КАРЛ-МАРКС-ШТАДТ

КАРЛ-МАРКС-ШТАДТ (Karl-Marx-Stadt) [до 1953 - Хемниц (Chemnitz)],
город в ГДР, на несудоходной р. Хемниц. Адм. ц. округа Карл-Маркс-Штадт.
299,3 тыс. жит. (1970). Важный узел жел. и автомоб. дорог, аэропорт. Возник
в 12 в. у торг, пути через Рудные горы. Экономич. рост города связан с
развитием в городе текст, пром-сти ещё с 14 в. Текст, специализация города
обусловила появление текст, машиностроения, к-рое получило мировое значение.
Имеются Станко- и автостроение, произ-во моторов, велосипедов, электрооборудования
для автомобилей, электронно-вы-числит. машин, электроприборов. Хим. пром-сть
(краски и др. вспомогательные средства для текст, пром-сти), швейное дело,
произ-во спорттоваров и мебели. Главные пром. р-ны - на Ю. (Альт-хемниц)
и 3. (Зигмаршенау). Б. ч.

Карл-Маркс-Штадт. Брюккенштрасе. Высотный жилой дом и административные
здания. 1960-е гг.

текст, предприятий размещается в городах-спутниках - Лимбах-Оберфрона,
Бургштедт, Грюна, Хартмансдорф, Хоэнштейн-Эрнстталь и др., откуда значит,
часть продукции поступает для окончат, отделки в К.-М.-Ш. Машиностроительный
ин-т; Высшая техническая школа и др.

Частично сохранились и восстановлены после 2-й мировой войны: ч Красная
башня" (12 в.); церкви Якобикирхе (14-15 вв.), Либфрауэнкирхе (15 в.),
Шлоскирхе (15-16 вв.); позднеготич. ратуша (кон. 15 в., новое здание -
1911), барочные жилые дома 18 в., б. универмаг Шоккена (1929-30, арх. Э.
Мендель-зон). В последние годы ведётся обширное индустриальное, жил. и
обществ, стр-во. Осуществляется план застройки центра (1969, арх. Л. Хан
и др.). На центр, площади в 1971 открыт памятник К. Марксу (бронза, гранит;сов.
скульптор Л. E. Кербель). Илл. см. также т. 6" табл. ХIII (стр. 384-385),
№ 6.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я