КАСТЫ

КАСТЫ (португ. casta - род, поколение, происхождение; санскр.
эквивалент - джати), эндогамные (см. Эндогамия) наследств, группы
людей, занимающие определённое место в социальной иерархии, связанные с
традиц. занятиями и ограниченные в общении друг с другом. В той или иной
форме признаки кастового деления имелись в обществ, строе многих древних
и ср.-век. гос-в (привилегиров. К. жрецов в Др. Египте, Др. Иране, сословие
самураев
в
Японии и т. д.), но только в Индии кастовая организация превратилась во
всеобъемлющую социальную систему. Здесь она возникла в древнем и раннесредневеко-вом
обществе первоначально в рамках четырёх сословий - варн - в процессе
складывания этнич. общностей из родо-плем. групп и формирования феод, со-словно-классовой
структуры. Образование новых К. (гл. обр. ремесленных и торговых) было
связано с дальнейшим обществ, разделением труда. "... Примитивная форма,
в которой осуществляется разделение труда у индусов и египтян, порождает
кастовый строй в государстве и в религии этих народов..." - отмечали К.
Маркс и Ф. Энгельс (Соч., 2 изд., т. 3, с. 38). Система К. -важный составной
элемент всей религ. системы индуизма.
Индуизм способствовал развитию
универсальности кастовой организации: раз возникнув, К. вбирала в себя
любую группу - сословную, профессиональную, этническую или религиозную.
Поэтому наряду с осн. массой К., выражавших сословие-классовое и проф.
деление инд. феод, общества, возникли К. на основе религ. сект (госаин,
йоги, лингаяты) и ассимилированных крупными этнич. общностями племён. Индусы
рассматривают всех неиндусов как "вне-кастовых", но группы иноверцев, живущие
в индусском окружении (христиане, сикхи, мусульмане и др.), обретают фактически
статус К. Остатки системы К. сохраняются также внутри христианской, сикхской
и особенно мусульм. общины в Индии: в них осталось деление на иерархически
расположенные эндогамные группы.

В пределах расселения каждой инд. народности К. образуют иерархич. структуру.
Верх, слой кастовой иерархии уже в раннесредневековом обществе составляли
брахманские и воен.-земледельч. К. (т. н. дваждырождённых), из к-рых формировался
класс феодалов и к-рые образовывали слой полноправных общинников (раджпуты,
кунби,
наяры, редди, веллала, джаты и др.). Высокое место в иерархии занимали
также городские торгово-ростовщич. К. (банья, четти и др.). Ниже стояли
К. арендаторов и ремесленников нек-рых специальностей (ткачей, ювелиров,
горшечников, плотников, кузнецов и др.). Самые низшие ступени сословно-кастовой
иерархии занимали К., члены к-рых не обладали правами общинного владения
и пользования землёй. Большинство их составляло слой полурабов-полукрепостных,
эксплуатировавшихся феод, верхушкой общины. К этой группе относились К.,
выполнявшие, согласно индуистской традиции, нечистые работы (метельщики,
кожевники, прачки и др.). На эти К. распространились наиболее многочисл.
социально-бытовые ограничения, контакт с ними считался оскверняющим для
лиц более высоких К. Поэтому они получили назв. "неприкасаемых"
(на
хинди - "ачхут").

В новое и новейшее время "неприкасаемые" стали одним из гл. источников
формирования с.-х. пролетариата Индии, образуя внутри него слой кабальных
батраков, в эксплуатации к-рых ещё сильны пережитки докапиталистических
отношений.

К. функционируют в определ. территориальных границах (деревни, группы
деревень, гор. квартала, всего города). Во главе К. стоят советы - панчаяты,
к-рые контролируют экономич. и обществ, деятельность членов К., следят
за выполнением кастовых правил, отправляют правосудие. В традиционном инд.
обществе, представлявшем собой систему общин, основанных на кастовой иерархии,
принадлежность к той или иной К. в принципе гарантировала соответствующие
условия существования, но в то же время предрекала навечно полученный по
рождению образ жизни. На протяжении большого периода социально-экономическое
положение нек-рых К. изменялось и соответственно несколько изменялось их
место в кастовой иерархии.

Развитие капитализма привело к нарушению традиционных генетич. связей
членов К. с определ. профессией и с постоянным районом расселения. Ограничения
в общении между членами различных К. ослабевают гл. обр. в городе, вне
традиционного быта. Из признаков К. наиболее стойкими оказались эндогам-ность
и передача принадлежности к К. по наследству.

К. оказали влияние на формирование классов в совр. инд. обществе. Так,
осн. часть инд. буржуазии - выходцы из торгово-ростовщич. К., осн. часть
верх, слоев крестьянства, а также чиновничества и интеллигенции - из воен.-земледельч.
и брахманских К. В период англ, колониального господства (сер. 18 в. -
1947) англ, власти проводили политику сохранения системы К., используя
её для раскола нац.-освободит, движения. Вождь индийского нац.-освободит,
движения M. К. Ганди выступал против кастовой дискриминации, за
единство всех К. и религиозных общин в освободительной борьбе.

По инд. конституции (1950) К. равноправны, кастовая дискриминация запрещена
законом (1955), проводятся спец. меры по улучшению экономич., социально-бытового
положения "неприкасаемых" и "отсталых племён". Однако кастовые различия,
прежде всего в деревне, всё ещё используются для усиления эксплуатации
трудящихся, особенно принадлежащих к низшим К. В наибольшей степени кастовые
ограничения сохранились в Юж. Индии. К. используются в политич. борьбе,
поскольку политич. структура совр. Индии своеобразно адаптировала К. как
наиболее универсальную в стране форму традиционной обществ, организации.
На выборах в местные и центр, законодат. органы все политич. партии учитывают
кастовый состав избирателей. В Инд. республике изменения в социаль-но-экономич.
положении К. привели к острым кастовым конфликтам 1950- 1960-х гг., выступлению
ряда К. за повышение их места в кастовой иерархии. В то же время усилились
массовые выступления за ликвидацию "неприкасаемости". Коммунистич. партия
Индии и др. прогрессивные силы борются за фактич. равенство К., против
кастовой дискриминации.


Лит.: Касты в Индии, M., 1965; К
у д-р я вцев M. К., Община и каста п Хин-дустане, M., 1971; S en art E.,
Les castes , dans 1'lnde, P., 1927; H u t t о n J. H.,Caste in India, 3
ed., L., 1961; G h u г у e G. S., Caste, class and occupation, 4 ed., Bombay,
1961; K a r v e I., Hindu society - an interpretation, Poona, 1961; S r
i n i v a s M. N., Caste in modern India, Bombay, 1962; Dumont L., Homo
hierarchicus, P., 1966. Г. Г. Котовский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я