КАРАМЗИН

КАРАМЗИН Николай Михайлович [1(12).12.1766, с. Михайловка, ныне
Бу-зулукского р-на Оренбургской обл.,- 22.5(3.6). 1826, Петербург], русский
писатель, публицист н историк. Сын помещика Симбирской губ. Образование
получил дома, затем в Москве - в частном пансионе (до 1783); посещал также
лекции в Моск. университете. Сблизился с масонами из окружения H. И. Новикова.
Для
формирования мировоззрения и лит. взглядов К. показателен его интерес к
философии Просвещения, к творчеству англ, и нем. писателей-сентименталистов.
В журн. Новикова "Детское чтение для сердца и разума" опубл. многочисл.
переводы К. и его оригинальная повесть "Евгений и Юлия" (1789). В 1789
К. порвал с масонами. Совершил путешествие по Зап. Европе. Вернувшись в
Россию, издавал "Московский журнал" (1791-92), в к-ром опубл. и свои художеств,
произв. (осн. часть "Писем русского путешественника", повести "Лиодор",
"Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", стих. "Поэзия", "К Милости" и
др.). Журнал, печатавший также критич. статьи и рецензии К. на литературные
и театральные темы, пропагандировал эстетнч. программу рус. сентиментализма.

К Великой франц. революции К. отнёсся с пристальным вниманием. Период
якобинской диктатуры (1793-94) вызвал у него настроение разочарованности.
Позже К. в целом положительно относился к бурж. правопорядку, к-рый был
сохранён и упрочен Наполеоном I. После вынужденного почти полного молчания
в царствование Павла I К. вновь выступил как публицист, обосновывая в своём
журн. "Вестник Европы" программу умеренного консерватизма. В этом
же журнале была опубл. его историч. повесть "Марфа Посадница, или Покорение
Новгорода" (1803), утверждавшая неизбежность победы самодержавия над вольным
городом.

Лит. деятельность К., признанного главы рус. сентиментализма, сыграла
большую роль в разработке рус. лит-рой

Схема механизированной поточной линии производства тянутой карамели
с начинкой: 1 - сборник сахаро-паточного или сахаро-инвертного сиропа (карамельный
сироп) с влажностью 14-16%; 2 - плунжерный насос; 3 - змеевиковый
вакуумаппарат; 4 - охлаждающая машина; 5 - ленточный транспортёр;
6
-
тянульная машина; 7 - ленточный транспортёр; S - карамелеподкаточная
машина; 9 - сборник начинки; 10 - цилиндрическая темперирующая
машина; 11 - плунжерный насос; 12 - трубопровод; 13 - калибрующе-вытягивающая
машина; 14 - формующая машина; 15 - ленточный транспортёр
для предварительного охлаждения воздухом карамельной цепочки; 16 -
шкафной охлаждающий агрегат; 17 - транспортирующая установка; 18
-
карамелезавёрточные автоматы; 19 - наклонный жёлоб или ленточный
транспортёр, подающий карамель в расфасовочный весовой бункер, из которого
она высыпается в короба и идёт на упаковку.


проблемы личности, в совершенствовании
художеств. средств изображения внутр. мира человека, в развитии рус. лит.
языка. Ранняя проза К. оказала влияние на творчество В. А. Жуковского,
К. H. Батюшкова, молодого А. С. Пушкина.


С сер. 1790-х гг. определился
интерес К. к проблемам истории. Он оставляет художеств. лит-ру и работает
гл. обр. над "Историей государства Российского" (т. 1-8, 1816-17;" т. 9,
1821; т. 10-11, 1824; т. 12, 1829; переизд. неоднократно), к-рая стала
не только значит. историч. трудом, но и крупным явлением рус. художеств.
прозы, послужила осн. источником для пушкинского "Бориса Годунова" и рус.
историч. драматургии 1830-х гг. И. 3. Серман.


Ист. взгляды К. вытекали
из рациона-листич. (см. Рационализм) представления о ходе обществ.
развития: история человечества есть история всемирного прогресса, основу
к-рого составляет борьба разума с заблуждением, просвещения -с невежеством.
Решающую роль в истории, по К., играют великие люди. Все усилия К. употреблял
на раскрытие идейных и моральных мотивировок действий ист. личностей. Психологич.
анализ является для него осн. приёмом объяснения ист. событий.


" Бедная Лиза " (Москва,1921).


Иллюстрация M. В. Добужинского.


