КАНОН

КАНОН форма многоголосной музыки, основанная на проведении во
всех голосах одной и той же мелодии, к-рая в каждом последующем голосе
вступает ещё до того, как она закончилась в предыдущем (принцип строгойимитации).
Наиболее
распространены 2- и 3-голосные К., однако встречаются и К. на 4-5 голосов.
Мелодия в К. может начинаться в каждом последующем голосе с того же звука
или со звука, отстоящего от него на любой интервал. Существуют виды К.,
в к-рых мелодия в последующих голосах проходит с увеличением или уменьшением
всех длительностей, в ином метрич. оформлении, в обращении (меняется направление
интервалов), в противодвижении (от последнего звука к первому) и т. п.
Встречаются т. н. д в о и н о и К., в к-ром имитируются 2 одновременно
звучащие мелодии-темы; бесконечный К., где окончание подводится к началу
т. о., что он может повторяться любое число раз. В загадочном К. выписана
только мелодия, и условия её имитирования должен установить исполнитель.
К. возник ок. 12 в. и особенно широко использовался с 14 в. в эпоху господства
полифонии; в 15 в. на канонич. основе часто строились крупные произв. культовой
музыки (канонич. месса). В последующее время К. чаще применяется
как элемент др. формы (напр., фуги). Высочайшего развития К. достиг
в творчестве И. С. Баха. Замечательные образцы К. принадлежат и рус. композиторам
(квартет "Какое чудное мгновенье" из 1-го действия "Руслана и Людмилы"
Глинки, дуэт "Враги" из 2-й картины 2-го действия "Евгения Онегина" Чайковского
и др.).

Лит.: Танеев С., Учение о каноне, M., 1929; Богатырев С.. Двойной
канон, М.- Л., 1947. Т.Ф.Мюллер.
KAHОН, канун, струнный щипковый муз. инструмент. Распространён
в странах Бл. и Cp. Востока. В Сов. Союзе встречается в Армении. Дл. 800-900
мм.
Корпус
плоский. Число струн 24. Настройка диатоническая. Звук извлекается плектром,
надетым на палец подобно напёрстку.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я