КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА

КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА автомобиля (от имени Дж. Кардана), устройство
для передачи вращения от ведущего вала к ведомому, расположенных под углом
один к другому. Часто в процессе работы угол и расстояние между валами
непрерывно изменяются. В автомобилях К. п. (рис. 1) применяются для соединения
двигателя и коробки передач (угол до 5°), коробки передач с раздаточной
коробкой (угол до 5°), коробки передач (раздаточной коробки) с главной
передачей (угол до 15°), а также в др. случаях (в рулевом приводе, для
привода лебёдок и т. п.). К. п. включает карданный вал с двумя (реже одним)
карданами. Если карданным валом соединяются механизмы, угол и расстояние
между к-рыми изменяются (напр., коробка передач и гл. передача автомобиля),
предусматривается осевая компенсация в виде скользящего шлицевого соединения,
допускающего изменение длины вала в заданных пределах. В зависимости от
величины угла между валами в К. п. могут быть использованы полукарданы
(жёсткие или упругие), полные карданы неравных угловых скоростей или карданы
равных угловых скоростей. Наиболее распространены полные карданы (рис.
2), осн. деталями к-рых являются две вилки, игольчатые подшипники, крестовина,
опоры для цапф крестовины и уплотняющие устройства. Кпд одного кардана
- 0,985-0,99.

Лит.: M а л а х о в с к и й Я. Э., Лапин А. А.,Веденеев H. К.,
Карданные передачи, M., 1962. M. И. Лурье.

Рис. 1. Схема карданной передачи автомобиля: / - коробка передач; 2
-
кардан; 3 - скользящее шлицевое соединение; 4 - карданный
вал; 5 - главная передача.

Кардамон; часть корневища с цветоносным побегом и лист; а, б, в -
плоды.

Рис. 2. Полный кардан: / - вилка; 2 - опора для цапф крестовины;
3
-
крышка; 4 - крестовина.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я