КАСЫДА

КАСЫДА (араб.), жанровая поэтическая форма в лит-pax народов
Бл. и Cp. Востока, Cp. и Южной Азии. Панегирич. стихотворение, восхваляющее
к.-л. влиятельное лицо. Формальные признаки: значит, объём (от 20 до200
бейтов),
моно-рим
(рифмовка по системе аа ба ва да...) и трёхчастная композиция. По ср.-век.
канону К. начинается с "насиба", лирич. вступления, в к-ром автор оплакивает
разлуку с возлюбленной, затем следует описание путешествия поэта к восхваляемому
лицу и, наконец, главная часть - восхваление. С 11 -12 вв. появляются также
филос. К. Непременное упоминание в К. имён влиятельных особ, а иногда дат
и история, событий делает их важным историч. источником. Выдающиеся мастера
К. - араб, поэты Имру-уль-Кайс (6 в.) и Абу Таммам (9 в.), персидско-тадж.
поэты Унсурн, Анвари (11 в.), азерб. поэт Хагани (12 в.).

Лит.: К р а ч к о в с к и и И. Ю., Арабская поэзия, Избр. соч.,
т. 2, M., 1956;

Бертельс E. Э., История персидско-таджикской литературы, M.. 1960.

H. Б. Кондырева.
KACЫMOB Мухаммеджан (9.5.1907, кишлак Риштан, ныне Алтыарыкского
р-на Ферганской обл., Узб. CCP, - . 7. 1971, Душанбе), таджикский советский
актёр, нар. арт. СССР (1941). Чл. КПСС с 1948. Учился в Коканд-ском педагогич.
и Ташкентском кооперативном техникумах, участвовал в театр, самодеятельности.
С 1931 в труппе Тадж. театра им. Лахути (Душанбе). С нач. 40-х гг. ведущий
актёр этого театра. Лучшие роли: Рахимбек ("Краснопа-лочники" Улуг-зода),
Аллан ("Честь семьи" Мухтарова), Салих-бай ("Бай и батрак" Хамзы), Городничий
("Ревизор" Гоголя), Отелло, Лир ("Отелло", "Король Лир" Шекспира). К. обладал
большим темпераментом, его игра характеризовалась строгостью внеш. рисунка,
эмоциональностью. Занимался режиссёрской деятельностью. Снимался в кино.
Награждён 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Лит.: H у р д ж а н о в H., Мухаммеджан Касымов, M., 1955.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я