К. видел в истории науку,
призванную наставлять людей в их обществ. деятельности. К. защищал незыблемость
самодержавия и необходимость сохранения крепостных отношений, осудил восстание
декабристов и одобрил расправу над ними. В "Записке о древней и новой России"
(1811) выступил с резкой критикой проектов гос. преобразований M. M. Сперанского.


К.- сторонник норманской
теории
происхождения Рус. гос-ва. Периодизация рус. истории К. очень
близка к периодизации В. H. Татищева и M. M. Щербатова. Все
они отождествляют историю страны с историей гос-ва, а историю гос-ва -
с историей самодержавия. Однако К. внёс много нового как в понимание общего
хода рус. истории, так и в оценки отд. ист. событий. В отличие от Татищева
и Щербатова, видевших в удельной системе только движение назад и результат
неразумной политики великих князей, деливших гос-во между сыновьями, К.
считал, что удельная система была феодальной и "сообразна с обстоятельствами
и духом времени" и что она была свойственна всем странам Зап. Европы. Образование
единого гос-ва при Иване III он рассматривал как процесс, аналогичный (и
единовременный) процессу образования крупных централизованных гос-в в Зап.
Европе. К. не удовлетворялся чисто рационалистич. объяснением ист. событий
и в ряде случаев использовал т.н. праг-матич. (см. Прагматизм) взгляд
на историю и ист.-сравнительный метод, что ставило К. на уровень передовой
ист. науки того времени. Он впервые использовал большое число ист. документов,
в т.ч. Троицкую, Лаврентьевскую, Ипатьевскую летописи, Двинские грамоты.
Судебники, свидетельства иностранцев и пр. Извлечения из документов К.
поместил в пространных примечаниях к своей "Истории", к-рые долгое время
играли роль своеобразного архива. Однако в тексте "Истории" К. нередко
отходил от источника или отдавал предпочтение менее достоверному источнику
в угоду своим политич. целям и монархич. ист. концепции или из желания
"оживить" и "расцветить" события.


"История" К. содействовала
повышению интереса к отечеств, истории в различных слоях рус. общества.
Она знаменовала новый этап в развитии дворянского направления в рус. историч.
науке. Ист. концепция К. стала офиц. концепцией, поддерживаемой гос. властью.
Своим духовным отцом считали К. славянофилы. Отрицательно отнеслись
к "Истории" К. представители прогрессивного лагеря (декабристу, В.
Г. Белинский, H. Г. Чернышевский). Критическое отношение
встретила "История" К. со стороны представителей складывавшейся русской
буржуазной историографии (M. T. Каченовский, H. А. Полевой, С.
M.
Соловьёв). И. А. Кудрявцев. Соч.: Соч., т. 1-9, 3 изд., M., 1820;
Избр. соч. [Вступ. ст. П. H. Беркова и Г. П. Макогоненко], т. 1 - 2, M.,
1964; Поли. собр. стихотворений. [Вступ. ст., ред. и примеч. Ю. M. Лотмана],
М.- Л.. 1966. Лит.: Погодин M. П., H. M. Карамзин по его сочинениям,
письмам и отзывам современников, ч. 1 - 2, M., 1866; Бестужев-Рюмин К.,
Биографин и характеристики, СПБ. 1882; Г у к о в с к и й Г. А., Карамзин,
в кн.: История русской литературы, т. 5. М.- Л., 1941; Рубинштейн H. Л.,
Русская историография, M., 1941; Очерки истории исторической науки в СССР,
т. 1, M., 1955; Историография истории СССР с древнейших времён до Великой
Октябрьской социалистической революции.

Фрагмент памятника H. M.
Карамзину в Остафьево (под Москвой) по проекту академика H. 3. Панова.
1911.


H. M. Карамзин. Э. А. Карамян.
Карандаш (M. H. Румянцев).


M., 1961; Купреянова E. H.,
Русский роман первой четверти XIX в. От сентиментальной повести к роману,
в кн.: История русского романа, т. 1, М.- Л., 1962; Вацуро В., "Подвиг
честного человека", в сб.: Прометей, т. 5, M., 1968; Кислягина Л. Г., К
вопросу о развитии социально-политических взглядов H. M. Карамзина в 90-х
годах XVIII столетия. "Вестник МГУ", Серия 12, История, 1968, № 5: Кулакова
Л. И., Эстетические взгляды Карамзина, в её кн.: Очерки истории русской
эстетической мысли XVIII в.. Л., 1968; Державин и Карамзин в литературном
движении XVIII-начала XIX вв. [Сборник], Л., 1969; История русской литературы
XIX в. Библиографический указатель, М.- Л., 1962.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я