КАНАТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

КАНАТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО изготовление металлич. и неметаллич. (волокнистых)
канатов
на
соответствующем технологич. оборудовании. Основные операции К. п.: перемотка
проволоки, пряжи на катушки на волочильных или намоточных станках; свивка
(скручивание) прядей на прядевьющих машинах; свивка канатов на канатовьющем
или плетельном оборудовании.

Основные технологические параметры. На технологию изготовления каната
влияют такие параметры, как шаг свивки, характер касания проволок в прядях
и прядей в канате, направление и угол свивки, число прядей и др. Шаг свивки
проволок в прядях для канатов с точечным касанием (TK) не должен превышать
11 расчётных диаметров круглых или фасонных прядей; в канатах с линейным
касанием (ЛК) - 9 диаметров, в шестипрядных канатах - не более 6,5 диаметра,
в фасоннопряд-ных - 7,5', в канатах тройного кручения - 7, а в стренгах
плоского каната - 16 диаметров.

Пряди канатов с точечным касанием изготовляют одно- и многослойными.
Число слоев проволок в прядях не превышает 5, общее число проволок доходит
до 61, иногда - до 91. Каждый слой в канатах TK свивается при одинаковых
углах свивки, а в ЛК - при разных, обычно в одну сторону. Спиральные канаты
имеют чередующееся направление свивки для всех или части слоев, число к-рых
доходит до 10. Пряди в канатах с линейным касанием (число слоев не более
3) изготовляют за одну технологич. операцию с числом проволок не более
48, к-рые свиваются в одну сторону. Углы свивки относительно оси пряди
для канатов TK находятся в пределах 12-15°, для канатов ЛК- 16-20° (для
наружного слоя). Угол свивки прядей в канат выбирают близким по величине
к углу свивки проволок в прядях. Для изготовления канатов односторонней
свивки на канатовьющих машинах устанавливается планетарная передача, к-рая
сообщает вращение рамам с зарядными катушками и обеспечивает под-крутку
прядей для сохранения плотности их свивки.

Рис. 1. Пряде-канатовьющая роторная машина: 1 - рама; 2 - ротор-корзина;
3
-
распределительный шаблон; 4- роликовый преформатор; 5-
обжимной
механизм с плашками; 6 - рихтовальный механизм; 7 - тяговый механизм;
8
-
приёмный механизм; 9 - полый вал.

В неметаллич. (волокнистых) канатах пряди независимо от числа каболок
свиваются за одну технологич. операцию. Шаг свивки прядей трёхпрядных канатов
равен 0,65-0,75 длины окружности, шаг свивки кабельтовых канатов - 0,85-1,
верёвок-0,9-1,2, угол свивки - 27-33°. Направление свивки прядей и свивки
каната или верёвки может быть разным. Перед свивкой проводят антикоррозийную
смазку проволоки и прядей. Готовые изделия также смазывают и перед отправкой
потребителям наматывают на барабаны.

Производство металлических канатов осуществляют на прядевьющих и канатовыощих
машинах, к-рые имеют одинаковые кинематич. схемы и отличаются только размером
и числом зарядных катушек (от 3 до 48). На раме (стойке) машины (рис. 1)
размещается сердечник (металлич. или волокнистый), вокруг к-poro должны
свиваться проволоки или пряди. Свивающий орган машины имеет шаблон для
распределения проволок или прядей и преформатор для получения нераскручивающихся
прядей или канатов. В формирующем обжимном механизме с плашками образуется
конус свивки прядей или канатов и происходит их опрессовка. Для рихтовки
изделий предназначен ро-личный механизм, из к-рого изделие тяговым и приёмным
механизмами подаётся для намотки на катушки или барабаны.

В зависимости от конструкции свивающего органа различают машины двух
типов: роторные (корзиночные), в к-рых катушки в рамах размещаются между
отд. дисками и принимают участие в его вращении, и трубчатые (сигарные),
в к-рых зарядные катушки располагаются в дебалансированных каретках последовательно
внутри трубы-сигары (по её оси), но не вращаются вместе с трубой. В обоих
случаях катушки вращаются вокруг своих осей под действием силы, возникающей
при стягивании проволок, каболок или прядей тяговым механизмом. В роторных
машинах сердечник проходит внутри полого вала ротора, а в трубчатых - по
внутр. поверхности трубы. Направление свивки определяется изменением направления
вращения свивального органа, а шаг свивки - соответствующим подбором частоты
вращения свивального органа и окружной скорости тягового механизма. Трубчатые
машины имеют большую производительность по сравнению с роторными и нек-рыми
канатовьющими машинами при изготовлении канатов диаметром до 20 мм.
Плетёные
и плоские канаты изготовляют на спец. машинах и станках-тележках. Невитые
К. монтируются потребителями на месте применения.

Производство неметаллических канатов осуществляют на машинах, называемых
канатными дорогами (рис. 2), и стационарных прядевьющих и канатовыощих
машинах. На канатных дорогах каболки последовательно вытягиваются и свиваются
в пряди дл. до 350 ж Затем, проходя через головную стационарную и подвижную
части машины, пряди подкручиваются и группируются по 3 или 4 на тележке
с чекмарём - приспособлением для свивки каната. С помощью крючков головной
и подвижной частей машины пряди свиваются в канаты тросовой, а затем кабельтовой
свивки. На канатных дорогах изготовляют канаты или верёвки различных диаметров
дл. до 250 м при использовании 2-3 типоразмеров.

Рис. 2. Канатная дорога: 1 - передний лафет; 2- рельсовый
путь; 3 - калибродержатель; 4 - чекмарь; 5 - свивальная
тележка; 5 - вытяжная машина; 7 - приводной канат.

На стационарных машинах изготовляют канаты и верёвки за две или одну
технологич. операцию. В прядевьющих машинах, в отличие от машин для произ-ва
прядей из проволоки, катушки с каболками размещаются в шпулярниках, а свивальный
орган объединён с тяговым и приёмным механизмами, к-рые расположены внутри
него. Благодаря особой заправке прядей в свивальном органе (с дополнительным
оборотом) совр. конструкции машин за один оборот свивального органа обеспечивают
получение двух шагов свивки прядей. Kaнатовьющие машины для канатов из
волокнистых материалов отличаются от проволочных канатовьющих машин роторного
типа числом зарядных рам и конструкцией планетарного механизма .

Канатно-верёвочные изделия небольших диаметров изготовляются за одну
технологич. операцию (одновременное изготовление прядей и свивка их в канат)
на комбинированных шнур-машинах и т. н. габлёрках, состоящих из двух комбинированных
крутильных органов: один - для прядей, а другой - для свивки каната (верёвки)
в целом. Фалы изготовляют на оплёточных машинах, а морские плетёные канаты
- на спец. плетельных машинах.

Лит.: Букштейн M. А., Прядение жестких лубяных волокон и производство
крученых изделий, M., 1945 (Прядение лубяных волокон, ч. 3); Глушко M.
Ф., Стальные подъемные канаты, К., 1966; Сергеев С. Т., Надежность и долговечность
подъемных канатов, К., 1968; Букштейн M. А., Производство и использование
стальных канатов, 2 изд., M., 1973.

М. А. Букштейн.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я