер. 11 в. Киево-Печерский историко-художественный музей-заповедник
(4, 6- Архитектурно-исторический музей-заповедник )

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я