КАПЕРСТВО

КАПЕРСТВО осуществление воен. действий на море частновладельческими
судами, получившими от гос-ва спец. разрешение - каперское свидетельство
на захват и уничтожение неприятельских судов, а также судов нейтральных
стран, занимающихся перевозкой грузов для неприятельского гос-ва (см. Контрабанда).

Особенно широкое развитие К. получило в ср. века. Первоначально частные
лица пользовались правом захватывать и грабить неприятельские суда без
к.-л. спец. полномочий, затем гос-ва стали использовать эту практику как
средство ведения морской войны, подчинив её определённому порядку. Каперские
свидетельства выдавались как собственным гражданам, так и гражданам нейтральных
стран. Каперы, или арматоры, обязывались внести залог на случай уплаты
гос-вом убытков за незаконное ограбление ими нейтральных судов, были установлены
правила остановки и осмотра судов. Захваченное судно приводилось в порт
гос-ва, выдавшего каперское свидетельство, где происходило разбирательство
законности действий капера. Осуществление К. без каперского свидетельства
или на судах, не обозначенных в этом свидетельстве, приравнивалось к пиратству.

На практике К. почти всегда превращалось в морской разбой, что особенно
отрицательно влияло на развитие торговли. С кон. 18 в. началась борьба
за полное запрещение К. Первая попытка законодат. запрещения К. была осуществлена
во Франции в 1792. В этот же период был заключён ряд договоров между отд.
гос-вами, в к-рых содержались положения об отказе от К. На Парижском
конгрессе 1856
была подписана декларация, запретившая К.

В совр. междунар. праве судно, не являющееся военным, но совершающее
к.-л. воен. действия против неприятельских торг, или воен. судов, рассматривается
как пиратское со всеми вытекающими отсюда последствиями, предусмотренными
междунар. конвенциями (см. в ст. Пиратство).


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я