КАРБЮРАТОР

КАРБЮРАТОР (от франц. carburateur), прибор для дозировки топлива
и приготовления горючей смеси из жидкого топлива и воздуха для питания
двигателя
внутреннего сгорания с
внешним смесеобразованием. Процесс приготовления
горючей смеси наз. карбюрацией. Для того чтобы топливо в цилиндрах сгорало
полностью с большой скоростью, выделяя при этом возможно большее кол-во
тепла, оно должно быть подготовлено к сгоранию. Подготовка смеси заключается
в том, что жидкое топливо раздробляется на мелкие капельки (распыливается),
интенсивно перемешивается с воздухом и испаряется. Распыливание топлива
в К. происходит в результате попадания тонкой струи топлива, вытекающего
из распылителя, в быстродвижущийся поток воздуха, к-рый разбивает струю
топлива на мелкие капли, смешивается с ним и увлекает топливо по впускному
трубопроводу в цилиндры двигателя.

По направлению воздушного потока К. делятся на 3 группы: с падающим
(нисходящим) потоком, с восходящим и с горизонтальным. К. с нисходящим
потоком получили преим. распростоанение на автомобильных двигателях. К.
с горизонтальным потоком применяются гл. обр. на мотоциклах, лодочных двигателях,
а также на форсированных автомобильных двигателях.

К. (рис.) присоединяется к впускному трубопроводу двигателя. Во время
такта впуска поршень движется от головки цилиндра, в результате чего в
цилиндре создаётся разрежение, поэтому наружный воздух устремляется в цилиндр
и, проходя с большой скоростью через смесит, камеру К., увлекает за собой
топливо. Количество подаваемой в цилиндр горючей смеси регулируют дроссельной
заслонкой. Простейший К. не обеспечивает требуемого изменения состава горючей
смеси при переходе от одного режима работы двигателя к другому. Для обеспечения
необходимого качества состава смеси на всех режимах работы К. имеют дозирующие
устройства с автоматич. регулированием. График изменения состава горючей
смеси, подаваемой в двигатель в зависимости от расхода воздуха или нагрузки
двигателя, наз. характеристикой К.

Схема простейшего карбюратора: /-смесительная камера; 2 - диффузор;
3
-
воздушный патрубок; 4 - воздушная заслонка; 5 - топливопровод;
6
-
отверстие, соединяющее поплавковую камеру с атмосферой; 7 - запорная
игла; 8 - поплавок; 9 - поплавковая камера; 10 - жиклер;
// - распылитель; 12 - дроссельная заслонка.

Регулировка К. и его технич. состояние существенно влияют на работу
двигателя. Нарушение регулировки К. приводит к ухудшению экономичности,
ди-намич. качеств автомобиля, а также к увеличению токсичности отработавших
газов.

Лит.: Грибанов В. И., Орлов В. А., Карбюраторы двигателей внутреннего
сгорания, 2 изд., Л., 1967; Б л ей з H. Г., Автомобильные карбюраторы,
бензонасосы, фильтры, M., 1967. Б. А. Куров.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я